Airbus столкнулся с редким вызовом: солнечная активность стала фактором, влияющим на расписание авиаперевозок по всему миру. Срочные модификации оборудования на самолетах семейства A320 уже привели к сотням задержек и отмен, а масштабы проблемы затронули около 6500 машин — фактически весь глобальный парк этих узкофюзеляжных лайнеров.
Обновление, которое занимает всего пару часов, оказалось трудновыполнимым для авиакомпаний с плотным расписанием. Именно поэтому сбои прокатились по Европе, Азии и Австралазии. Air France временно сняла с выполнения более 50 рейсов. Air New Zealand утром субботы приостановила весь парк A320, прежде чем вернуться к полетам. Jetstar в Австралии отменила около 90 рейсов, в основном внутренних.
Триггером стала техническая уязвимость, о которой Airbus официально сообщил вечером 28 ноября. Производитель предупредил, что «интенсивное солнечное излучение» способно повреждать данные в системе управления полетом. Речь идет о блоке Elac — компьютере, который координирует работу элеваторов и элеронов, отвечающих за изменение тангажа и повороты самолета. Ошибка в этих данных потенциально может привести к маневру, выходящему за пределы допустимых нагрузок на конструкцию.
Информация об уязвимости появилась после инцидента на рейсе JetBlue 30 октября из Канкуна в Ньюарк, когда самолет неожиданно потерял высоту, и не менее 15 пассажиров получили травмы. Судно было вынуждено совершить посадку в Тампе, где инженеры и выявили проблему.
Airbus утверждает, что дефект поддается оперативному исправлению: большинству самолетов достаточно обновления ПО. Однако примерно 900 бортам потребуется замена оборудования, что усложняет график ремонтов.
Серия Airbus A320 — включая A319 и A321 — давно стала рабочей лошадкой мировой авиации. Ежедневно на этих самолетах летают около 8 миллионов человек. Сейчас же глобальная инфраструктура коротких перелетов напоминает о своей уязвимости: иногда достаточно вспышки на Солнце, чтобы привычный ритм неба дал сбой.
источник
уникальность