Компания «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2) запустится в Москве и Московской области 22 октября, рассказал источник РБК, знакомый с планами оператора. В пресс-службе Tele2 подтвердили дату. «Это единственная официальная дата, утвержденная менеджментом компании и акционерами», — заявил РБК представитель оператора Константин Прокшин. В течение года с момента старта компания может получить до 10% абонентов столичного региона, считают эксперты.
За месяц до начала продаж контрактов будет запущена массовая рекламная кампания (наружная реклама, ТВ-ролики на федеральных каналах, реклама на радио и в интернете). Одновременно стартует и так называемая сертификационная программа: специальные бумажные карточки, которые будет раздавать оператор, дают право на подключение к Tele2 на льготных условиях — каждый месяц в течение определенного времени абоненту будет начисляться сумма, которую он сможет использовать для оплаты услуг связи. Кроме того, как рассказывает Прокшин, за несколько дней до коммерческого запуска будет организован масштабный фестиваль в столице.
Выручка «Т2 РТК Холдинга» во втором квартале 2015 года выросла на 7,1% год к году и составила 23,6 млрд руб. Компания показала операционный плюс во многом благодаря «Ростелекому», который продолжает брать на себя долги «дочки», подтвердила РБК директор департамента по связям с инвесторами «Ростелекома» Екатерина Устинова.
Для выхода на московский рынок Tele2 в феврале 2015 года получила от одного из своих акционеров, ВТБ, льготный кредит на 16 млрд руб. по механизму государственного проектного финансирования, рассказывает Прокшин. Он уточняет, что это не вся сумма: на развитие сетей 3G/4G в Москве компания также использует и собственные средства. Бюджет складывается из затрат на строительство инфраструктуры, открытие монобрендовых салонов, рекламные кампании и др.
Базовый старт
О том, что оператор-дискаунтер готов к выходу до конца 2015 года, стало известно в июле. Компания отказалась от идеи запуска сети этим летом, чтобы за это время успеть построить больше базовых станций и улучшить качество связи, рассказывал директор по операциям компании «Т2 РТК Холдинг» Дмитрий Лопатухин (цитата по Интерфаксу).
Он также сообщал, что компания запустит в Москве только сети 3G и 4G: использовать MVNO (Mobile Virtual Network Operator, модель виртуального оператора мобильной связи) или горизонтальный роуминг для обеспечения связи на GSM-частотах компания пока не планирует.
«Большинство смартфонов, проникновение которых в Москве велико, не нуждается в GSM-подложке и работает в сетях 3G (голос и данные) и 4G (данные). Находясь в зоне покрытия, наши абоненты всегда будут пользоваться скоростным интернетом и никогда не выпадут в медленный EDGE», — объясняет Прокшин. По статистике исследовательской компании Synovate Comcon, в первом полугодии 2015 года доля смартфонов составляла 49% от всех мобильных устройств, используемых в России. За полгода этот показатель вырос на 10%. В Москве смартфонами пользуются уже 63% владельцев мобильных устройств.
Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков не видит большой проблемы в отсутствии у Tele2 GSM-покрытия. «Доходы от мобильного интернета в ближайшем будущем станут основным драйвером роста доходов сотовых операторов, а голосовые услуги вообще уйдут в бесплатные сервисы», — считает Кусков.
Конкуренты Tele2 из «большой тройки» настаивают на том, что оператор к запуску не готов, поскольку не построено необходимого количества базовых станций. «Запустить сеть можно и на ста базовых станциях, о качестве такой сети говорить не приходится», — замечает пресс-секретарь «МегаФона» Татьяна Зверева. Чтобы новичку рынка конкурировать с существующими игроками по качеству услуг, необходимо располагать паритетным частотным ресурсом, а также аналогичным объемом базовых станций, отмечает представитель «МегаФона». У оператора сегодня более 22 тыс. базовых станций.
В конкурентной способности Tele2 в ближайшем будущем не уверены и представители «ВымпелКома». «Выход в столицу — задача крайне сложная для нового оператора, у компаний, которые сегодня работают в Москве, ушел не один год, чтобы обеспечить достойный уровень покрытия сети и качество связи», — заявляет пресс-секретарь оператора Анна Айбашева. Впрочем, к приходу нового оператора представители «ВымпелКома» относятся позитивно. «Конкуренция — это всегда хорошо. Значит, мы будем сильнее заботиться о своих клиентах, совершенствовать наши сервисы, а клиенты, мы надеемся, будут больше любить нас за качественные услуги», — уверена Айбашева.
В «Т2 РТК Холдинге» не раскрывают количество базовых станций в столичном регионе. По информации источника РБК, близкого к акционерам, и собеседника в крупной инфраструктурной компании, к моменту запуска у Tele2 будет работать более 3–3,5 тыс. базовых станций.
