Россияне перестали тратить деньги
От отсутствия спроса страдают не только производители и продавцы, но и вся экономика в целом
Число россиян, вынужденных экономить на повседневных расходах, перевалило за 50% населения страны. В условиях, когда цены растут, а реальные доходы падают, ничего другого не остается. Потребительский спрос и покупательная способность россиян снижается. За прошлый год паление достигло рекордных 10%. Производители и ритейлеры бьют тревогу. Страдает вся экономика страны и недополучает свой ВВП (валовый внутренний продукт – доход от товаров и услуг, произведенный в стране – Ред.). Как стимулировать спрос и что ждет потребительский рынок, производители выясняли на круглом столе в рамках Петербургского международного экономического форума.
Открыл дискуссию Мартайн Пейтерс из аудиторской компании PwC и начал с невеселой статистики. Каждый четвертый россиянин перестал делать импульсивные покупки. Каждый третий – перешел с брендовых товаров на более дешевые. 15% приучились покупать обувь и одежду по мере необходимости. 30% вовсе отложили эти покупки до лучших времен. Всего расходы сократили 84% наших соотечественников.
В 2017 году спрос начнет восстанавливаться, но медленно. По проценту в год, по расчетам аналитиков. Слабый экономический рост не придаст покупателям уверенности в будущем, и привычка экономить останется. Что в таких условиях делать производителям и розничным сетям?
- Прежде всего, обеспечить покупателям присутствие товаров в магазине, - начал с простого Валерий Щапов, президент компании «Марс». – И уже затем обеспечить лучшее соотношение по цене и качеству. Стоит снижать себе стоимость производства: переносить его из-за рубежа в Россию.
- Нужно начать мыслить шире, чтобы повысить эффективность бизнеса, - советует Алексей Григорьев, вице-президент «МЕТРО Кэш энд Керри». – Нужно предлагать потребителям не столько товар, сколько услугу. Например, развивать продажи через интернет, оттачивать сервис доставки. Это пока не очень развито в России, но имеет огромный потенциал.
- Электронная коммерция – один из выходов для предпринимателей в тяжелые времена, - согласился Кристиан Кауфманн, представитель Unilever. – Причем, россияне уже более ли менее привыкли покупать через Сеть одежду и обувь. Но онлайн продажи продуктов и даже бытовой химии – тоже возможны. Это позволит и снизить издержки, и дать покупателям больше маневренности и свободы.
Из виртуального мира в реальный присутствующих вернул Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group. Компания объединяет крупнейшие розничые сети: «Пятерочка, «Перекресток», «Карусель» и другие. И как никто другой знает, что происходит с простым российским покупателем.
- Мы видим три важных тенденции. Во-первых, россияне пока не готовы отказаться от докризисного уровня потребления. То есть, они хотят товаров такого же качества и ассортимента, но по оптимальным ценам. Для этого они переходят на более дешевые бренды. Это вторая тенденция. Все больше и больше россиян предпочитают продукцию магазинов под собственными торговыми марками. И наконец, все больше и больше людей проявляют интерес к скидкам и промо-акциям. Маркетинговые приемы стимулируют спрос и позволяют пробиться на рынок новым отечественным поставщикам.
В 2014 году средняя скидка составляла 26%. По итогам 2015 г. она достигла уже 29%. А среднее количество товаров, продающихся по акциям, в магазине выросло с 10 до 12. Не бояться ли магазины, что россияне так и останутся «охотниками за скидками» и перестанут покупать товары без бонусов и акций?
- В прошлом году, к сожалению, было самое большое падение доходов у населения. Это не могло не отразиться на покупателе. В данной ситуации надо понимать, покупатель выбирает не скидку, он выбирает низкую цену, - заверил Игорь Шехтерман.
Чтобы преодолеть проблемы, которые испытывают и производство, и розница участники дискуссии выработали несколько советов. Во-первых, наладить более слаженные действия между производителями и ритейлерами. Это адаптирует ассортимент под нужды покупателей. А во-вторых, сократить давление на бизнес. В том числе количество ненужных проверок и дублирование различными ведомствами функций друг друга, Об этом предприниматели просят уже давно. Отраслевое саморегулирование - главный драйвер добросовестной конкуренции, подчеркивают они.
