За последние полгода две трети россиян перешли в режим экономии или даже отказались от некоторых товаров и услуг. При этом чаще всего горожане совсем отказываются от путешествий, развлечений, покупки гаджетов и деликатесов. А вот сокращать расходы на спорт и красоту они не готовы даже в кризис.
Две трети россиян были вынуждены перейти в режим экономии, выяснил в ходе последнего исследования холдинг «Ромир». Так, каждый второй горожанин сократил расходы по некоторым статьям, а каждый девятый и вовсе отказался от некоторых продуктов и услуг.
Вынуждает россиян экономить рост цен, причем в первую очередь обыватели отметили подорожание самых насущных товаров. «По мнению большинства, подорожала прежде всего еда – об этом заявили 92% опрошенных. Причем более половины респондентов считают, что цены на еду выросли за последние полгода более чем на 40%, – констатируют авторы исследования. – О подорожании одежды и обуви заявили 87% россиян. Подорожание деликатесов отметили 81% респондентов. От 70% до 80% опрошенных отметили подорожание в той или иной степени медицинских услуг, алкоголя, развлечений, путешествий, транспорта, гаджетов и сигарет. Пожалуй, менее всего респонденты говорили о повышении цен в сфере спорта и фитнеса – 45%».
Женщины более склонны экономить, чем мужчины. Среди представителей старшего поколения в возрасте 60 лет и старше доля экономящих составляет 72%, в то время как среди молодежи – лишь 58%. Менее склонны к экономии жители крупных городов и мегаполисов, где такой ответ дали порядка 40% опрошенных. Наибольшая доля экономящих была выявлена в северо-западном регионе (82%) и на Урале (75%).
В первую очередь под сокращение расходов в последние полгода попали продукты питания, одежда и обувь, алкоголь, косметика и медицина. В то же время россияне оказались не готовыми экономить на спорте и фитнесе, посещении салонов красоты и бытовых услугах.
Часть россиян и вовсе отказались от некоторых трат. Так, в категорию «излишних» (по доле россиян, переставших приобретать товары) попали путешествия, развлечения, походы в ресторан, покупка гаджетов и деликатесов. В то же время россияне смогли совсем отказаться от оплаты мобильной связи, транспорта, медицинских расходов и покупки одежды и обуви. Меньше респондентов в целях экономии отказались и от так называемых «вредных» категорий товаров – алкоголя (20%) и сигарет (18%).
Как показала практика 2008–2009 годов, в кризис потребители в первую очередь стремятся экономить на товарах длительного пользования – одежде, автомобилях, бытовой технике, констатирует финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. Впрочем, добавляет эксперт, тогда рубль ослаблялся не так резко и не так сильно, как сейчас. «То есть на этот раз из-за «девальвационного» роста цен на товары первой необходимости спрос на товары не первой необходимости сократится еще больше, – говорит он. – Вдобавок, ситуацию еще больше усугубит повышение у домохозяйств склонности к сбережениям из-за опасений потери работы и повышенных инфляционных ожиданий. Между тем интересно отметить, что в прошлый кризис россияне в гораздо меньшей степени экономили на такой статье расходов, как развлечения (рестораны, кино, отдых и т.п.). Возможно, это связано с тем, что таким образом население стремится отвлечься от негативного новостного потока и сложной экономической конъюнктуры».
Руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский обращает внимание на ряд нюансов. «Если посмотреть на структуру ответов, вряд ли респонденты, отказавшиеся экономить на спорте, будет меньше тратить на еду. С другой стороны, таких в нашей стране единицы, подавляющее большинство о спорте вспоминают лишь из телетрансляций, а порой просто лишены возможности заниматься им, так как едва сводят концы с концами, не говоря уже об абонементе в фитнес-зал, – говорит он. – Что касается выделенных приоритетов, внешний вид остается одним из ключевых ориентиров у наших соотечественников, но только если говорить о женщинах и только о косметике, так как зачастую на красоте лица все и заканчивается. Здесь добавить нечего – сокращение реальных доходов не заставят изменить желание выглядеть хорошо».
Источник