Реформы пенсионной системы в странах с переходной экономикой
ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Словакия: Пенсионный возраст повышен до 60 лет для мужчин и 53-57 лет для женщин (в зависимости от числа детей). Предусмотрены льготы по досрочному выходу на пенсию, однако по сравнению с другими странами количество тех, кто пользуется ими, относительно невелико. Досрочный выход на пенсию за два года до достижения пенсионного возраста в случае увольнения отменен в 1999 году. Предусмотрена особая система пенсионного обеспечения военнослужащих. До недавнего времени прогнозы показывали, что дефицит в словацкой системе не возникнет до 2012 года. Однако вследствие роста пенсионных выплат теперь дефицит прогнозируется через несколько лет.
Россия: В ходе недавно осуществленных реформ сбор отчислений в распределительную систему был централизован в государственном казначействе; была незначительно снижена ставка налога на фонд оплаты труда и создана система индивидуальных счетов. Правительство предлагает увеличить размеры распределительных пенсий, ввести накопительные схемы для досрочного выхода на пенсию (в качестве единственной серьезной реформы распределительной системы) и создать второй уровень в 2002 году, взносы в который составят 2%, но постепенно будут увеличиваться. В процессе реализации данной схемы возникают серьезные проблемы с финансированием, разработкой и институциональным обеспечением; третий уровень существует, но для него характерен высокий риск портфеля и слабая дисциплина.
Украина: Проект закона о реформировании распределительной системы (повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, увеличение стажа для расчета пенсий, индексация заработной платы на основании цен +20%, сокращение льгот, снижение ставки отчислений и введение второго уровня (начиная с 2003 года, или когда это позволят макроэкономические условия); взносы первоначально составят 2% от фонда оплаты труда и через 4 года увеличатся до 7%) представлен на первое чтение в парламент; добровольные пенсионные фонды действуют, но в их отношении отсутствует регулирование или надзор; соответствующий закон внесен в Парламент.
Литва: Изначально — традиционный возраст, 60/55 лет. В 1995 году первым законом предусмотрено повышение пенсионного возраста на 4 месяца в год для мужчин и на 2 месяца в год для женщин, вплоть до достижения пенсионного возраста в 65 лет. Позже этот возраст был снижен до 62,5 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Отраслевые льготы были значительно сокращены.
Федеративная Республика Югославия (Сербия и Черногория): В настоящее время реформы не осуществляются. Для государственной пенсионной системы характерны низкий пенсионный возраст, щедро начисленные пенсии, обеспечивающие очень высокий коэффициент замещения (для пенсий по старости — до 1,2), щедрые положения по досрочному выходу на пенсию, мягкие положения по установлению инвалидности и очень высокий налог на фонд оплаты труда. Данная система нежизнеспособна с финансовой точки зрения и неустойчива.
Албания: Некоторые элементы параметрической реформы введены в 1993 году: двухуровневая формула выплат, включающая базовую пенсию и надбавку, привязанную к размеру заработной платы; возможность досрочного выхода на пенсию в основном отменена; индексация на основе цен.
Молдова: Реформа распределительной системы: пенсионный возраст повышается до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин; ужесточаются требования к стажу; большинство льгот отменяются; размер пенсии привязан к сумме взносов, однако в реальности пенсии достаточно единообразны.
Узбекистан: Функции сбора взносов согласно решения Правительства централизованно осуществляются Налоговым комитетом; пенсионные фонды объединены в Министерстве социального обеспечения — оно отвечает за управление расходами фондов, укрепляет актуарный потенциал и готовит реформу распределительной системы (которая в настоящее время не реформирована). Реформа предполагает постепенное упразднение досрочного выхода на пенсию, введение механизма начисления пенсий на основании пожизненного стажа (без повышения пенсионного возраста) и подготовку законов о третьем уровне.
Киргизия: Реформированная распределительная система на базе условно-накопительных счетов; пенсионный возраст увеличен до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин; второй уровень отсутствует; в рамках программы АБР составлен проект закона о третьем уровне, однако он оказался неудачным и не был принят парламентом; отменены многие льготы, ужесточены критерии признания лиц инвалидами, проведены некоторые институциональные реформы, например, координация Налоговой инспекцией и совершенствование системы бухгалтерского учета; общим результатом реформ стало значительное сокращение дефицита и задолженности.
Азербайджан: Основные реформы ограничились следующим: повышение минимального пенсионного возраста на 2 года, до 62 лет для мужчин и 57 лет для женщин; пересмотр перечня профессий, предоставляющих право на досрочный выход на пенсию. Ни второго, ни третьего уровней не предусмотрено. Размер пенсионных выплат уменьшен посредством введения субъективной верхней границы, которая устанавливается на основании справочной заработной платы, и дискреционного индексирования, которое проводится при наличии средств.
