Несмотря на то, что Швейцарию называют «странной банков», а слова «швейцарский банк» уже несколько веков вызывают ощущение стабильности и надежности, сами жители этой страны начинают терять доверие к банковской системе.
Всё чаще в СМИ встречается информация о расследовании в отношении того или иного банка – о скандале, в ходе которого от финансового учреждения потребовали выдать информацию о клиентах, как это сделала Федеральная налоговая администрация Конфедерации (AFC) в отношении швейцарского холдинга UBS; о закрытии швейцарского регулятора BSI, нарушившего законодательство об отмывании денежных средств.
Безупречно функционирующие современные технологии, интернет-банкинг и мобильный банкинг постепенно вытесняют традиционные финансовые схемы. Это также является причинами потери доверия клиентов к банкам.
В ходе недавнего исследования британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst&Young (EY), выяснилось, что доверие клиентов к банкам стремительно падает во всем мире, в том числе и в Швейцарии.
Так, 30% участников опроса признались в ухудшении своего отношения к финансово-кредитным учреждениям Федерации за последний год. В целом, растущим недоверием в мире с исследователями EY поделился каждый четвёртый респондент.
Представители EY рассчитывают процент доверия по разнице между ответами «уменьшилось» и «выросло». В Швейцарии, «стране банков», этот показатель не превышает среднее для Западной Европы и равен 20.
В странах, экономика которых была подвержена финансовому кризису, этот показатель равен 47 (в Италии) и 30 (в Испании). Значения показателя утраты доверия высокое и в более благополучных с этой точки зрения странах – в Германии он равен 26, а в Швеции – 24.
Итак, согласно данному показателю, Швейцария занимает первое место в Западной Европе – 57% опрошенных сообщили, что привыкли доверять «своему» банку.
Уровень доверия клиентов – важная составляющая для финансового института, которая влияет на количество новых клиентов – 83% жителей страны и 72% жителей Западной Европы готовы посоветовать воспользоваться услугами «своего» банка знакомым.
Согласно последним данным, в рейтинг ТОП-50 самых надёжных банков мира вошли три швейцарских банка: Кантональный банк Цюриха (Zurich Kantonalban, ZKB), немецкий государственный банк развития (Kreditanstalt für Wiederaufbau, KfW) и Сельскохозяйственный Рентный банк (Landwirtschaftliche Rentenbank).
58% клиентов швейцарских банков уверены, что их средствам ничего не угрожает, 40% точно следуют советам банков, веря в их беспристрастность. Мировые показатели в этой области несколько ниже – 48% и 26%.
«Самый низкий уровень доверия зафиксирован в области банковского консультирования клиентов. Большинство считает, что банки не удовлетворяют их индивидуальные потребности. В последнее время финансово-кредитные учреждения, которые не имеют собственной лицензии и проводят большинство операций онлайн, начинают активно конкурировать с традиционными институтами», – сообщает Олаф Топфер (Olaf Töpfer), руководитель отдела банковского сектора и рынка капитала швейцарского подразделения EY.
За последний год, каждый третий швейцарец предпочёл обслуживанию в традиционном окошке банковского отделения интернет-банкинг, а каждый пятый выбрал инструментом для проведения банковских операций мобильное устройство.
В мире интернет-банкингу отдают предпочтение 41% опрошенных, а мобильному – 33%. Однако, говоря об услугах, оказываемых в «цифровом формате» опрошенные клиенты швейцарских банков реже, чем респонденты других стран, подразумевают финансовый сектор.
«Использование смартфона или компьютера для проведения банковских операций экономит время и деньги – это становится понятно не только клиентам, но и самим финансовым институтам. Если последние хотят выжить в условиях всё более ужесточающейся конкуренции, им необходимо срочно внедрять современные технологии, которые должны безупречно функционировать, быть простыми в обслуживании и надёжными в использовании», – отмечает Топфер.
Источник