Минэкономики одержало аппаратную победу в борьбе за полномочия по регулированию тарифной политики. Белый дом опубликовал правила принятия ФАС тарифных решений, в которых зафиксирована возможность блокировки их Минэкономики при поддержке профильного министерства. Сотрудничество же со службой даст ведомству Алексея Улюкаева контроль уже над предложениями самих министерств.
Правительство вчера опубликовало постановление о передаче ФАС полномочий упраздненной ФСТ, включающее правила принятия службой решений об установлении тарифов госмонополий. Документ за N941 от 4 сентября требует создать в ФАС коллегиальный орган по аналогии с правлением упраздненной ФСТ — чтобы снять разногласия ведомств при принятии тарифных решений. В него войдет 12 человек, из которых пять — представители ФАС, а к ранее входившим в состав правления ФСТ двум представителям Минэкономики и по одному от Минсвязи, Минтранса, Минэнерго и Минстроя добавится представитель Минпромторга. Решения коллегиальный орган будет принимать большинством голосов, возглавит его руководитель ФАС Игорь Артемьев или один из его заместителей.
Отметим, что таким образом Белый дом решил проблему, изложенную ранее в письме главы Минэкономики Алексея Улюкаева премьеру Дмитрию Медведеву: теперь ФАС не получит преимущества в числе голосов при принятии коллегиальных решений (см. «Ъ» от 25 августа). Де-факто предложение господина Улюкаева наделить Минэкономики правом вето на решения ФАС в области тарифной политики принято. Согласно постановлению, заблокировать такое решение представитель Минэкономики сможет, заручившись поддержкой ведомства, курирующего регулируемую отрасль. В этом случае вопрос снимается с повестки, ФАС информирует правительство о проблеме и в течение месяца проводит консультации с участниками конфликта, а затем выносит решение на повторное голосование.
При этом при согласовании подходов ФАС и Минэкономики к той или иной тарифной «развилке» служба и ведомство получат гарантированное большинство в коллегиальном органе, что позволяет преодолеть сопротивление любого из отраслевых ведомств. Таким образом, Алексей Улюкаев фактически получил механизм контроля аппетитов госмонополий, которого он добивался с момента назначения на пост главы Минэкономики. В августе 2013 года в интервью «Ъ» он называл тарифную политику приоритетом своей программы реформ, отмечая, что «на стадии спада тарифы должны снижаться относительно долгосрочного медианного значения, а на стадии подъема — повышаться», чтобы «разделять плюсы экономического роста и риски между участниками». О том, что тарифная политика госмонополий должна определяться подходом «инфляция минус», заявлял и глава ФАС Игорь Артемьев (см. «Ъ» от 3 сентября).
Постановление правительства содержит закрытый перечень вопросов, по которым у Минэкономики будет «ограниченное вето»: это тарифы на поставку электроэнергии населению и на розничный рынок, на услуги по ее передаче, на грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки. Также влияние Минэкономики распространится на тарифы госмонополий, участие в которых РФ составляет более 50%, на долгосрочные тарифы, региональные коэффициенты формулы цены на газ и методики расчета тарифов.
Отметим, что позиция министерства в отношении регулируемых тарифов изложена в рабочей версии нового прогноза ведомства на 2015−2018 годы. В Минэкономики предлагают повысить тарифы на электроэнергию для домохозяйств «на уровень инфляции» (7%, см. также текст на этой же странице) с целью максимально сдержать ее рост. «Рост регулируемых тарифов для остальных потребителей будет незначительно отличаться от нижней границы параметров, определенных сценарными условиями на 2016 год, при этом регулируемые тарифы должны обеспечивать безубыточность деятельности компаний», — говорится в документе, который сегодня рассмотрит правительство. Напомним, нижняя граница повышения тарифов для коммерческих потребителей регулируемых услуг, согласно решению, принятому правительством в мае 2015 года, составляла 7,5%. В этой ситуации безубыточность госмонополий и электросетевых компаний будет обеспечиваться прежде всего жесткой экономией на инвестиционных программах и оптимизацией их операционных издержек, говорится в документе. Острая борьба ожидается за уровень индексации для ОАО РЖД, ранее просившего индексации на 17,7% или субсидий, и энергосетей. И если перед новым главой РЖД Олегом Белозеровым уже поставлена задача сокращать расходы, то в Минэнерго выступают за индексацию тарифов энергосетей в 2016—2018 годах не ниже инфляции предыдущего года, а при возможности выше.
