Ради монополистов водо- и теплоснабжения можно нарушить и Конституцию?
В Украине введен обязательный учет тепла и воды, благодаря чему потребитель будет платить только за использованные ресурсы, а монополист уже не сможет перекладывать на потребителя необоснованные сверхнормативные потери. «Это, в свою очередь, будет влиять на уменьшение счетов за коммунальные платежи», – пообещал глава Госэнергоэффективности Сергей Савчук. Чиновник обратил внимание на преимущества, но не упомянул о недостатках закона «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», который в августе вступил в силу.
Согласно закону, начисление оплаты за потребленные коммунальные услуги по нормам отменяется, и теперь каждый дом должен быть обязательно оборудован счетчиками тепла, горячей и холодной воды. Несомненным преимуществом нового закона стало то, что монополисты обязаны установить домовые счетчики тепла в течение одного года со дня вступления в силу закона, а домовые счетчики воды – в течение двух лет. Если они этого не сделают, именно на них, а не на потребителей, будут возложены штрафные санкции. Кроме того, планируется решить проблемы поквартирного учета и регулирования потребления тепла в домах с вертикальной системой отопления. Для этого необходимо установить приборы-распределители и регуляторы тепла на все радиаторы отопления. Налаживание стопроцентного учета будет способствовать сокращению объемов потребления воды и тепловой энергии.
Однако не исключено, что из-за закона «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» потребителям придется платить больше за горячую и холодную воду, а также за тепловую энергию, – считает директор центра «Институт города» Александр Сергиенко. «Этот закон означает, что все, кто установил себе квартирный счетчик воды или тепла, может спокойно их выбросить, ведь квартирные приборы учета признаны этим законом не коммерческими, а распределительными, по ним не будут проводиться расчеты», – убежден он.
По словам Сергиенко, согласно закону, выставлять плату за холодную и горячую воду, а также тепло жителям будут только по показаниям домовых счетчиков. «Это означает, что люди, которые добросовестно платят, экономят, будут также доплачивать за все потери в сети (дома – «Главком»), за все кражи, за тех, кто не платит. По моим подсчетам, эта дополнительная сумма составит 20%», – предупреждает Александр Сергиенко. То есть кому-то придется платить и за себя, и за другого жителя дома, иначе возникает реальная угроза, что в такие дома прекратят поставки услуг.
В течение шести месяцев со дня опубликования закона Кабинет министров должен привести в соответствие все свои нормативно-правовые акты, выдать ряд новых и пересмотреть и отменить ныне действующие нормы и правила, которые противоречат принятому закону. Подробно об этом говорится в заключительных и переходных положениях нового закона. Именно проанализировав их, становится понятно, чем спровоцирована волна критики экспертов отрасли, обвиняющих законодателей в защите интересов монополистов за счет потребителей.
Сразу же после принятия закона (в конце июня), «Главком» направил запрос в Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) с просьбой прокомментировать противоречия с действующим законодательством, а также с вопросом: что конкретно будет сделано для выполнения требований, предъявленных НКРЭКУ в этом законе? Но ответа от регулятора до сих пор нет, что свидетельствует о слишком непростой ситуации, обусловленной началом действия этого закона.
В интересах монополистов и вопреки Конституции?
Кто должен платить за поверку счетчиков, если в тарифе на все виды коммунальных услуг предусмотрены средства на оплату этой услуги? Вопрос риторический, ведь ежегодно государственный регулятор – НКРЭКУ – принимает инвестиционные программы для монопольных поставщиков всех видов коммунальных услуг, где предусмотрены средства – в виде надбавки к тарифам – на установку счетчиков.
Это определено статьей 17 Закона «О метрологии и метрологической деятельности». «Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники (для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую и тепловую энергию, газ и воду), которые являются собственностью физических лиц, осуществляемые за счет субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению. Периодическая поверка проводится за счет тарифов на электро-, тепло-, газо- и водоснабжение. Порядок представления таких средств на периодическую поверку, обслуживание и ремонт, а также порядок оплаты за периодическую поверку, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) устанавливаются Кабинетом министров».
