В мире графических технологий царит атмосфера сдержанного разочарования. Текущая линейка продуктов AMD Radeon RX 9000 на архитектуре RDNA 4 не стремится бросить вызов Nvidia в сегменте высокопроизводительных настольных GPU. Даже флагманская модель Radeon RX 9070 XT способна конкурировать лишь с середнячком Nvidia GeForce RTX 5070 Ti, одной из лучших видеокарт на рынке. Однако, согласно профилю на LinkedIn одного из ведущих специалистов AMD, графическое подразделение компании, возможно, скрывает несколько козырей для следующего поколения, но эти перспективы омрачены техническими и экономическими вызовами.
Лакс Паппу, старший научный сотрудник и главный архитектор систем на кристалле (SoC) в AMD, руководит разработкой GPU для дата-центров и архитектурой продуктов Radeon для облачного гейминга, включая поколения Navi4x и Navi5x. В его профиле указано, что он занимается созданием «конкурентоспособных графических SoC следующего поколения на основе 2.5D/3.5D чиплетов и монолитных конструкций с использованием различных технологий упаковки». Это намекает на то, что будущие графические процессоры AMD могут использовать как монолитные, так и многочиплетные архитектуры. Однако путь к таким инновациям полон препятствий.
Паппу присоединился к AMD в августе 2022 года после более чем 25-летней карьеры в Intel, где он отвечал за дискретные графические процессоры DG1, Alchemist и Battlemage. Он также исследовал «многотайловые GPU» для высокопроизводительных видеокарт, хотя сейчас двухчиповые продукты Battlemage ориентированы на ИИ-нагрузки, а не на графику. Разработка высокопроизводительных GPU для игр и дата-центров занимает от 2,5 до 3,5 лет: год на определение архитектуры и планирование, 1–1,5 года на физическую реализацию, и еще год на выпуск чипа. Когда Паппу пришел в AMD, архитектуры RDNA 4 и CDNA 4 уже были определены, но его влияние на баланс, конфигурацию блоков, компромиссы между мощностью и производительностью, а также финальную настройку чипов для Radeon RX 9000 и Instinct MI350, вероятно, было значительным.
В то же время Паппу участвует в разработке поколения Navi 5x и, вероятно, Instinct MI500, где он может руководить архитектурой с нуля. Если верить его профилю, Navi 5x может использовать 2.5D или 3.5D упаковку, но создание многочиплетных GPU для потребительского рынка — задача, полная технических драм. Графические рабочие нагрузки требуют тесной интеграции и сверхбыстрой связи между блоками обработки с минимальной задержкой.
В отличие от процессоров, где некоторая латентность допустима, GPU зависят от тысяч параллельных потоков, которые должны синхронизироваться с высокой точностью. Разделение шейдерных ядер на несколько чипов влечет за собой сложности с синхронизацией, задержками и когерентностью, что снижает производительность и увеличивает энергопотребление.
Для обеспечения высокого уровня пропускной способности между чиплетами требуются передовые технологии упаковки, такие как Infinity Fabric или CoWoS, что повышает стоимость и энергопотребление. К тому же, драйверы и программное обеспечение должны представлять многочиплетный GPU как единое устройство, добавляя еще один слой сложности. Эти архитектурные, производственные и программные барьеры пока ограничивают многочиплетные конструкции дата-центрами и HPC, где затраты оправданы.
Тем не менее, поскольку создание крупных игровых GPU, таких как Nvidia GB102, становится все дороже, многочиплетные конструкции могут стать неизбежным будущим. AMD уже опробовала чиплетный подход в Radeon RX 7900 (Navi 31), где используется один главный графический чип (GCD) и шесть чиплетов кэша/контроллеров памяти. Этот дизайн, с его симметричной структурой, можно рассматривать как эксперимент, который теоретически позволяет «разделить» чип, если AMD решит задачу логической дезагрегации и обеспечит восприятие программным обеспечением такого GPU как монолитного. Однако даже этот шаг сопряжен с рисками и затратами на сложную упаковку.
Судя по профилю Паппу, он уже размышлял о «гало» многочиплетных GPU в Intel и теперь работает над конкурентоспособными решениями на базе RDNA 5. Но когда ждать RDNA 5? AMD обычно придерживается двухлетнего цикла выпуска GPU. Radeon RX 9070 на RDNA 4, планировавшаяся на конец 2024 года, была отложена до марта 2025 года. Таким образом, RDNA 5 (Navi 5x) может появиться в конце 2026 или начале 2027 года. На август 2025 года RDNA 5, вероятно, находится на стадии тейп-аута или раннего пост-тейп-аута: архитектурный дизайн завершен, физическая реализация и верификация подходят к концу, а файлы GDSII либо переданы TSMC, либо готовятся к этому. Аппаратное воплощение все еще далеко, но работа над производительностью, прошивкой и драйверами уже идет полным ходом.
Тем не менее, ближайшие месяцы покажут, оправдает ли многочиплетный дизайн ожидания для потребительских GPU. Тестирование реального оборудования определит, сможет ли AMD преодолеть технические барьеры. Возможны утечки, которые прольют свет на эти амбициозные планы, но пока будущее многочиплетных графических процессоров окутано неопределенностью и техническими трудностями, вызывая скорее тревогу, чем надежду.
Оригинал
Уникальность