Международная платёжная платформа PayPal обнародовала результаты своего нового исследования, проведённого совместно с Data Insight. В рамках исследования компания решила изучить один из наиболее динамично развивающихся рынков — розничные онлайн-продажи за границу. Согласно экспертным оценкам Data Insight, объём трансграничных розничных продаж товаров и услуг (включая цифровые товары, продажу контента, игры и социальные сети) из России в другие страны в 2016 г. превысит сумму в $2 млрд, что в целом на 32% выше объёма продаж в 2015. Для сравнения, объем внутреннего рынка онлайн-торговли теми же товарами и услугами в России составит за 2016 г. более $20 млрд. Рынок розничного интернет-экспорта товаров и услуг из России растет почти вдвое быстрее домашнего рынка, сообщили CNews в PayPal.
Согласно опросу онлайн-продавцов, российские товары и услуги приобретают популярность во всем мире, при этом наибольший объем платежей за них поступает из Северной Америки (42,1% в 2016 г.), Западной Европы (30,8%) и Азиатско-тихоокеанского региона (12,2%). Любопытно, что покупатели из стран бывшего СССР имеют почти вдвое меньший среднего чек, но даже и в этом случае объем продаж в соседние страны невелик, отметили в компании. Больше всего покупателей российской продукции находится в США, Германии и Великобритании. Доля покупателей из Китая, наоборот, пока не велика.
Опрос также позволил составить портрет типичного российского онлайн-продавца, поставляющего товары в другие страны. Так, большинство индивидуальных предпринимателей и компаний, продающих товары и услуги в Сети в другие страны (66%), находятся вне Москвы и Московской области. Это отличается от внутреннего рынка электронной торговли, 60% компаний на котором представляют именно российскую столицу. В основном онлайн-продавцы за рубеж — молодые компании. Большинство было создано либо в этом, либо в прошлом году (36% в общей сложности). Как отметили в Data Insight, заметные изменения в развитии экспортной онлайн-торговли произошли 3 года назад, и с того времени количество новых компаний постоянно растет. И крупные, и небольшие компании имеют одинаковый потенциал быть успешными на зарубежных рынках, считают в компании.
По данным опроса предпринимателей, наиболее популярными категориями продаваемых за рубеж товаров и услуг являются: цифровые товары и игры — 35%, услуги в сфере путешествий (отели, билеты) — 26%, физические товары — 23%. Среди основных подкатегорий — одежда и обувь, предметы ручной работы и уникальные изделия, автозапчасти и электроника.
Среди материальных товаров самой быстрорастущей категорией являются именно товары ручной работы (речь не о сувенирах, а об авторских предметах) и уникальные вещи. Их поставляет множество компаний — от крошечных до достаточно крупных, отметили в PayPal.
Данные опроса также показали, что средняя стоимость покупки зависит от типа экспортируемых товаров или услуг. Для контента (игры, музыка, книги) этот показатель составляет от нескольких десятков до нескольких сотен рублей, тогда как для материальных товаров это около p5 тыс. Услуги, среди которых есть и переводы, и программирование, и разработка дизайн-проектов, в среднем имеют стоимость заметно более p10 тыс.
Продажа за рубеж сопряжена с трудностями. Большинство продавцов сходятся во мнении, что самой главной сложностью является логистика, подразумевающая безопасную доставку товаров клиенту (так считает 31% респондентов). Затем идёт языковой барьер (27%) — многие чувствуют, что не достаточно владеют иностранным языком для общения с покупателями (эта проблема особенно остро ощущается в регионах). Нехватка доверия и необходимость развеивать сомнения покупателей может стать еще одним фактором, сдерживающим развитие трансграничных продаж (25%). О трудностях с получением платежей из-за границы говорят 19% российских продавцов.
Тем не менее 93% опрошенных предпринимателей видят перспективу в продолжении работы на зарубежных рынках. Из того, что могло бы помочь компаниям в развитии трансграничных продаж, в основном называют наличие партнёров в других странах (47%), получение более подробной информации о зарубежных рынках (36%) и упрощение таможенных процедур и законодательства, регламентирующего сферу платежей (27% и 24% соответственно).
Исследование проводилось PayPal и Data Insight в августе и сентябре 2016 г.; в качестве основы исследования использовался онлайн-опрос 2700 индивидуальных предпринимателей и компаний, продающих свою продукцию за рубеж. Кроме того, были проанализированы собственные данные PayPal и Data Insight, а также проведены экспертные интервью с представителями компаний, продающих товары на зарубежных рынках.
Согласно опросу онлайн-продавцов, российские товары и услуги приобретают популярность во всем мире, при этом наибольший объем платежей за них поступает из Северной Америки (42,1% в 2016 г.), Западной Европы (30,8%) и Азиатско-тихоокеанского региона (12,2%). Любопытно, что покупатели из стран бывшего СССР имеют почти вдвое меньший среднего чек, но даже и в этом случае объем продаж в соседние страны невелик, отметили в компании. Больше всего покупателей российской продукции находится в США, Германии и Великобритании. Доля покупателей из Китая, наоборот, пока не велика.