И вот теперь оплату поверки счетчиков новый закон перевел на потребителей. Еще на стадии обсуждения этого закона, Главное научно-экспертное управление Верховной Рады предупреждало: «…что такой законодательный подход на практике может повлиять на права потребителей по пользованию услугами по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения, не допускается частью третьей статьи 22 Конституции Украины».
К сказанному следует добавить, что согласно части третьей статьи 22 Конституции, «при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод». Но депутаты не прислушались к советам парламентских экспертов и таки внесли изменения в закон «О метрологии и метрологической деятельности», обязав потребителей платить за счет взносов за обслуживание узлов коммерческого учета. Об этом говорится в заключительных положениях закона «Периодическая поверка средств измерений (которые используются для осуществления коммерческих расчетов за потребленные тепловую энергию и воду) проводится за счет взносов за обслуживание узлов коммерческого учета, установленных в соответствии с Законом Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения».
Вместо выявления воров – коллективная ответственность
«Например, в Киеве в большинстве домов налажен квартирный учет горячей и холодной воды. «Но теперь выставлять плату будут не по показателям наших счетчиков – об этом в законе прямо не сказано, но говорится, что теперь эти квартирные счетчики осуществляют так называемый распределительный учет, а коммерческий учет, то есть считать деньги по показателю домового прибора учета», – объясняет Александр Сергиенко.
Итак, большинство потребителей, которые за собственные средства покупали для своей квартиры счетчики холодной и горячей воды, платили за работу сантехника, теперь должны снова заплатить еще и за домовые счетчики. Кроме того, если есть потери воды в доме, то эти потери будут разбросаны на все квартиры – пропорционально показателям квартирного счетчика. Конечно, это лишает водоканалы любых стимулов должным образом содержать инженерные сети, жители все равно за все заплатят.
Вот и получается, что закон разработан с целью имплементации в Украине статей директивы Евросоюза 2012/27/ЕС об энергетической эффективности – это обязательство Украины перед ЕС, но, по мнению экспертов, в Европе вряд ли додумались бы отменить учет по индивидуальным приборами в пользу коллективного учета. Известно, что многие жители искажают показатели счетчиков, например, используя магниты, поэтому часто показатели домовых счетчиков существенно превышают суммарные показатели квартирных приборов учета. Но почему те, кто честно платит, должны финансировать воров? Целесообразнее было бы их выявлять, а не устанавливать коллективную ответственность.
На установку счетчиков будут выдавать субсидии
Кроме недостатков, закон «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», безусловно, имеет и преимущества. Влияет ли этот закон на контроль за реализацией мероприятий по энергоэффективности? С таким вопросом «Главком» обратился в Госэнергоэффективности. Этот орган – один из соавторов нового закона.
«Жители домов, где будут установлены счетчики, будут платить меньше, чем по искусственно установленным показателям и нормативам, ведь поставщик уже не сможет перекладывать на потребителя необоснованные сверхнормативные потери. Учет позволит контролировать энергопотребление, стимулировать к экономному использованию тепла и воды, то есть способствовать энергоэффективности – это позволит уменьшить коммунальные платежи», – ответили в ведомстве.
«Этим законом также урегулирована оплата коммунальных услуг в непроданных помещениях – эти платежи возлагаются на застройщика, тогда как ранее имели место факты перекладывания этих расходов на жителей дома. Также благодаря этому закону будет решен вопрос поквартирного учета и регулирования потребления тепла в домах с вертикальной системой отопления. Для этого необходимо установить приборы-распределители и регуляторы тепла на радиаторы отопления», – отмечают в Госэнергоэффективности.
