Михаил Касьянов,
Премьер-министр России в 2000-2004 гг
С 2004 по 2014 год страна получила более $2 трлн дополнительных сырьевых доходов, что составляет два годовых ВВП по нынешнему курсу. К сожалению, этот подарок судьбы не пошел впрок
Среди экономистов и экспертов существует консенсус, который состоит в том, что российская экономика серьезно больна и «таблетками не отделаешься». Методы лечения может подсказать взгляд на экономическую историю новой России, в которой четко выделяются несколько периодов.
Формирование среды
Постсоветский период болезненной трансформации — 1992–1998 годы. Этот период характеризуется сочетанием жестких вынужденных мер («шоковая терапия» с отпуском в свободное плавание цен 1992 года) с непоследовательностью в стабилизации государственных финансов и национальной валюты, с приватизацией, которая проводилась в формах, которые до сих пор вызывают споры и вопросы.
К 1998 году была в общих чертах сформирована институциональная среда рыночной экономики, но в то же время именно в 1998 году экономика страны достигла своего абсолютного дна, сократившись за семь лет на 40%.
Девальвация плюс реформы
Экономический рост начинается с 1999 года, когда сначала, оттолкнувшись от дна на основе девальвации рубля и сокращения дефицита в системе государственных финансов, а затем на основе запуска целой системы реформ и мер удалось обеспечить условия для устойчивого роста. Системные политические усилия власти (налоговая система, создание рынка земли, поддержка сельского хозяйства, либерализация валютного регулирования, страхование вкладов, реформа электроэнергетики и ж/д транспорта, поддержка малого бизнеса, пенсионная реформа и реформа трудовых отношений, динамично развивающееся политическое и экономическое сближение с Западом), направленные на формирование условий для оживления инвестиций и деловой активности, начали приносить свои плоды. С 1999 по 2003 год ВВП вырос на 38%. Особенно важно, что такой динамики удалось добиться, несмотря на весьма умеренные цены на нефть ($25 за баррель в среднем за период).
Удвоение экономики
Проведенные преобразования позволили сформировать атмосферу доверия в экономике. Основные плоды это принесло в последующий период — с 2004 по 2008 год. Толчок, данный экономике в период проведения реформ до 2003 года, помноженный на начавшийся рост цен на энергоносители ($70 за баррель нефти в среднем за период), принес феноменальный для российской экономики результат — рост ВВП за период еще на 40% (таким образом, на основе реформ в период с 1999 по 2008 год произошло удвоение экономики). В этот же период мы имеем самый интенсивный рост доходов населения, реальной начисленной зарплаты, рост фондовых индексов, внешней торговли, инвестиций. Россия получила более чем троекратный рост инвестиций за период с 1999 по 2008 год.
К сожалению, этот бум не был поддержан продолжением реформ. Более того, отказ от проведения дальнейших преобразований и разворот ряда уже начатых реформ вспять привели к быстрому исчерпанию энергии роста. Период заканчивается острым кризисом конца 2008 — начала 2009 года, который ярко продемонстрировал зависимость российской экономики от состояния внешних товарных и финансовых рынков, ее уязвимость к внешним шокам.
В тупике
Последующий период — 2009–2014 годы — период стагнации, несмотря на пик конъюнктуры. Средняя цена на нефть за период составляет беспрецедентные $100 за баррель. Экономика сначала быстро возвращается на докризисные уровни, но к 2012 году становится ясно, что, несмотря на исторические максимумы цен на газ и нефть, экономика полностью утратила динамику и способность к развитию. За десятилетие, с 2004 по 2014 год, страна получила более $2 трлн дополнительных доходов из-за конъюнктуры на сырьевых рынках (разница между реальной выручкой от экспорта и возможной выручкой при сохранении средних цен, действовавших в предыдущее десятилетие), что составляет два годовых ВВП по нынешнему курсу. К сожалению, этот подарок судьбы не пошел впрок.
Стремительное падение
Текущий период (c 2015 года) характеризуется отрицательной динамикой, вклад в которую вносят и низкие цены на нефть ($52 в среднем за 2015 год, прогнозы на 2016 и 2017 годы — $40–50), и международная изоляция, закрывшая доступ на рынки капитала. Инвестиционный процесс оказался полностью заблокирован. Объем инвестиций в основной капитал в 2015 году упал до средних значений 2006–2007 годов и составил 65% от значений 1991 года. Одновременно с этим началось стремительное падение реальных доходов и заработной платы (9,7% за 2015 год). Казалось бы, девальвация рубля, которая привела к быстрому снижению валютных издержек, падение заработной платы должны были бы привести к стремительному росту импортозамещения и несырьевого экспорта. Но чтобы освоить появившиеся конкурентные преимущества, нужны инвестиции, модернизация, новые технологии, которых в сегодняшней ситуации нет и быть не может.
Что дальше?
Прогнозы неутешительные. К 2017 году экономика страны вернется на десять лет назад к масштабам 2007 года (ВВП, объемы внешней торговли, инвестиции). Никаких перспектив перехода к устойчивому росту не просматривается и к 2020 году. Учитывая то обстоятельство, что мировая экономика продолжает расти темпами 3% в год, можно с уверенностью сказать, что доля российской экономики в мировой продолжит падать стремительными темпами и уже в начале 2020-х годов упадет до беспрецедентного низкого для новой России уровня — ниже 2%. По номиналу в пересчете на доллар США она ниже 2% уже сейчас.
Проблемы в экономике носят системный характер и могут быть преодолены только системной перезагрузкой. Такая перезагрузка требует налаживания отношений с Западом как основным источником инвестиций, технологий и управленческой компетенции, которые помогут разблокировать инвестиционный процесс. Но это не главное. Для выхода на устойчивый рост мы должны вернуться к решению базовых вопросов защиты частной собственности, формированию ясных правил доступа на рынки, конкурентной среды, к реальному снятию пресловутых административных барьеров, к отделению бизнеса от государства, к снижению «коррупционного налогового навеса», к открытости экономики для масштабных иностранных инвестиций. Для этого нужны осознанные политические решения системного характера.
Источник