На мировом рынке СПГ появилась новая точка напряжения: подсанкционный российский газ снова пытается прорваться в Азию через один из самых опасных морских маршрутов. Танкер Zarya, загруженный топливом проекта «Арктик СПГ 2», направляется к Суэцкому каналу — несмотря на то, что большинство газовозов давно избегают этого пути из-за возобновившихся атак йеменских хуситов.
По данным Bloomberg, Zarya, несколько недель круживший вдоль атлантического побережья в поисках безопасного маршрута, теперь взял курс на египетский Порт-Саид, расположенный у входа в Суэцкий канал. Это попытка воспользоваться кратчайшим путём в Азию — маршрутом, который последние месяцы фактически стал закрыт для «нормального» коммерческого трафика. С начала новой волны нападений газовозы полностью ушли с этого направления; последний проход через Суэц был ещё в мае, и его тоже выполнял российский танкер Arctic Mulan, отмечают эксперты Energy Aspects.
Альтернативой Суэцкому коридору для российских арктических поставщиков традиционно служит Севморпуть. Но зимняя навигация там только что завершилась: льды делают путь недоступным или крайне рискованным. Таким образом, у Zarya фактически нет удобных вариантов, кроме как зайти в Суэц, несмотря на угрозу атак.
Отдельная интрига — покупатель. На сегодняшний день Китай остаётся единственной страной, которая продолжает брать подсанкционный СПГ с «Арктик СПГ 2». С августа Пекин приобрёл уже 15 партий. Для китайских трейдеров маршрут через Суэц критически важен: он сокращает время доставки и расходы в сравнении с обходом Африки. Но риски для судна — и политические, и физические — слишком велики, чтобы не вызвать глобального внимания.
Именно поэтому за рейсом Zarya сейчас следят особенно пристально: если танкер благополучно пройдёт Суэц и дойдёт до покупателя, это станет прецедентом — сигналом, что российский подсанкционный СПГ готов идти туда, где другие игроки не рискнут. Если же нет, российским поставкам снова придётся ждать весны и открытия Севморпути.
источник
уникальность