Россия увеличит расходы на проведение внешней политики к 2019 году почти на 6 млрд руб. Частично это объясняется поставками электричества в Абхазию. На популяризацию русского языка денег не нашлось
В четверг, 3 ноября, комитеты Госдумы по международным делам и по делам СНГ обсудили проект закона о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и вынесли на него свои заключения (есть у РБК). В них комитеты дали свою оценку распределению средств на профильные статьи бюджета.
Больше денег на внешнюю политику
Как следует из заключений комитетов, которые ссылаются на проект бюджета, финансирование внешнеполитической деятельности России за три года вырастет на 5,8 млрд руб. Речь идет о госпрограмме «Внешнеполитическая деятельность», ответственным исполнителем которой является Министерство иностранных дел. Если в этом году ее объем составил 121,6 млрд руб., то в 2017 году это будет 123 млрд руб., в 2018 году — 124,8 млрд руб., в 2019 году — 127,5 млрд руб., следует из законопроекта о бюджете. Рост расходов на внешнеполитическую деятельность связан, по словам председателя комитета по делам СНГ Леонида Калашникова, в том числе с обесцениваем рубля.
Зачем нужна программа «Внешнеполитическая деятельность»
Госпрограмма представляет собой план финансирования нужд российской дипломатии. В нынешнем виде этот план был утвержден постановлением правительства России в апреле 2014 года. Программа разделена на три «подпрограммы» — направления дипломатической работы. Первая подпрограмма касается «выработки и реализации государственной политики в сфере международных отношений», на нее приходится более половины расходов правительства. Сюда входит обеспечение работы посольств, защита россиян за рубежом, участие в международных организациях, проведение культурных мероприятий и даже «уход за российскими/советскими воинскими захоронениями». Вторая подпрограмма касается выполнения финансовых обязательств России перед странами СНГ в рамках международных соглашений. Третья подпрограмма относится к международному гуманитарному сотрудничеству. Сюда входит продвижение за рубежом российской науки и культуры, русского языка, а также поддержка международных связей регионов России.
С 2014 по 2020 год на программу «Внешнеполитическая деятельность» планировалось выделить суммарно свыше 607 млрд руб., следует из паспорта документа, но ежегодные траты закладывались почти в два раза ниже. К примеру, 73,8 млрд руб. в 2014 году, 75,5 млрд руб. в 2015 году и 76,7 млрд руб. в 2016 году. К 2018 году ежегодное финансирование должно было выйти на уровень около 79,5 млрд руб. и держаться далее в районе этой цифры.
Расходы на Абхазию и СНГ
Больше всего за будущие три года вырастет финансирование подпрограммы по выработке и реализации госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере международных отношений. В этом году ее бюджет был равен 102,85 млрд руб. Согласно пояснительной записке к законопроекту, в 2017 году бюджет подпрограммы увеличится на миллиард (до 103,8 млрд руб.), а в 2018–2019 годы он будет увеличиваться почти на 2 млрд ежегодно (105,3 млрд руб. и 108 млрд руб. соответственно).
В записке к бюджету этот рост расходов объясняется тратами на поставку электричества для Абхазии. Этим займется ПАО «Интер РАО ЕЭС». В 2017 году ему выделят 222 млн руб. на поставку электроэнергии для ликвидации энергодефицита в Абхазии.
Не так сильно будет увеличено финансирование на вторую подпрограмму — выполнение финансовых обязательств по обеспечению деятельности межгосударственных структур, созданных странами СНГ. В этом году Россия потратила на это 15 млрд руб. В 2017 году эта сумма вырастет на 322 млн руб. (до 15,5 млрд руб.), а в последующие годы — на 150–200 млн руб. (15,7 млрд руб. в 2018 году, 15,8 млрд руб. в 2019 году). Дополнительные деньги пойдут в том числе на индексацию зарплат сотрудников межгосударственных структур СНГ, говорится в пояснительной записке.