Армения: Проведены некоторые параметрические реформы: пенсии практически единообразны (в формулу расчета пенсии входит базовая пенсия и очень ограниченный дифференцированный компонент, размер которого зависит от стажа); пенсионный возраст ежегодно повышается на полтора года; он должен достигнуть 63 лет для женщин (в 2004 году) и 65 лет для мужчин (в 2011 году); некоторые из прежних льгот по досрочному выходу на пенсию отменены; индексация носит дискреционный характер (проводится при наличии ресурсов). В настоящее время вводится система индивидуальных счетов, разрабатываются планы для условно-накопительных счетов и готовятся законы, отменяющие положения о досрочном выходе на пенсию. Второй уровень не предусматривается. В среднесрочной перспективе планируется введение третьего уровня.
Грузия: Реформированная распределительная система (близка к единой пенсии); пенсионный возраст повышен до 65 лет как для мужчин, так и для женщин; большинство отраслевых льгот отменено; второй уровень отсутствует; принят закон о третьем уровне, однако он не действует.
Таджикистан: Постепенно рефомируется распределительная система (с некоторым сокращением диапазона предоставляемых пенсий); пенсионный возраст по-прежнему составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, однако начиная с 1 июля 2001 году до 2003 года он будет повышен (до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин); в настоящее время в Фонд социальной защиты работники отчисляют 1% заработной платы, работодатели — 25% ФОТ; отменены некоторые отраслевые льготы; второй и третий уровень отсутствуют. Недавно Правительством принят закон об использовании системы индивидуального учета (пилотный проект проводится в г. Душанбе).
ВЫВОДЫ ИЗ ОПЫТА СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Многоуровневые реформы с более выраженным присутствием накопительного компонента могут быть реализованы в странах, где наблюдаются:
высокий скрытый долг;
сильные связи с распределительным уровнем;
растущий коэффициент демографической нагрузки.
Выручка от приватизации (при ее наличии) — отличный источник покрытия части издержек перехода.
Для формулирования реформы полезны широкие обследования и опросы общественного мнения.
Увеличение чистой приведенной стоимости будущих пенсий — критический фактор с точки зрения:
повышения дисциплины уплаты взносов;
расширения участия;
раскрытия смысла реформы.
Формирование союзов в интересах реализации пенсионной реформы — первейшая задача в условиях борьбы между поколениями; очень важно мобилизовать молодежь.
Возможности по реализации реформы легко переоценить.
Необходимо найти тонкое равновесие между защищенностью и потенциальной отдачей, стабильностью и изменениями, государственным и частным, а также затратами и индивидуальным выбором.
ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Словакия: Пенсионный возраст повышен до 60 лет для мужчин и 53-57 лет для женщин (в зависимости от числа детей). Предусмотрены льготы по досрочному выходу на пенсию, однако по сравнению с другими странами количество тех, кто пользуется ими, относительно невелико. Досрочный выход на пенсию за два года до достижения пенсионного возраста в случае увольнения отменен в 1999 году. Предусмотрена особая система пенсионного обеспечения военнослужащих. До недавнего времени прогнозы показывали, что дефицит в словацкой системе не возникнет до 2012 года. Однако вследствие роста пенсионных выплат теперь дефицит прогнозируется через несколько лет.
Россия: В ходе недавно осуществленных реформ сбор отчислений в распределительную систему был централизован в государственном казначействе; была незначительно снижена ставка налога на фонд оплаты труда и создана система индивидуальных счетов. Правительство предлагает увеличить размеры распределительных пенсий, ввести накопительные схемы для досрочного выхода на пенсию (в качестве единственной серьезной реформы распределительной системы) и создать второй уровень в 2002 году, взносы в который составят 2%, но постепенно будут увеличиваться. В процессе реализации данной схемы возникают серьезные проблемы с финансированием, разработкой и институциональным обеспечением; третий уровень существует, но для него характерен высокий риск портфеля и слабая дисциплина.
Украина: Проект закона о реформировании распределительной системы (повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, увеличение стажа для расчета пенсий, индексация заработной платы на основании цен +20%, сокращение льгот, снижение ставки отчислений и введение второго уровня (начиная с 2003 года, или когда это позволят макроэкономические условия); взносы первоначально составят 2% от фонда оплаты труда и через 4 года увеличатся до 7%) представлен на первое чтение в парламент; добровольные пенсионные фонды действуют, но в их отношении отсутствует регулирование или надзор; соответствующий закон внесен в Парламент.
Литва: Изначально — традиционный возраст, 60/55 лет. В 1995 году первым законом предусмотрено повышение пенсионного возраста на 4 месяца в год для мужчин и на 2 месяца в год для женщин, вплоть до достижения пенсионного возраста в 65 лет. Позже этот возраст был снижен до 62,5 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Отраслевые льготы были значительно сокращены.