«В течение одного года со дня вступления в силу закона монополист обязан установить домовые счетчики тепла, а домовые счетчики воды – в течение двух лет. Если он этого не сделает, именно на него, а не на потребителя, будут налагаться штрафные санкции. И что важно, монополист не самостоятельно утверждает стоимость установки такого счетчика – цену будет утверждать орган местного самоуправления на обоснованном уровне. С другой стороны, у потребителя остается право самостоятельно или купить счетчики и предоставить их монополисту для установления или вообще – самостоятельно оборудовать свой дом учетом – в этом случае плата за установку счетчика потребителю не начисляется. Жители домов, где установят счетчики за счет монополиста, в течение пяти лет будут возмещать ему эту сумму», – пояснили в Госэнергоэффективности.
По данным ведомства, «плата потребителей за установку и обслуживание счетчиков будет рассчитываться исходя не из абстрактной величины, которая закладывается в тарифы на коммунальные услуги, а с учетом цены конкретного счетчика, что, как показывает практика, обходится потребителю значительно дешевле, чем те, что закладываются (государственным регулятором – «Главком») в инвестпрограммы поставщиков коммунальных услуг. Важно, что на расходы на установку и обслуживание счетчиков, как и на коммунальные услуги, будут начисляться льготы и субсидии.
«Предложенный подход по обеспечению финансирования узлов учета, в отличие от существующего еще советского механизма, прозрачен и понятен: потребитель платит за установку и обслуживание только того учетного оборудования, которым пользуется непосредственно его дом, а не кто-либо другой».
Местные власти могут профинансировать установку счетчиков
Согласно закону, органам местного самоуправления предоставлена возможность за бюджетные средства реализовывать программы оборудования домов счетчиками и обеспечивать их охрану.
«Что касается квартирных счетчиков, то их должны установить сами владельцы квартир в течение трех лет. Но законом предусмотрено, что органы местного самоуправления могут принимать решение о выделении средств из местного бюджета на оснащение жилого фонда счетчиками. В то же время, граждане могут воспользоваться программой «теплых» кредитов и компенсировать часть средств на приобретение и домовых, и квартирных счетчиков», – объясняют в Госэнергоэффективности.
«Закон направлен на недопущение перекладывания непонятных расходов монополиста на потребителей, а также перекладывания потерь, возникших из-за бесхозяйственности в одних домах на другие – за счет применения завышенных нормативов потребления. Применение этого закона приведет к определенному удорожанию коммунальных платежей, но все равно, потребитель выигрывает, потому что когда ему начислялась плата по нормам, монополист мог переложить на потребителя все свои сверхнормативные потери. После установки счетчика монополист будет вынужден выставлять счета потребителю только за реально потребленные ресурсы. То есть устанавливаются простые, справедливые и понятные правила игры», – обещают в ведомстве.
В Госэнергоэффективности убеждены, что введение учета позволит контролировать энергопотребление и стимулировать население к бережливости: «Потребители будут уменьшать расходы тепла, воды и вводить меры по энергоэффективности, что сразу же скажется на уменьшении коммунальных платежей. Заключительными положениями закона национальной комиссии – НКРЭКУ – и органам местного самоуправления поручено пересмотреть тарифы монополистов и исключить из них инвестиционную составляющую на установку счетчиков».
Перечисленные Госэнергоэффективности преимущества закона «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» призваны покончить с несправедливым начислением платежей за услуги: монополисты ежегодно вымывают из карманов украинцев миллиарды гривен за непотребленные энергоносители. Но учитывая действительность, когда на протяжении всех лет независимости в Украине отсутствует энергетический баланс государства, а доходы большинства украинцев снижаются, то не стоит надеяться на эффективное воплощение этого закона. Долги за коммунальные услуги только растут. По данным Госстата, задолженность населения (без учета оккупированных территорий и Крыма) уже приближается к 30 млрд грн.
Поэтому не исключено, что введение этого закона переведет конфликт поставщиков услуг с потребителями в плоскость борьбы с домами: есть долг – вопрос не к конкретному потребителю, а ко всему многоквартирному дому, которому и прекратят поставки услуг.
