В наше время уже сложно кого-то удивить ценой смартфона, превышающей тысячу долларов. Мы просто говорим, что это флагман, и ему можно столько стоить. Только вот почему цены так сильно растут? Нет, это связано не только с курсами валют. Есть и несколько других причин. Когда вышел первый iPhone, он не стоил и 500 долларов, хотя тогда он был реально революцией и чем-то по-настоящему прорывным. Тогда пользователи еще не знали, что за устройство связи можно заплатить больше тысячи долларов. В те времена реклама Samsung строилась на том, что iPhone стоит очень дорого, а смартфон не должен столько стоит. В наше время смартфон стал чем-то по-настоящему незаменимым. Именно поэтому люди готовы платить за него больше.
Покупая смартфон, мы покупаем не только телефон, как это было раньше. В одной коробке мы получаем камеру, офисные инструменты, банковские карты, хранилище информации и многое другое. Раньше это звучало как рекламные слоганы. Теперь же это реально так, и смартфон может заменить очень многое. Мы перестали ходить в банк, стоять в очередях в кинотеатрах и заходить на сайты, чтобы купить билет на поезд или самолет. При всей незаменимости смартфонов, производителю приходится внедрять в конструкцию новые и новые решения, а все это стоит дополнительных денег.
Себестоимость
Стоит подробнее остановиться на тех историях, когда после выхода нового смартфона люди начинают обсуждать его себестоимость, немного путая понятия. Виной тому статьи, в которых говорится о себестоимости флагманов, составляющей 300-350 долларов. После этого все начинают задавать вопросы, почему он тогда стоит 1000 долларов.
Не все понимают, что такое себестоимость и путают ее с тем, сколько компании тратят на производство одного уже разработанного смартфона. Как правило, те цифры, которые приводятся, это лишь стоимость компонентов, из которых состоит смартфон.
Например, Apple в 2018 году потратила на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) более 14 миллиардов долларов. Конечно, эти деньги тратятся на все продукты, но именно их надо “отбивать”, продавая свои устройства.
Кроме этого, есть еще расходы на сборку, выбраковку, упаковку, доставку, содержание розничных магазинов, оплату работников, рекламу и многое другое. Все эти расходы надо компенсировать и, при этом, получить прибыль. Дальше уже пользователю предлагается выбор, он может купить или не покупать этот смартфон.
Почему же смартфоны стоят дорого?
Смартфоны не только дали людям сервисы, но и заменили огромное количество гаджетов. Простой пример: люди перестали покупать камеры. Конечно, не считая серьезных зеркалок или системников, которые нужны для хобби.
Это уже само по себе позволяет производителям поднимать цену с каждым новым поколением смартфонов, обещая пользователям все новые и новые возможности, которые зачастую красочно преподносятся, но на деле являются голым маркетингом. Часто разницу между предыдущим и последующим поколениями назвать «существенной» язык не поворачивается.
Еще одним моментом, который влияет на стоимость смартфонов, является конкуренция. Казалось бы, она должна снижать стоимость, но в этой отрасли все работает не так логично. В основном это относится к топовым устройствам, которые являются странным симбиозом незаменимости и определенного уровня “понтов”.
Производители смартфонов в бюджетном сегменте пытаются предложить пользователю относительно хорошие характеристики за небольшие деньги. В итоге, компании соревнуются в стоимости в меньшую сторону.
Во многом компании тянутся за Apple. Когда выходит новый iPhone, Apple может попросить за него почти любые деньги, так как его все равно купят. Другим компаниям, даже если они могут сделать цену ниже, делать этого нет смысла. При более высокой наценке его все равно купят, а компании получат большую прибыль. Так они и подгоняют друг друга.
Но не стоит думать, что увеличение стоимости является исключительно накруткой. В наше время технологии развиваются не так быстро и требуют больших вложений. Но это не является основным фактором увеличения стоимости смартфонов. Все они важны в связке. Даже то, что выбраковка на производстве смартфонов, которые пытаются удивить своим внешним видом или характеристиками, тоже растет и требует денег.
Итоги
Подводя итоги, можно отметить несколько основных факторов увеличения стоимости:
незаменимость смартфонов
гонка за лидером по стоимости
увеличение стоимости разработок
В итоге мы имеем то, что имеем. Не исключено, что дальше стоимость будет только расти, и это не тот случай, когда появление конкурентов, способно сбить стоимость флагманов. Хорошим примером является OnePlus, который стоил дешево, а работал как флагман, но как выяснилось в итоге, просто набирал себе фанатскую базу, а теперь стоит сопоставимо с топовыми смартфонами других производителей.
источник