https://news.mail.ru/economics/23266747/
Правительство вчера опубликовало постановление о передаче ФАС полномочий упраздненной ФСТ, включающее правила принятия службой решений об установлении тарифов госмонополий. Документ за N941 от 4 сентября требует создать в ФАС коллегиальный орган по аналогии с правлением упраздненной ФСТ — чтобы снять разногласия ведомств при принятии тарифных решений. В него войдет 12 человек, из которых пять — представители ФАС, а к ранее входившим в состав правления ФСТ двум представителям Минэкономики и по одному от Минсвязи, Минтранса, Минэнерго и Минстроя добавится представитель Минпромторга. Решения коллегиальный орган будет принимать большинством голосов, возглавит его руководитель ФАС Игорь Артемьев или один из его заместителей.
Отметим, что таким образом Белый дом решил проблему, изложенную ранее в письме главы Минэкономики Алексея Улюкаева премьеру Дмитрию Медведеву: теперь ФАС не получит преимущества в числе голосов при принятии коллегиальных решений (см. «Ъ» от 25 августа). Де-факто предложение господина Улюкаева наделить Минэкономики правом вето на решения ФАС в области тарифной политики принято. Согласно постановлению, заблокировать такое решение представитель Минэкономики сможет, заручившись поддержкой ведомства, курирующего регулируемую отрасль. В этом случае вопрос снимается с повестки, ФАС информирует правительство о проблеме и в течение месяца проводит консультации с участниками конфликта, а затем выносит решение на повторное голосование.
При этом при согласовании подходов ФАС и Минэкономики к той или иной тарифной «развилке» служба и ведомство получат гарантированное большинство в коллегиальном органе, что позволяет преодолеть сопротивление любого из отраслевых ведомств. Таким образом, Алексей Улюкаев фактически получил механизм контроля аппетитов госмонополий, которого он добивался с момента назначения на пост главы Минэкономики. В августе 2013 года в интервью «Ъ» он называл тарифную политику приоритетом своей программы реформ, отмечая, что «на стадии спада тарифы должны снижаться относительно долгосрочного медианного значения, а на стадии подъема — повышаться», чтобы «разделять плюсы экономического роста и риски между участниками». О том, что тарифная политика госмонополий должна определяться подходом «инфляция минус», заявлял и глава ФАС Игорь Артемьев (см. «Ъ» от 3 сентября).
Постановление правительства содержит закрытый перечень вопросов, по которым у Минэкономики будет «ограниченное вето»: это тарифы на поставку электроэнергии населению и на розничный рынок, на услуги по ее передаче, на грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки. Также влияние Минэкономики распространится на тарифы госмонополий, участие в которых РФ составляет более 50%, на долгосрочные тарифы, региональные коэффициенты формулы цены на газ и методики расчета тарифов.
Отметим, что позиция министерства в отношении регулируемых тарифов изложена в рабочей версии нового прогноза ведомства на 2015−2018 годы. В Минэкономики предлагают повысить тарифы на электроэнергию для домохозяйств «на уровень инфляции» (7%, см. также текст на этой же странице) с целью максимально сдержать ее рост. «Рост регулируемых тарифов для остальных потребителей будет незначительно отличаться от нижней границы параметров, определенных сценарными условиями на 2016 год, при этом регулируемые тарифы должны обеспечивать безубыточность деятельности компаний», — говорится в документе, который сегодня рассмотрит правительство. Напомним, нижняя граница повышения тарифов для коммерческих потребителей регулируемых услуг, согласно решению, принятому правительством в мае 2015 года, составляла 7,5%. В этой ситуации безубыточность госмонополий и электросетевых компаний будет обеспечиваться прежде всего жесткой экономией на инвестиционных программах и оптимизацией их операционных издержек, говорится в документе. Острая борьба ожидается за уровень индексации для ОАО РЖД, ранее просившего индексации на 17,7% или субсидий, и энергосетей. И если перед новым главой РЖД Олегом Белозеровым уже поставлена задача сокращать расходы, то в Минэнерго выступают за индексацию тарифов энергосетей в 2016—2018 годах не ниже инфляции предыдущего года, а при возможности выше.
https://news.mail.ru/economics/23266747/