Незначительно повысится финансирование третьей подпрограммы — по деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию. В этом году оно равнялось 3,7 млрд руб., к 2019 году поднимется до почти 3,8 млрд руб.
Поддержка с замечаниями
Комитет по делам СНГ поддержал законопроект о бюджете, как и международный комитет, но с замечаниями. В своем заключении комитет по делам СНГ сетует на то, что на третью подпрограмму, которая подразумевает «поддержку российского культурно-гуманитарного присутствия за рубежом» и поддержку соотечественников, финансирование не повысилось. Соисполнителем МИД по этой подпрограмме является Россотрудничество.
«Эффективное осуществление агентством [Россотрудничеством] возложенных на него приоритетных направлений государственной внешней политики, финансирование его программной деятельности, в первую очередь по поддержке и популяризации русского языка, увеличение количества российских центров науки и культуры за рубежом становится опять проблематичным», — гласит заключение.
«Все говорят о «мягкой силе», но как дело доходит до выделения денег, никто их не дает. О какой информационной войне против нас можно говорить, когда мы не можем прибавить и рубля ни русским учителям, ни русским ученикам», — жалуется Калашников из комитета стран СНГ. По его словам, члены комитета договорились внести ко второму чтению соответствующие поправки в законопроект.
Как пояснил РБК профессор РАНХиГС Александр Михайленко, увеличение финансирования внешнеполитической деятельности может быть связано с двумя факторами. С одной стороны, это повышенное внимание властей к дипломатии в последние годы и, как следствие, наличие ряда важных проектов. С другой стороны, это кризисные явления в экономике, которые тормозят развитие дипломатической деятельности и заставляют выделять на нее дополнительные средства. Среди «флагманских проектов», которые остро нуждаются в дополнительных ресурсах, Михайленко называет новую редакцию Концепции внешней политики (которую МИД анонсировал еще весной), а также Евразийский экономический союз (ЕАЭС, призванный ускорить экономическую интеграцию постсоветских стран).
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/politics/03/11/2016/581b50cd9a7947327024cffa
В четверг, 3 ноября, комитеты Госдумы по международным делам и по делам СНГ обсудили проект закона о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и вынесли на него свои заключения (есть у РБК). В них комитеты дали свою оценку распределению средств на профильные статьи бюджета.
Больше денег на внешнюю политику
Как следует из заключений комитетов, которые ссылаются на проект бюджета, финансирование внешнеполитической деятельности России за три года вырастет на 5,8 млрд руб. Речь идет о госпрограмме «Внешнеполитическая деятельность», ответственным исполнителем которой является Министерство иностранных дел. Если в этом году ее объем составил 121,6 млрд руб., то в 2017 году это будет 123 млрд руб., в 2018 году — 124,8 млрд руб., в 2019 году — 127,5 млрд руб., следует из законопроекта о бюджете. Рост расходов на внешнеполитическую деятельность связан, по словам председателя комитета по делам СНГ Леонида Калашникова, в том числе с обесцениваем рубля.
Зачем нужна программа «Внешнеполитическая деятельность»
Госпрограмма представляет собой план финансирования нужд российской дипломатии. В нынешнем виде этот план был утвержден постановлением правительства России в апреле 2014 года. Программа разделена на три «подпрограммы» — направления дипломатической работы. Первая подпрограмма касается «выработки и реализации государственной политики в сфере международных отношений», на нее приходится более половины расходов правительства. Сюда входит обеспечение работы посольств, защита россиян за рубежом, участие в международных организациях, проведение культурных мероприятий и даже «уход за российскими/советскими воинскими захоронениями». Вторая подпрограмма касается выполнения финансовых обязательств России перед странами СНГ в рамках международных соглашений. Третья подпрограмма относится к международному гуманитарному сотрудничеству. Сюда входит продвижение за рубежом российской науки и культуры, русского языка, а также поддержка международных связей регионов России.