По материалам Главком
В Украине введен обязательный учет тепла и воды, благодаря чему потребитель будет платить только за использованные ресурсы, а монополист уже не сможет перекладывать на потребителя необоснованные сверхнормативные потери. «Это, в свою очередь, будет влиять на уменьшение счетов за коммунальные платежи», – пообещал глава Госэнергоэффективности Сергей Савчук. Чиновник обратил внимание на преимущества, но не упомянул о недостатках закона «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», который в августе вступил в силу.
Согласно закону, начисление оплаты за потребленные коммунальные услуги по нормам отменяется, и теперь каждый дом должен быть обязательно оборудован счетчиками тепла, горячей и холодной воды. Несомненным преимуществом нового закона стало то, что монополисты обязаны установить домовые счетчики тепла в течение одного года со дня вступления в силу закона, а домовые счетчики воды – в течение двух лет. Если они этого не сделают, именно на них, а не на потребителей, будут возложены штрафные санкции. Кроме того, планируется решить проблемы поквартирного учета и регулирования потребления тепла в домах с вертикальной системой отопления. Для этого необходимо установить приборы-распределители и регуляторы тепла на все радиаторы отопления. Налаживание стопроцентного учета будет способствовать сокращению объемов потребления воды и тепловой энергии.
Однако не исключено, что из-за закона «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» потребителям придется платить больше за горячую и холодную воду, а также за тепловую энергию, – считает директор центра «Институт города» Александр Сергиенко. «Этот закон означает, что все, кто установил себе квартирный счетчик воды или тепла, может спокойно их выбросить, ведь квартирные приборы учета признаны этим законом не коммерческими, а распределительными, по ним не будут проводиться расчеты», – убежден он.
По словам Сергиенко, согласно закону, выставлять плату за холодную и горячую воду, а также тепло жителям будут только по показаниям домовых счетчиков. «Это означает, что люди, которые добросовестно платят, экономят, будут также доплачивать за все потери в сети (дома – «Главком»), за все кражи, за тех, кто не платит. По моим подсчетам, эта дополнительная сумма составит 20%», – предупреждает Александр Сергиенко. То есть кому-то придется платить и за себя, и за другого жителя дома, иначе возникает реальная угроза, что в такие дома прекратят поставки услуг.
В течение шести месяцев со дня опубликования закона Кабинет министров должен привести в соответствие все свои нормативно-правовые акты, выдать ряд новых и пересмотреть и отменить ныне действующие нормы и правила, которые противоречат принятому закону. Подробно об этом говорится в заключительных и переходных положениях нового закона. Именно проанализировав их, становится понятно, чем спровоцирована волна критики экспертов отрасли, обвиняющих законодателей в защите интересов монополистов за счет потребителей.
Сразу же после принятия закона (в конце июня), «Главком» направил запрос в Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) с просьбой прокомментировать противоречия с действующим законодательством, а также с вопросом: что конкретно будет сделано для выполнения требований, предъявленных НКРЭКУ в этом законе? Но ответа от регулятора до сих пор нет, что свидетельствует о слишком непростой ситуации, обусловленной началом действия этого закона.
В интересах монополистов и вопреки Конституции?
Кто должен платить за поверку счетчиков, если в тарифе на все виды коммунальных услуг предусмотрены средства на оплату этой услуги? Вопрос риторический, ведь ежегодно государственный регулятор – НКРЭКУ – принимает инвестиционные программы для монопольных поставщиков всех видов коммунальных услуг, где предусмотрены средства – в виде надбавки к тарифам – на установку счетчиков.
Это определено статьей 17 Закона «О метрологии и метрологической деятельности». «Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники (для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую и тепловую энергию, газ и воду), которые являются собственностью физических лиц, осуществляемые за счет субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению. Периодическая поверка проводится за счет тарифов на электро-, тепло-, газо- и водоснабжение. Порядок представления таких средств на периодическую поверку, обслуживание и ремонт, а также порядок оплаты за периодическую поверку, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) устанавливаются Кабинетом министров».