Массовый рынок
Tele2 позиционирует себя как оператор-дискаунтер. Прокшин не раскрывает конкретики по тарифной сетке в столичном регионе, уточняя лишь, что структура тарифов будет «такой же, как и в других регионах: три пакетных тарифа и два тарифа для тех, кому интернет особо не нужен, главное — никаких сносок и скрытых условий» (стоимость обслуживания абонентов, например, в Санкт-Петербурге см. в таблице).
Приобрести сим-карты можно будет примерно в 10–11 тыс. различных розничных точек. По словам Прокшина, структура продаж новых контрактов в Москве будет похожа на структуру продаж по всей России: в компании планируют, что около 45–50% всех подключений будет приходиться на монобрендовую сеть.
«Благодаря новой программе ускоренного развития этого канала продаж и в результате запуска бренда в регионах, где работали сотовые активы «Ростелекома», количество монобрендовых салонов и модулей превысило 2200. К концу года розничная сеть Tele2 будет насчитывать 2900 салонов и модулей, включая 350, которые мы построим в Москве», — рассказывает Прокшин.
В столице оператор продолжит сотрудничество с «Почтой России» и розничными сетями «АРИА-АиФ», «Эльдорадо» и другими партнерами. Кроме того, компания договорилась с локальными московскими сетевыми телеком-ретейлерами. Также «Т2 РТК Холдинг» в этом году перезаключил контракты со «Связным» с учетом выхода в Москву и возобновил сотрудничество с «Евросетью» — эту информацию РБК подтвердили представители сетей. У «Связного» в столичном регионе около 500 розничных точек, у «Евросети» — более 600 салонов в Москве и области. Кроме того, до конца этого года в пилотном режиме заработает 50 бренд-зон Tele2 в магазинах «Связного» в городах московского региона, рассказали Прокшин и представитель «Связного» Мария Заикина.
Коммерческие условия контрактов с ретейлерами не раскрываются. По словам источника РБК в федеральном сотовом ретейлере, компания предполагает, что за год с момента старта продаж доля Tele2 достигнет 15% общего числа продаваемых контрактов.
Плановые абоненты
О том, сколько абонентов оператор хочет получить в течение года после запуска, Прокшин говорить отказался. Вячеслав Николаев, директор по маркетингу массового рынка МТС, уверен, что любой оператор в течение первого года присутствия в новом регионе испытывает трудности. По подсчетам банка UBS (данные приводила газета «Ведомости»), через год после запуска в Москве Tele2 может рассчитывать на 10% рынка по количеству активных сим-карт.
Однако конкуренты не разделяют оптимизма. «Без базовой сети GSM предоставлять качественные услуги связи невозможно, то есть половина москвичей — те, кто использует простые кнопочные телефоны, не смогут стать абонентами Tele2», — говорит представитель компании из «большой тройки». По мнению собеседника РБК, если за год с момента запуска оператор «отъест» хотя бы 5% — это можно будет считать отличным показателем запуска.
МТС конкурирует с Tele2 в ряде российских регионов и во многих из них обходит по доле рынка, говорит представитель компании Дмитрий Солодовников. Особых опасений по поводу того, что абоненты МТС могут переметнуться на сторону Tele2, в компании не испытывают: «У нас самый низкий отток на столичном рынке — это значит, что наши абоненты меньше склонны к смене оператора», — говорит представитель МТС.
По данным за второй квартал 2015-го показатель оттока абонентов у МТС составил 9,1%, у «ВымпелКома» — 12,8%. «МегаФон» эти данные не раскрывает. По итогам первого квартала 2015 года у Tele2 было 34,9 млн абонентов, что в 1,6 раза меньше, чем у занимающего третье место «ВымпелКома» (55,7 млн). Однако во втором квартале текущего года оператор не смог похвастаться подобным успехом: абонентская база компании составила 34,7 млн человек, что означает отток в 200 тыс. абонентов.
Причиной поквартального снижения абонентской базы, по словам Прокшина, было отсутствие активного рекламного продвижения в регионах мобильных активов «Ростелекома» в преддверии запуска бренда Tele2. По его словам, в среднем в каждом регионе после запуска бренда число подключений в месяц увеличивается в разы по сравнению с месяцем до запуска бренда Tele2. В июле оператор увеличил общую абонентскую базу Tele2 на 167 тыс., в августе — на 245 тыс. человек.
«Компания может смело рассчитывать на 20% столичного рынка в трехлетней перспективе», — уверен Кусков. По мнению эксперта, есть аудитория, которой будет интересно предложение Tele2: цены не будут чрезмерно дисконтными, но будут привлекательнее предложений от «большой тройки».
Источник