С 2014 по 2020 год на программу «Внешнеполитическая деятельность» планировалось выделить суммарно свыше 607 млрд руб., следует из паспорта документа, но ежегодные траты закладывались почти в два раза ниже. К примеру, 73,8 млрд руб. в 2014 году, 75,5 млрд руб. в 2015 году и 76,7 млрд руб. в 2016 году. К 2018 году ежегодное финансирование должно было выйти на уровень около 79,5 млрд руб. и держаться далее в районе этой цифры.
Расходы на Абхазию и СНГ
Больше всего за будущие три года вырастет финансирование подпрограммы по выработке и реализации госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере международных отношений. В этом году ее бюджет был равен 102,85 млрд руб. Согласно пояснительной записке к законопроекту, в 2017 году бюджет подпрограммы увеличится на миллиард (до 103,8 млрд руб.), а в 2018–2019 годы он будет увеличиваться почти на 2 млрд ежегодно (105,3 млрд руб. и 108 млрд руб. соответственно).
В записке к бюджету этот рост расходов объясняется тратами на поставку электричества для Абхазии. Этим займется ПАО «Интер РАО ЕЭС». В 2017 году ему выделят 222 млн руб. на поставку электроэнергии для ликвидации энергодефицита в Абхазии.
Не так сильно будет увеличено финансирование на вторую подпрограмму — выполнение финансовых обязательств по обеспечению деятельности межгосударственных структур, созданных странами СНГ. В этом году Россия потратила на это 15 млрд руб. В 2017 году эта сумма вырастет на 322 млн руб. (до 15,5 млрд руб.), а в последующие годы — на 150–200 млн руб. (15,7 млрд руб. в 2018 году, 15,8 млрд руб. в 2019 году). Дополнительные деньги пойдут в том числе на индексацию зарплат сотрудников межгосударственных структур СНГ, говорится в пояснительной записке.
Незначительно повысится финансирование третьей подпрограммы — по деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию. В этом году оно равнялось 3,7 млрд руб., к 2019 году поднимется до почти 3,8 млрд руб.
Поддержка с замечаниями
Комитет по делам СНГ поддержал законопроект о бюджете, как и международный комитет, но с замечаниями. В своем заключении комитет по делам СНГ сетует на то, что на третью подпрограмму, которая подразумевает «поддержку российского культурно-гуманитарного присутствия за рубежом» и поддержку соотечественников, финансирование не повысилось. Соисполнителем МИД по этой подпрограмме является Россотрудничество.
«Эффективное осуществление агентством [Россотрудничеством] возложенных на него приоритетных направлений государственной внешней политики, финансирование его программной деятельности, в первую очередь по поддержке и популяризации русского языка, увеличение количества российских центров науки и культуры за рубежом становится опять проблематичным», — гласит заключение.
«Все говорят о «мягкой силе», но как дело доходит до выделения денег, никто их не дает. О какой информационной войне против нас можно говорить, когда мы не можем прибавить и рубля ни русским учителям, ни русским ученикам», — жалуется Калашников из комитета стран СНГ. По его словам, члены комитета договорились внести ко второму чтению соответствующие поправки в законопроект.
Как пояснил РБК профессор РАНХиГС Александр Михайленко, увеличение финансирования внешнеполитической деятельности может быть связано с двумя факторами. С одной стороны, это повышенное внимание властей к дипломатии в последние годы и, как следствие, наличие ряда важных проектов. С другой стороны, это кризисные явления в экономике, которые тормозят развитие дипломатической деятельности и заставляют выделять на нее дополнительные средства. Среди «флагманских проектов», которые остро нуждаются в дополнительных ресурсах, Михайленко называет новую редакцию Концепции внешней политики (которую МИД анонсировал еще весной), а также Евразийский экономический союз (ЕАЭС, призванный ускорить экономическую интеграцию постсоветских стран).
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/politics/03/11/2016/581b50cd9a7947327024cffa