И вот теперь оплату поверки счетчиков новый закон перевел на потребителей. Еще на стадии обсуждения этого закона, Главное научно-экспертное управление Верховной Рады предупреждало: «…что такой законодательный подход на практике может повлиять на права потребителей по пользованию услугами по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения, не допускается частью третьей статьи 22 Конституции Украины».
К сказанному следует добавить, что согласно части третьей статьи 22 Конституции, «при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод». Но депутаты не прислушались к советам парламентских экспертов и таки внесли изменения в закон «О метрологии и метрологической деятельности», обязав потребителей платить за счет взносов за обслуживание узлов коммерческого учета. Об этом говорится в заключительных положениях закона «Периодическая поверка средств измерений (которые используются для осуществления коммерческих расчетов за потребленные тепловую энергию и воду) проводится за счет взносов за обслуживание узлов коммерческого учета, установленных в соответствии с Законом Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения».
Вместо выявления воров – коллективная ответственность
«Например, в Киеве в большинстве домов налажен квартирный учет горячей и холодной воды. «Но теперь выставлять плату будут не по показателям наших счетчиков – об этом в законе прямо не сказано, но говорится, что теперь эти квартирные счетчики осуществляют так называемый распределительный учет, а коммерческий учет, то есть считать деньги по показателю домового прибора учета», – объясняет Александр Сергиенко.
Итак, большинство потребителей, которые за собственные средства покупали для своей квартиры счетчики холодной и горячей воды, платили за работу сантехника, теперь должны снова заплатить еще и за домовые счетчики. Кроме того, если есть потери воды в доме, то эти потери будут разбросаны на все квартиры – пропорционально показателям квартирного счетчика. Конечно, это лишает водоканалы любых стимулов должным образом содержать инженерные сети, жители все равно за все заплатят.
Вот и получается, что закон разработан с целью имплементации в Украине статей директивы Евросоюза 2012/27/ЕС об энергетической эффективности – это обязательство Украины перед ЕС, но, по мнению экспертов, в Европе вряд ли додумались бы отменить учет по индивидуальным приборами в пользу коллективного учета. Известно, что многие жители искажают показатели счетчиков, например, используя магниты, поэтому часто показатели домовых счетчиков существенно превышают суммарные показатели квартирных приборов учета. Но почему те, кто честно платит, должны финансировать воров? Целесообразнее было бы их выявлять, а не устанавливать коллективную ответственность.
На установку счетчиков будут выдавать субсидии
Кроме недостатков, закон «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», безусловно, имеет и преимущества. Влияет ли этот закон на контроль за реализацией мероприятий по энергоэффективности? С таким вопросом «Главком» обратился в Госэнергоэффективности. Этот орган – один из соавторов нового закона.
«Жители домов, где будут установлены счетчики, будут платить меньше, чем по искусственно установленным показателям и нормативам, ведь поставщик уже не сможет перекладывать на потребителя необоснованные сверхнормативные потери. Учет позволит контролировать энергопотребление, стимулировать к экономному использованию тепла и воды, то есть способствовать энергоэффективности – это позволит уменьшить коммунальные платежи», – ответили в ведомстве.
«Этим законом также урегулирована оплата коммунальных услуг в непроданных помещениях – эти платежи возлагаются на застройщика, тогда как ранее имели место факты перекладывания этих расходов на жителей дома. Также благодаря этому закону будет решен вопрос поквартирного учета и регулирования потребления тепла в домах с вертикальной системой отопления. Для этого необходимо установить приборы-распределители и регуляторы тепла на радиаторы отопления», – отмечают в Госэнергоэффективности.
