Крупные электрические грузовики переживают трудные времена. Cybertruck оказался провалом, Stellantis отменила выпуск Ram 1500 REV, а продажи многообещающего Ford F-150 Lightning неуклонно падают. Но Америка обожает грузовики. Может ли ключ к их электрическому будущему крыться в… миниатюрной версии?
Именно на это делает ставку калифорнийский стартап Telo, основанный в 2022 году. Компания разработала компактный грузовик MT1 с ценой, начинающейся от $41 000 — не такой уж скромной для его размеров. Теперь инвесторы готовы поддержать эту дерзкую идею: во вторник Telo объявила о завершении раунда финансирования Series A на $20 миллионов. Раунд возглавили дизайнер и сооснователь Telo Ив Бехар и сооснователь Tesla Марк Тарпеннинг, входящий в совет директоров компании. Дополнительные инвестиции поступили от генерального директора Salesforce Марка Бениоффа, а также фондов ранней стадии, таких как TO VC, E12 Ventures и Neo.
В мире автопроизводства $20 миллионов — капля в море. Для сравнения, Slate Auto, создающая свою версию компактного электрического пикапа, привлекла более $700 миллионов. Стартапы вроде Fisker Inc., Canoo и Lordstown Motors также собрали сотни миллионов, прежде чем обанкротиться. Однако у Telo более скромные цели и чётко сфокусированная миссия.
«Наш приоритет — грузовики для городских центров», — заявил сооснователь и генеральный директор Telo Джейсон Маркс в видеоинтервью TechCrunch, находясь в оживлённой атмосфере предприятия Telo площадью 10 000 квадратных футов в Сан-Карлосе, чей двор соседствует с бывшей штаб-квартирой Tesla.
Хотя Telo в будущем может рассмотреть другие рынки — Маркс отметил интерес со стороны мелких фермеров, — приоритетом остаются города. Генеральный директор признался, что слишком много времени провёл, кружа по улицам Сан-Франциско в поисках парковки, чтобы отвлекаться на другие сценарии использования.
Telo не стремится производить сотни тысяч MT1. На данный момент у компании около 12 000 предзаказов, и Маркс планирует выпускать примерно 5 000 грузовиков в год через контрактное производство. «Наша философия — как можно быстрее достичь прибыльности на единицу продукции, — сказал он. — Это отличает нас от других автопроизводителей, которые заявляют: "Нам нужен миллиард долларов, чтобы начать производство"».
Средства от Series A пойдут на создание окончательной версии MT1, готовой к производству, приведение её в соответствие с американскими стандартами безопасности и завершение краш-тестов. Маркс подчеркнул важность последнего, поскольку короткий передний свес MT1 вызывает множество вопросов о безопасности грузовика. Telo рассчитывает поставить первые MT1 к концу 2026 года.
Чтобы максимально эффективно использовать финансирование, Маркс заявил, что Telo останется «максимально компактной». Это означает штат около 25 сотрудников в ближайшей перспективе и привлечение консультантов и подрядчиков, многие из которых, по словам Маркса, давно сотрудничают с Тарпеннингом.
Идея привлечения внешней помощи получила новый импульс благодаря Series A, поскольку Telo привлекла ангельских инвесторов и небольшие компании из мира электромобилей. «Это невероятное сообщество, которое хочет видеть успех новых архитектур мобильности», — отметил Маркс.
MT1 — это амбициозная идея, но её суть не только в размере. Маркс подчеркнул, что Telo уделила много внимания практичности грузовика. Например, проект ориентирован на концепцию «производительности на квадратный фут». «Мы единственный автомобиль, который вмещает пять человек и имеет кузов длиной пять футов», — сказал он. Это означает, что, несмотря на компактные размеры, MT1 выигрывает примерно полфута пространства по сравнению с конкурентами, такими как полностью электрический Rivian R1T или доступный компактный Ford Maverick с кузовами длиной 4,5 фута.
Но главная ценность MT1 — это запас хода. Маркс настаивает, что грузовик сможет проехать около 350 миль на одном заряде, что ставит его в один ряд с самыми мощными электромобилями на рынке. Это не только делает грузовик пригодным для дальних поездок, но и снижает необходимость частой зарядки для городских жителей — целевой аудитории Telo.
По словам Маркса, такой впечатляющий запас хода достигнут за счёт сочетания противоречивых факторов. Компактные размеры MT1 снижают вес по сравнению с полноразмерными грузовиками, повышая эффективность. Однако разместить батарею ёмкостью 106 кВт·ч так, чтобы грузовик не превратился в «паллету литий-ионных ячеек с сиденьями», было непросто. Маркс не раскрыл деталей, поскольку патенты Telo на батареи ещё находятся на рассмотрении, но отметил, что MT1 жертвует некоторой производительностью (например, скоростью разгона 0–60 миль/ч) ради оптимальной компоновки батареи в габаритах, сравнимых с Mini Cooper.
Этот впечатляющий запас хода может стать серьёзным аргументом, если обещания оправдаются. Растущая популярность японских Kei-грузовиков в США показывает, что люди готовы на многое ради такого форм-фактора. Несмотря на препятствия для электромобилей в США, Маркс верит, что Telo сможет их преодолеть.
«Нам говорят: "Двигайтесь быстро, ломайте барьеры" — это дух Кремниевой долины, — сказал он. — Но есть и другой дух: как сделать максимум с минимальным капиталом и небольшой командой? Как реализовать то, что не под силу крупным корпорациям?»
Оригинал
Уникальность