Федеративная Республика Югославия (Сербия и Черногория): В настоящее время реформы не осуществляются. Для государственной пенсионной системы характерны низкий пенсионный возраст, щедро начисленные пенсии, обеспечивающие очень высокий коэффициент замещения (для пенсий по старости — до 1,2), щедрые положения по досрочному выходу на пенсию, мягкие положения по установлению инвалидности и очень высокий налог на фонд оплаты труда. Данная система нежизнеспособна с финансовой точки зрения и неустойчива.
Албания: Некоторые элементы параметрической реформы введены в 1993 году: двухуровневая формула выплат, включающая базовую пенсию и надбавку, привязанную к размеру заработной платы; возможность досрочного выхода на пенсию в основном отменена; индексация на основе цен.
Молдова: Реформа распределительной системы: пенсионный возраст повышается до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин; ужесточаются требования к стажу; большинство льгот отменяются; размер пенсии привязан к сумме взносов, однако в реальности пенсии достаточно единообразны.
Узбекистан: Функции сбора взносов согласно решения Правительства централизованно осуществляются Налоговым комитетом; пенсионные фонды объединены в Министерстве социального обеспечения — оно отвечает за управление расходами фондов, укрепляет актуарный потенциал и готовит реформу распределительной системы (которая в настоящее время не реформирована). Реформа предполагает постепенное упразднение досрочного выхода на пенсию, введение механизма начисления пенсий на основании пожизненного стажа (без повышения пенсионного возраста) и подготовку законов о третьем уровне.
Киргизия: Реформированная распределительная система на базе условно-накопительных счетов; пенсионный возраст увеличен до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин; второй уровень отсутствует; в рамках программы АБР составлен проект закона о третьем уровне, однако он оказался неудачным и не был принят парламентом; отменены многие льготы, ужесточены критерии признания лиц инвалидами, проведены некоторые институциональные реформы, например, координация Налоговой инспекцией и совершенствование системы бухгалтерского учета; общим результатом реформ стало значительное сокращение дефицита и задолженности.
Азербайджан: Основные реформы ограничились следующим: повышение минимального пенсионного возраста на 2 года, до 62 лет для мужчин и 57 лет для женщин; пересмотр перечня профессий, предоставляющих право на досрочный выход на пенсию. Ни второго, ни третьего уровней не предусмотрено. Размер пенсионных выплат уменьшен посредством введения субъективной верхней границы, которая устанавливается на основании справочной заработной платы, и дискреционного индексирования, которое проводится при наличии средств.
Армения: Проведены некоторые параметрические реформы: пенсии практически единообразны (в формулу расчета пенсии входит базовая пенсия и очень ограниченный дифференцированный компонент, размер которого зависит от стажа); пенсионный возраст ежегодно повышается на полтора года; он должен достигнуть 63 лет для женщин (в 2004 году) и 65 лет для мужчин (в 2011 году); некоторые из прежних льгот по досрочному выходу на пенсию отменены; индексация носит дискреционный характер (проводится при наличии ресурсов). В настоящее время вводится система индивидуальных счетов, разрабатываются планы для условно-накопительных счетов и готовятся законы, отменяющие положения о досрочном выходе на пенсию. Второй уровень не предусматривается. В среднесрочной перспективе планируется введение третьего уровня.
Грузия: Реформированная распределительная система (близка к единой пенсии); пенсионный возраст повышен до 65 лет как для мужчин, так и для женщин; большинство отраслевых льгот отменено; второй уровень отсутствует; принят закон о третьем уровне, однако он не действует.
Таджикистан: Постепенно рефомируется распределительная система (с некоторым сокращением диапазона предоставляемых пенсий); пенсионный возраст по-прежнему составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, однако начиная с 1 июля 2001 году до 2003 года он будет повышен (до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин); в настоящее время в Фонд социальной защиты работники отчисляют 1% заработной платы, работодатели — 25% ФОТ; отменены некоторые отраслевые льготы; второй и третий уровень отсутствуют. Недавно Правительством принят закон об использовании системы индивидуального учета (пилотный проект проводится в г. Душанбе).
ВЫВОДЫ ИЗ ОПЫТА СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Многоуровневые реформы с более выраженным присутствием накопительного компонента могут быть реализованы в странах, где наблюдаются:
высокий скрытый долг;
сильные связи с распределительным уровнем;
растущий коэффициент демографической нагрузки.
Выручка от приватизации (при ее наличии) — отличный источник покрытия части издержек перехода.
Для формулирования реформы полезны широкие обследования и опросы общественного мнения.
Увеличение чистой приведенной стоимости будущих пенсий — критический фактор с точки зрения:
повышения дисциплины уплаты взносов;
расширения участия;
раскрытия смысла реформы.
Формирование союзов в интересах реализации пенсионной реформы — первейшая задача в условиях борьбы между поколениями; очень важно мобилизовать молодежь.
Возможности по реализации реформы легко переоценить.
Необходимо найти тонкое равновесие между защищенностью и потенциальной отдачей, стабильностью и изменениями, государственным и частным, а также затратами и индивидуальным выбором.