«В течение одного года со дня вступления в силу закона монополист обязан установить домовые счетчики тепла, а домовые счетчики воды – в течение двух лет. Если он этого не сделает, именно на него, а не на потребителя, будут налагаться штрафные санкции. И что важно, монополист не самостоятельно утверждает стоимость установки такого счетчика – цену будет утверждать орган местного самоуправления на обоснованном уровне. С другой стороны, у потребителя остается право самостоятельно или купить счетчики и предоставить их монополисту для установления или вообще – самостоятельно оборудовать свой дом учетом – в этом случае плата за установку счетчика потребителю не начисляется. Жители домов, где установят счетчики за счет монополиста, в течение пяти лет будут возмещать ему эту сумму», – пояснили в Госэнергоэффективности.
По данным ведомства, «плата потребителей за установку и обслуживание счетчиков будет рассчитываться исходя не из абстрактной величины, которая закладывается в тарифы на коммунальные услуги, а с учетом цены конкретного счетчика, что, как показывает практика, обходится потребителю значительно дешевле, чем те, что закладываются (государственным регулятором – «Главком») в инвестпрограммы поставщиков коммунальных услуг. Важно, что на расходы на установку и обслуживание счетчиков, как и на коммунальные услуги, будут начисляться льготы и субсидии.
«Предложенный подход по обеспечению финансирования узлов учета, в отличие от существующего еще советского механизма, прозрачен и понятен: потребитель платит за установку и обслуживание только того учетного оборудования, которым пользуется непосредственно его дом, а не кто-либо другой».
Местные власти могут профинансировать установку счетчиков
Согласно закону, органам местного самоуправления предоставлена возможность за бюджетные средства реализовывать программы оборудования домов счетчиками и обеспечивать их охрану.
«Что касается квартирных счетчиков, то их должны установить сами владельцы квартир в течение трех лет. Но законом предусмотрено, что органы местного самоуправления могут принимать решение о выделении средств из местного бюджета на оснащение жилого фонда счетчиками. В то же время, граждане могут воспользоваться программой «теплых» кредитов и компенсировать часть средств на приобретение и домовых, и квартирных счетчиков», – объясняют в Госэнергоэффективности.
«Закон направлен на недопущение перекладывания непонятных расходов монополиста на потребителей, а также перекладывания потерь, возникших из-за бесхозяйственности в одних домах на другие – за счет применения завышенных нормативов потребления. Применение этого закона приведет к определенному удорожанию коммунальных платежей, но все равно, потребитель выигрывает, потому что когда ему начислялась плата по нормам, монополист мог переложить на потребителя все свои сверхнормативные потери. После установки счетчика монополист будет вынужден выставлять счета потребителю только за реально потребленные ресурсы. То есть устанавливаются простые, справедливые и понятные правила игры», – обещают в ведомстве.
В Госэнергоэффективности убеждены, что введение учета позволит контролировать энергопотребление и стимулировать население к бережливости: «Потребители будут уменьшать расходы тепла, воды и вводить меры по энергоэффективности, что сразу же скажется на уменьшении коммунальных платежей. Заключительными положениями закона национальной комиссии – НКРЭКУ – и органам местного самоуправления поручено пересмотреть тарифы монополистов и исключить из них инвестиционную составляющую на установку счетчиков».
Перечисленные Госэнергоэффективности преимущества закона «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» призваны покончить с несправедливым начислением платежей за услуги: монополисты ежегодно вымывают из карманов украинцев миллиарды гривен за непотребленные энергоносители. Но учитывая действительность, когда на протяжении всех лет независимости в Украине отсутствует энергетический баланс государства, а доходы большинства украинцев снижаются, то не стоит надеяться на эффективное воплощение этого закона. Долги за коммунальные услуги только растут. По данным Госстата, задолженность населения (без учета оккупированных территорий и Крыма) уже приближается к 30 млрд грн.
Поэтому не исключено, что введение этого закона переведет конфликт поставщиков услуг с потребителями в плоскость борьбы с домами: есть долг – вопрос не к конкретному потребителю, а ко всему многоквартирному дому, которому и прекратят поставки услуг.
По материалам Главком