Ужесточение санкционного давления со стороны США уже заметно меняет маршруты экспорта российского дизельного топлива. Традиционно крупнейший покупатель — Турция — резко сократила закупки, в то время как страны Африки начали активно наращивать импорт.
По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), в октябре 2025 года африканские государства — Марокко, Тунис, Сенегал и Ливия — впервые обогнали Турцию по объему закупок российского дизеля. Поставки в Африку выросли на 21% в месячном выражении и на 85% в годовом, достигнув 938 тыс. тонн. В то же время турецкие порты приняли на 19% меньше дизеля месяц к месяцу и на 40% меньше год к году, всего 762 тыс. тонн.
Турция, являющаяся третьим по величине покупателем российской нефти после Китая и Индии, на прошлой неделе практически прекратила закупки нефти. Так, с 3 по 9 ноября экспорт российской нефти в Турцию не осуществлялся впервые с начала года. По итогам октября среднесуточные поставки нефти немного выросли — с 62 тыс. тонн в сентябре до 67 тыс. тонн в сутки, однако недельные показатели демонстрируют резкое снижение.
Снижение закупок дизеля и нефти Турцией связывают с давлением США, в частности с активностью президента Дональда Трампа, который в сентябре призывал Анкару прекратить импорт российской нефти.
В целом морской экспорт российской нефти за прошлую неделю упал на 17%, до 333 тыс. тонн в сутки. При этом поставки в Индию сократились на 37%, до 33 тыс. тонн в сутки, а в Китай — на 35%, до 89 тыс. тонн в сутки.
На фоне снижения спроса дисконт на российскую нефть Urals к североморской корзине Brent вырос: в Приморске с $12,55 за баррель 20 октября до $19,4 за баррель 12 ноября, а в Новороссийске аналогичный показатель увеличился до $19,4–21,15 за баррель.
источник
уникальность