Рынок краудфандинга в России развивается благодаря технологиям и развитию социального предпринимательства.
Россияне проспонсировали друг друга в прошлом году на 2 млрд рублей через площадки по сбору «народных» денег, рассказали «Известиям» в пресс-службе Банка России. Такое финансирование обычно привлекается для запуска проектов, не вызывающих интереса у инвесторов. Объемы краудфандинга в стране будут увеличиваться с каждым годом, прогнозируют эксперты.
Механизмом «народного финансирования» (краудфандинг от сrowd — толпа и funding — финансирование) сегодня пользуется 10 тыс. россиян. Это демонстрируют результаты мониторинга деятельности таких площадок, проведенного Центробанком в 2016 году, рассказали «Известиям» в Центробанке. По прогнозам экспертов, к концу года объем этого рынка составит 4 млрд рублей, а затем будет ежегодно увеличиваться на 15–30%. Для сравнения: объем банковского кредитования физлиц в прошлом году составил 7,2 трлн рублей.
Центробанк в этом году впервые провел мониторинг рынка краудфандинга, хотя такие системы работают уже несколько лет. До сих пор рынок никем не регулируется. Проведенная оценка его емкости — первый шаг в этом направлении. У регулятора есть «дорожная карта» по развитию финансового рынка на 2016–2018 годы, которая предусматривает начало взаимодействия с такими площадками.
Всего регулятор проанализировал деятельность 10 крупнейших краудфандинговых площадок за прошлый год, среди которых planeta.ru, boomstarter.ru, kroogi.com, thankyou.ru, rusini.org и Smipon.ru. В ЦБ пришли к выводу, что у «народного финансирования» большой потенциал роста.
— Потенциал развития краудфандинга как модели взаимодействия кредиторов и заемщиков без участия финансового посредника обусловлен прежде всего быстрым развитием интернета, возможностью мгновенных дистанционных переводов и формированием различных сред, поддерживающих и развивающих формы социального инвестирования, — прокомментировали результаты работы в пресс-службе ЦБ.
Этот рынок еще окончательно не сформирован, и ему присущи все особенности развивающихся рынков — в том числе волатильность и неравномерное распределение объемов операций по различным видам деятельности между участниками.
Рисков мошенничества ЦБ в ходе мониторинга не выявил.
— По итогам анализа отчетности, предоставляемой в ЦБ, не выявлено признаков формирования финансовых пирамид либо предпосылок для совершения мошеннических действий среди краудфандинговых площадок, — сообщили в пресс-службе Банка России.
Как рассказали в пресс-службе компании «Яндекс-деньги», за одиннадцать месяцев 2016 года с помощью платежного сервиса люди перевели на благотворительность и краудфандинг около 665 млн рублей. Это на 47% больше, чем за такой же период 2015 года.
На planeta.ru сборы в 2016 году выросли на 45% по сравнению с годом ранее, сообщил гендиректор и сооснователь компании Федор Мурачковский.
По его данным, 20% средств, собранных на planeta.ru, пользователи переводят на социальные нужды. Например, широкий резонанс вызвал проект по сбору средств на частичное финансирование разработки вакцины от рака.
— Кроме того, активно поддерживают творческие проекты: 19% средств на нашей платформе привлекают музыкальные кампании и 17% — съемки видео и анимация, — пояснил бизнесмен. — Сейчас мы плотно работаем над развитием сферы бизнеса и технологий.
По словам Федора Мурачковского, дальнейшему росту популярности «народного финансирования» будет способствовать развитие малого бизнеса и социального предпринимательства.
— Всё большее количество предпринимателей будут использовать этот инструмент, чтобы развивать свой бизнес, — пояснил гендиректор planeta.ru. — Уже сейчас инвесторы обращают внимание на стартапы, которые реализуют краудфандинговые кампании, и чем успешнее они это делают, тем выше шанс привлечь инвестиции.
По прогнозам управляющего партнера АО «2К» Тамары Касьяновой, в конце 2017 года объем рынка краудфандинга достигнет 4 млрд рублей. По оценкам зампреда Локо-банка Андрея Люшина, с 2018 года сегмент будет показывать рост в 15–30% ежегодно. Рисков мошенничества в сегменте эксперты не видят.
— Крауд-платформы жестко контролируют авторов проектов, — пояснил Федор Мурачковский. — Также существует система модерации: самые подозрительные проекты просто не допускаются до краудфандинга. Те, кто прошел модерацию, должны подписать договор с краудфандинговой платформой, по которому они обязуются выполнить все условия крауд-проекта — в особенности выдать все вознаграждения тем, кто финансово поддержал проект.
Мировой объем краудфандинга, по данным Crowdfunding Industry Report, равнялся $35 млрд в 2015 году. Львиная доля пришлась на кредитование Р2Р — финансирование частными лицами частных лиц — $25 млрд.
источник