источник
От отсутствия спроса страдают не только производители и продавцы, но и вся экономика в целом
Число россиян, вынужденных экономить на повседневных расходах, перевалило за 50% населения страны. В условиях, когда цены растут, а реальные доходы падают, ничего другого не остается. Потребительский спрос и покупательная способность россиян снижается. За прошлый год паление достигло рекордных 10%. Производители и ритейлеры бьют тревогу. Страдает вся экономика страны и недополучает свой ВВП (валовый внутренний продукт – доход от товаров и услуг, произведенный в стране – Ред.). Как стимулировать спрос и что ждет потребительский рынок, производители выясняли на круглом столе в рамках Петербургского международного экономического форума.
Открыл дискуссию Мартайн Пейтерс из аудиторской компании PwC и начал с невеселой статистики. Каждый четвертый россиянин перестал делать импульсивные покупки. Каждый третий – перешел с брендовых товаров на более дешевые. 15% приучились покупать обувь и одежду по мере необходимости. 30% вовсе отложили эти покупки до лучших времен. Всего расходы сократили 84% наших соотечественников.
В 2017 году спрос начнет восстанавливаться, но медленно. По проценту в год, по расчетам аналитиков. Слабый экономический рост не придаст покупателям уверенности в будущем, и привычка экономить останется. Что в таких условиях делать производителям и розничным сетям?
- Прежде всего, обеспечить покупателям присутствие товаров в магазине, - начал с простого Валерий Щапов, президент компании «Марс». – И уже затем обеспечить лучшее соотношение по цене и качеству. Стоит снижать себе стоимость производства: переносить его из-за рубежа в Россию.
- Нужно начать мыслить шире, чтобы повысить эффективность бизнеса, - советует Алексей Григорьев, вице-президент «МЕТРО Кэш энд Керри». – Нужно предлагать потребителям не столько товар, сколько услугу. Например, развивать продажи через интернет, оттачивать сервис доставки. Это пока не очень развито в России, но имеет огромный потенциал.
- Электронная коммерция – один из выходов для предпринимателей в тяжелые времена, - согласился Кристиан Кауфманн, представитель Unilever. – Причем, россияне уже более ли менее привыкли покупать через Сеть одежду и обувь. Но онлайн продажи продуктов и даже бытовой химии – тоже возможны. Это позволит и снизить издержки, и дать покупателям больше маневренности и свободы.
Из виртуального мира в реальный присутствующих вернул Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group. Компания объединяет крупнейшие розничые сети: «Пятерочка, «Перекресток», «Карусель» и другие. И как никто другой знает, что происходит с простым российским покупателем.
- Мы видим три важных тенденции. Во-первых, россияне пока не готовы отказаться от докризисного уровня потребления. То есть, они хотят товаров такого же качества и ассортимента, но по оптимальным ценам. Для этого они переходят на более дешевые бренды. Это вторая тенденция. Все больше и больше россиян предпочитают продукцию магазинов под собственными торговыми марками. И наконец, все больше и больше людей проявляют интерес к скидкам и промо-акциям. Маркетинговые приемы стимулируют спрос и позволяют пробиться на рынок новым отечественным поставщикам.
В 2014 году средняя скидка составляла 26%. По итогам 2015 г. она достигла уже 29%. А среднее количество товаров, продающихся по акциям, в магазине выросло с 10 до 12. Не бояться ли магазины, что россияне так и останутся «охотниками за скидками» и перестанут покупать товары без бонусов и акций?
- В прошлом году, к сожалению, было самое большое падение доходов у населения. Это не могло не отразиться на покупателе. В данной ситуации надо понимать, покупатель выбирает не скидку, он выбирает низкую цену, - заверил Игорь Шехтерман.
Чтобы преодолеть проблемы, которые испытывают и производство, и розница участники дискуссии выработали несколько советов. Во-первых, наладить более слаженные действия между производителями и ритейлерами. Это адаптирует ассортимент под нужды покупателей. А во-вторых, сократить давление на бизнес. В том числе количество ненужных проверок и дублирование различными ведомствами функций друг друга, Об этом предприниматели просят уже давно. Отраслевое саморегулирование - главный драйвер добросовестной конкуренции, подчеркивают они.
источник
Последнее редактирование: