27 октября вступил в законную силу приговор студенту МГУ, благодаря которому в марте 2008 года популярная игра "Assasin's Creed"появилась в интернете и на пиратских дисках за месяц до официальной премьеры. Это произошло благодаря слаженной работе сотрудников отдела "К" БСТМ ГУВД г. Москвы, следователей отдела по СВАО Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ, и Ассоциации "Русский Щит", представляющий интересы пострадавшего правообладателя - компании "Акелла".
Впервые в России поставлена точка в уникальном расследовании, выявлена вся цепочка виновных в утечке. В мировой практике это второе подобное дело - в 2002 году по делу об утечке в сеть фильма "Звездные войны: Атака клонов" был арестован помощник продюсера компании "LucasFilm" Ши О'Брайан Фоли (Shea O'Brien Foley), выложивший фильм на специализированном форуме. Пресса не сообщала о приговоре для американского "крота", российского же студента суд приговорил к двум годам тюремного заключения.
В феврале 2008 года игроманы по всему миру ждали выхода новой игры от компании "Ubisoft", повторяющей основные принципы популярной серии "Prince of Persia" с современными достижениями в области геймплея и компьютерной графики. Сроки выхода игры несколько раз переносились, игровые журналы заранее ставили ей достаточно высокий рейтинг, что только подогревало интерес со стороны любителей игр. Февраль не был особенно урожайным на игровые хиты, поэтому появление 29 февраля на западной warez-сцене (сцена - профессиональное закрытое сообщество, созданное для быстрого обмена свежими нелегальными копиями любого цифрового контента) внутренней демо-версии игры "Assasin's Creed" привело к еще большему усилению интереса к данному продукту. Из закрытого обмена файлы быстро попала в обычный интернет, но игроки быстро выяснили, что это не более чем демо - проход героя дальше одного из начальных уровней был блокирован. Это еще более разогрело интерес игроков, тем более что взлом в данной ситуации по техническим причинам был невозможен, а до реального выхода игры оставался минимум месяц.
Игра также обсуждалась на крупном российском торрент-трекере. На следующий день, 01 марта, один из российских пользователей трекера с ником A-Killer (имена виновных изменены) сообщил о том, что готов "поделится" с другими игроманами нелегальной версией игры. Ему не поверили, отдельные пользователи только посмеялись над этим предложением. Тем не менее, в воскресенье 02 марта, полноценная копия игры была размещена на трекере, в течении часа она разошлась по компьютерам пользователей, и уже через 3 часа в нее играли пользователи по всему миру. В закрытых сообществах warez-сцене опытные пираты поблагодарили бойкого новичка, в очередной раз вспомнив про страшных "russian hackers".
Версия игры была украдена из офиса российской компании "Акелла". Именно этот отечественный игровой разработчик и издатель давно сотрудничает с "Ubisoft", выпуская в России локализованные продукты. Для компании факт утечки стал неприятным сюрпризом. По рекомендации президента Ассоциации "Русский Щит" (занимается вопросами защиты авторских прав компании "Акелла" и ряда других российских издателей) специалисты Ассоциации совместно со службой безопасности "Акеллы" провели внутреннее расследование, выявившее круг лиц, возможно причастных к утечке. Правоохранительными органами по инициативе "Русского Щита" было возбуждено уголовное дело по статье 146 УК РФ по факту хищения и распространения незаконной версии продукта в интернете.
Сложность подобных дел заключается в том, что большую часть расследования необходимо вести в интернете. Всемирная виртуальная сеть живет по своим правилам. Тем не менее, ниточка из интернета позволила распутать весь клубок, и привлечь к ответственности виновных. Благодаря профессиональной работе следователей Следственного комитета при Прокуратуре РФ, оперативников управления "К" и технических специалистов Ассоциации была установлена полная цепочка виновников событий.
В 2008 году A-Killer (под этим псевдомимом скрывался студент 4-го курса МГУ по фамилии М.) постоянно общался с своим знакомым Н., работающем в одном из подразделений компании "Акелла". Познакомившиеся на почве общих спортивных увлечений студенты много и часто общались друг с другом, регулярно совместно отдыхая. Им было о чем поговорить, т.к. оба увлекались компьютерными играми - Н. работал в игровой компании, М. постоянно и профессионально играл на своем домашнем компьютере, являясь активным членом одного из игровых кланов. М. был в курсе текущих тенденций игрового рынка, т.к. тратил на компьютерные игры большую часть свободного времени, посещал выставки и участвовал в дискуссиях на профессиональных форумах. Зная о месте работы Н. в начале 2008 года он попросил у него принести "для личного пользования" копию игры "Assasin's Creed", т.к. знал, что эта игра будет настоящим хитом. Н. не смог отказать своему "другу", тем более, что тот уверил его в том, что дальше него эта версия не пойдет, и после того, как поиграет, он сотрет игру с компьютера и уничтожит диск. В феврале 2008 года во время очередной встречи (повод для встречи был более чем банальный для студента - попить пива вечером) в районе м. "Академическая" Н. передал студенту незаконную копию игры, сделанную на работе, отдельно предупредив о том, что ее нельзя копировать кому либо. М. поблагодарил друга, и уже дома, запустил диск и прошел игру целиком. Однако, стирать ее он не стал, как объяснил позже "на всякий случай".
В первых числах марта 2008 года М. наблюдал накал обсуждения по "Assasin's Creed" на крупном российском торрент-трекере, завсегдаем которого являлся. Как установило следствие, желая повысить собственную значимость в глазах пользователей сети Интернет, он пообщал выложить полную версию игры для всеобщего ознакомления, что и сделал 02 марта, применив некоторые средства маскировки витруальной личности. О том, что тем самым он совершил тяжкое преступление и подставил своего товарища (Н. не был в курсе, событий, более того, при последующих встречах на прямой вопрос об утечке М. отрицал то, что игра попала в сеть от него) студент предпочитал не думать. Он был уверен, что правоохранительные органы не смогут установить, с какого ресурса в сети игра начала распространяться (через несколько часов она была уже на сотнях ресурсах). К тому же, для входа в сеть он использовал так называемый "серый IP" и доступ на трекер осуществлял через систему шлюзов и прокси.
Тем не менее, российская правоохранительная система показала, что и такие "виртуальные" преступники ей вполне по зубам. Пока следователи СК при Прокуратуре РФ проверяли версии и распутывали ниточки из реального мира, ведущие к виртуальным и физическим лицам, оперативники Управления "К" БСТМ ГУВД г. Москвы совместно со специалистами Ассоциации "Русский Щит" шли по следу, оставленному преступниками в сети Интернет. Это оказалось сложно. В процессе проведения следственных действий выяснилось, что торрент-трекер, на котором был выложен релиз, не ведет учет данных пользователей (и не горит желанием сотрудничать с правоохранительными органами), IP под которым выходил в сеть A-Killer принадлежит нескольким сотням пользователей. Также был выявлен ряд сложных моментов, присущих расследованиям, проводимым по факту совершения преступлений в интернете. Тем не менее, после проведения ряда мероприятий и выемок, перед следователями и оперативниками выявилась полная картина - все данные сошлись, и "виртуальное" и физическое расследование пересеклось на одной персоне - студенте 4 курса МГУ М. Последняя сложность (студент не проживал по месту прописки, а "неофициально" снимал квартиру) была ликвидирована, постановление суда на обыск получено. В понедельник утром заспанный студент открыл дверь своей снимаемой квартиры и увидел оперативников управления "К" и следователя с постановлением суда на обыск данного помещения. Был обнаружен и изъят компьютер, на котором дальнейшая экспертиза нашла скрываемые следы преступной деятельности, в ходе дальнейшего обыска также был найден диск, который был передан Н. в феврале 2008 года. В тот же день Н. был задержан оперативниками управления "К" на своем рабочем месте и был доставлен к следователю.
М., первоначально отрицавший свою вину в совершении тяжкого преступления (уголовное дело было возбуждено по 3-ей, "тяжкой" части статьи 146 УК РФ), в ходе следствия, под давлением собранных доказательств признал свою вину, и рассказал свою версию событий, в деталях совпавших с версией следствия. Он был удивлен уровнем работы оперативников и следователей, и раскаялся в совершении противоправных деяний. Отдельное сожаление М. высказал в отношении Н., по его вине втянутом в преступную деятельность. Руководство компании "Акелла" рассматривает вопрос о конкретных юридических санкциях в отношении своих сотрудников Н. и К., незаконно изготовивших и вынесших за пределы офиса диск с игрой.
Гагаринский районный суд, подведя 17 октября черту под делом М., учел положительные характеристики и отсутствие судимостей, а также то, что М. полностью раскаялся в содеянном и не получил дополнительного дохода от своего виртуального преступления. В связи с этим, суд посчитал возможным назначить М. наказание без изоляции от общества, в виде лишения свободы сроком на два года условно, с испытательным сроком. В течении всего испытательного срока осужденный находится под подпиской о невыезде, обязан являться в надзирающий орган и отчитываться о своем поведении в виртуальном и реальном мире. 27 октября приговор вступил в законную силу.
"Уникальное дело М. должно заставить всех виртуальных нарушителей задуматься об ответственности за свои деяния" - так прокомментировал приговор Юрий Злобин, президент Ассоциации "Русский Щит". "Сложность проведения расследований в международной сети интернет эфемерна. Неотвратимость наказания зависит только от желания потерпевшего издателя. При желании найдутся и специалисты "Русского Щита", полностью распутавшие совершенное преступление, и сотрудники милиции, которые могут по полученным материалам провести оперативную работу, и следователи, грамотно оформившие уголовное дело и собравшие доказательную базу, и грамотный судья, который вникнет в во все тонкости преступного деяния в интернете. Наказание за совершенное преступление в виртуальном мире станет столь же неотвратимо, как и в реальном"
http://www.securitylab.ru/news/361935.php
Подумайте про маму с папой, не расстраивайте родителей получением срока.