Опрос также позволил составить портрет типичного российского онлайн-продавца, поставляющего товары в другие страны. Так, большинство индивидуальных предпринимателей и компаний, продающих товары и услуги в Сети в другие страны (66%), находятся вне Москвы и Московской области. Это отличается от внутреннего рынка электронной торговли, 60% компаний на котором представляют именно российскую столицу. В основном онлайн-продавцы за рубеж — молодые компании. Большинство было создано либо в этом, либо в прошлом году (36% в общей сложности). Как отметили в Data Insight, заметные изменения в развитии экспортной онлайн-торговли произошли 3 года назад, и с того времени количество новых компаний постоянно растет. И крупные, и небольшие компании имеют одинаковый потенциал быть успешными на зарубежных рынках, считают в компании.
Ключевые экспортные рынки
По данным опроса предпринимателей, наиболее популярными категориями продаваемых за рубеж товаров и услуг являются: цифровые товары и игры — 35%, услуги в сфере путешествий (отели, билеты) — 26%, физические товары — 23%. Среди основных подкатегорий — одежда и обувь, предметы ручной работы и уникальные изделия, автозапчасти и электроника.
Среди материальных товаров самой быстрорастущей категорией являются именно товары ручной работы (речь не о сувенирах, а об авторских предметах) и уникальные вещи. Их поставляет множество компаний — от крошечных до достаточно крупных, отметили в PayPal.
Данные опроса также показали, что средняя стоимость покупки зависит от типа экспортируемых товаров или услуг. Для контента (игры, музыка, книги) этот показатель составляет от нескольких десятков до нескольких сотен рублей, тогда как для материальных товаров это около p5 тыс. Услуги, среди которых есть и переводы, и программирование, и разработка дизайн-проектов, в среднем имеют стоимость заметно более p10 тыс.
Категории экспортных товаров
Продажа за рубеж сопряжена с трудностями. Большинство продавцов сходятся во мнении, что самой главной сложностью является логистика, подразумевающая безопасную доставку товаров клиенту (так считает 31% респондентов). Затем идёт языковой барьер (27%) — многие чувствуют, что не достаточно владеют иностранным языком для общения с покупателями (эта проблема особенно остро ощущается в регионах). Нехватка доверия и необходимость развеивать сомнения покупателей может стать еще одним фактором, сдерживающим развитие трансграничных продаж (25%). О трудностях с получением платежей из-за границы говорят 19% российских продавцов.
Тем не менее 93% опрошенных предпринимателей видят перспективу в продолжении работы на зарубежных рынках. Из того, что могло бы помочь компаниям в развитии трансграничных продаж, в основном называют наличие партнёров в других странах (47%), получение более подробной информации о зарубежных рынках (36%) и упрощение таможенных процедур и законодательства, регламентирующего сферу платежей (27% и 24% соответственно).
пояснил Владимир Малюгин, руководитель PayPal в России.«PayPal является естественным решением для компаний, желающих продавать свою продукцию за рубеж, поскольку мы работаем более чем на 200 рынках и выступаем источником доверия для их потенциальных клиентов, —
— Мы запустили полноценный сервис PayPal в России всего три года назад, сегодня среди наших клиентов — тысячи местных онлайн-продавцов, которые активно используют нашу платформу для продажи своей продукции за границу. Меня воодушевляет, что несмотря на все сложности, которые упоминались респондентами в этом исследовании, наши российские компании добиваются успехов на зарубежных рынках — продают ПО, цифровой контент, модную одежду, уникальные изделия в противовес бытующему мифу о том, что в рознице за рубеж Россия поставляет только матрёшки и ушанки. Этот рост трансграничных продаж отражается и на нашей собственной статистике. Мы намерены продолжать активную работу в этой области с тем, чтобы помочь российским компаниям превратить эти возможности в масштабный тренд».
отметил Федор Вирин, партнер Data Insight.«Исследуя торговлю через интернет, мы часто концентрируемся на продажах из-за рубежа, забывая, что есть немалое количество компаний, которые, наоборот, продают что-то в другие страны, —
— Среди них много перепродавцов, но, что особенно интересно (и приятно), мы увидели в этом исследовании огромное количество предпринимателей, производящих уникальные товары или услуги и продающие их покупателям из других стран. Самым важным, наверное, для нас результатом этого исследования стало то, что мы нашли новый слой российских предпринимателей: небольшие бизнесы, производящие товары мирового качества здесь в России».
Информация об исследовании
Исследование проводилось PayPal и Data Insight в августе и сентябре 2016 г.; в качестве основы исследования использовался онлайн-опрос 2700 индивидуальных предпринимателей и компаний, продающих свою продукцию за рубеж. Кроме того, были проанализированы собственные данные PayPal и Data Insight, а также проведены экспертные интервью с представителями компаний, продающих товары на зарубежных рынках.