Разумеется не просто так, обычно гос долг списывается в обмен на какие нибудь преференции и плюшки.
Восток дело тонкое!
«В начале 90-х годов, когда у нас происходила трансформация экономики от плановой к рыночной, осуществлялись поставки российских товаров в Узбекистан. В России в это время менялась форма собственности. Были государственные предприятия, которые поменяли эту форму самым различным образом. И задолженность за поставки, которые формально осуществлялись государственными предприятиями, Узбекистан в 1998 году перестал признавать как государственный долг», – рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии», эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
«Узбекистан – страна упертая. Каримов считал, что они правы, тем более перед ним был пример поведения России в отношении других стран-должников. Мы прощали куда большие суммы: Афганистану – более 11 млрд долларов, столько же списали Монголии, 4,7 млрд простили Алжиру, 12 млрд – Ираку, то есть тем режимам, которые в свое время получали вспомоществование от СССР.
Естественно, у политической элиты Узбекистана был такой подход: мы же ближе, чем какие-то монголы, и раз они прощают такие деньги им, то чем мы хуже?» – говорит Куртов.
Эксперт считает, что списание долга – это нехороший симптом. «Поскольку евразийская интеграция – это приоритет внешней политики России, то сохранение этого приоритета и демонстрация того, что у нас в этом направлении что-то получается, выливается в то, что мы возвращаемся к советской практике.
Ради демонстрации хороших отношений с бывшими союзными республиками мы начинаем брать на себя огромные расходы, которыми являются и недополученные долги», – отмечает Куртов.
Примером подобной политики эксперт считает договоренности с Арменией, которая с 1 января входит в состав Таможенного союза. «За много месяцев до этого мы договорились с Арменией о том, что ей будут предоставлены те преференции, которые имеют только члены ТС.
Не будучи членом Таможенного союза, Армения получает газ по ценам существенно ниже, чем все остальные страны, не входящие в ТС. Вот вам жертва из российского бюджета».
Говоря о пользе сотрудничества, Куртов отмечает, что пока Узбекистан находится в куда большем выигрыше, нежели Россия. А дружественные заявления Каримова – не более чем очередная хитрость. «Недавно на саммите Ислама Каримова прорвало: он начал ругать Порошенко. Почему, мол, президент Украины не счел нужным встретиться со странами СНГ. Вроде бы это пророссийская позиция. Но это же всего лишь слова.
На Востоке любят делать хитрые демонстративные жесты», – говорит эксперт.
Политика Узбекистана в отношении России носит поистине восточный характер, что делает эту страну не самым надежным союзником, уверен Куртов.
«Узбекистан был членом ОДКБ. Договор о коллективной безопасности был подписан в 1992 году именно в Ташкенте. Но спустя некоторое время Узбекистан демонстративно вышел из этого договора. Причем как! Он сообщил об этом на юбилейной сессии Североатлантического альянса. То есть это был прямой плевок в сторону России, – напоминает эксперт. – Узбекистан одно время был членом ЕврАзЭС. Потом, опять же, демонстративно из него вышел. В ОДКБ он вернулся после 1999 года, а потом вновь потребовал приостановить свое членство. Является ли такая политика примером того, что эту страну можно назвать стратегическим партнером России?»
Полностью мнение эксперта здесь:
http://www.vz.ru/world/2014/12/10/719741.html