Начну с главного — я в восторге! Честно признаюсь, когда я летел в Питер на выставку «Нева-2019», по приглашению компании «Морсвязьавтоматика» (МСА), я не ожидал чего-то особенного. Ну мало ли сегодня в России делают прогулочных судов? Да их, как говорится, вагон и маленькая тележка. Ну электрическое, и что? У меня вообще скептическое отношение к электромобилям, а тут то же самое, но на воде. Просто чтобы быть в тренде? Ну на дорогах это еще понятно, попытка заботы об экологии, но судов не так много на реках, вред экологии они наносят мизерный, в отличие от автомобилей.
Признаюсь: Я ошибся. К слову, об экологии, за все время моего знакомства с судном Ecovolt, не было сказано ни слова. И похоже, в названии приставка «Eco» не от слова «Ecology», а от слова «Economy». Но обо всем по порядку.
Судно Ecovolt создано компаний МСА в инициативном порядке. Надо сказать, до сих пор компания не занималась строительством судов. Но так получилось, что создавая различные продукты для судостроения, в компании вдруг обнаружили, что они производят практически все необходимое для того чтобы построить своё собственное судно, и выйти на рынок прогулочного и пассажирского водного транспорта со своим продуктом. Таким образом, создание Ecovolt не потребовало каких-то огромных инвестиций, все что нужно, включая специалистов и оборудование, у компании уже было.
© Роман Ковригин/Сделано у нас
Это еще означает и то, что Ecovolt создан практически полностью из российских комплектующих. Причем российские тут именно самые сложные компоненты — систему управления судном, электродвигатели, систему кондиционирования и вентиляции, системы хранения энергии и даже зарядные станции компания МСА производит сама. Но и это еще не все. Компания также производит станки для лазерной резки, то есть резку металла для судна компания производила на станках собственного же производства. В целом локализация оценивается в 75%, и это самые высокотехнологичные компоненты судна.
Но меня впечатлило не только это. Удивительно насколько продуманным получился этот кораблик. Ну например, салон. Кресла для салона компания также разработала и производит сама. И они разработаны так, что одно и то же судно, буквально за час можно легко трансформировать из речного трамвайчика в ресторан на воде. Все кресла легко двигаются по салону, и не закреплены жестко. Между ними распложены специальные подлокотники, и в зависимости от пожеланий и назначения судна в данный конкретный момент, подлокотники можно убрать, добившись максимальной вместимости в 86 пассажиров, тем самым превратив судно в речной автобус.
© Роман Ковригин/Сделано у нас
Можно увеличить комфорт, установив между креслами подлокотник, а можно и два, как на фото. Отработав на маршруте днем, вечером судно легко трансформируется в ресторан на воде, для этого подлокотники превращаются в ножки для стола, между ними устанавливается столешница, и вот вам ресторанный столик. Соединив между собой несколько таких модулей, получаем стол для банкета. А утром судно снова превращается в маршрутное или прогулочное.
Просторный салон, просторный тамбур, два туалета, бар и открытая верхняя палуба
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
Кстати, пол верхней палубы заодно и солнечная батарея. Её для движения судна, конечно недостаточно, но вполне хватает для внутренних потребностей, что снижает потребление энергии от аккумуляторов.
Или, например, рубка капитана судна. Она очень компактна, но очень удобна. Чтобы сесть в кресло, не нужно его обходить — оно установлено в поворачивающемся модуле, и вращается на 360%. И сидишь как будто не в рубке судна, а в рубке небольшого космического корабля. Видео на главный обзорный экран передается с нескольких камер, уставленных по периметру корпуса. Вокруг приборы, кнопки, в руках два джойстика управления двигателями напоминающие РУДы самолета, но управляют они не только тягой, но и курсом. Поэтому никакого штурвала нет, каждый из двух двигателей управляется независимо, за счет чего обычно неповоротливый катамаран может развернуться почти на месте.
© Роман Ковригин/Сделано у нас
Кстати о джойстике. Жутко эргономичная штука! Отлично лежит в руке, усилия оптимальные, взялся за него и такое чувство, что последние лет пять работал капитаном этого судна — настолько удобно им управлять.
© Роман Ковригин/Сделано у нас
Двигатели этого судна тоже непростые. В качестве силовых установок используются 2 электродвигателя мощностью 25 КВт производства МСА. Но это не привычные нам коллекторные двигатели, а линейные. У них обмотка находится, в отличии от коллекторных, в статоре, а в роторе магнит. Это позволило сделать двигатель легче, компактнее, надежнее, но главное он полностью герметичен.
© Роман Ковригин/Сделано у нас
На судне нет никого машинного отделения. Оба двигателя находятся просто в воде целиком. Никаких механических приводов, никаких редукторов, никаких коробок передач! На фото ниже это вся двигательная установка судна. Одна из двух. То есть минимум нагруженных деталей, ломаться тут практически нечему, а значит, у судна должна быть потрясающая надежность.
© Роман Ковригин/Сделано у нас
Плюс расположение двигателей в воде снижает шум и вибрации, пассажир слышит шум воды, ветра, и никаких посторонних шумов, никаких запахов, никаких вибраций.
Аккумуляторы для питания двигателя распложены в поплавках катамарана, и заодно служат балластом. Их полного заряда хватит на 10 часов работы или до 75 миль (140 км), то есть — ночью заряжаем, потом весь день работаем на маршруте. Полный заряд достигается за 70 мин. Но есть и другие режимы зарядки, например на одной 15 минутной зарядке судно может пройти 22 км. При работе в режиме прогулочного зарядку можно осуществлять во время загрузки-выгрузки пассажиров, тогда судно способно работать, по сути, неограниченно долго.
Зарядную станцию тоже производит МСА, она может быть установлена как на берегу стационарно, так и помещена на плавучую платформу, аналогичную той, на которой и построен Ecovolt.
Кстати, судно построено по модульному принципу, и может быть легко разобрано для транспортировки. Весь «комплект» можно поместить на пяти стандартных фурах. Но можно поступить еще проще, МСА предлагает всем регионам, которые заинтересованы в таких судах, построить завод по их производству прямо на месте. Тогда возить из Санкт-Петербурга нужно будет только отдельные комплектующие, а самые габаритные части строить на месте.
Ну и немного характеристик:
Двухпалубный речной, электрический катамаран
длина — 18.5 м,
ширина — 6.9 м
осадка — 1.1 м
максимальная скорость движения — 7.5 узлов (14 км/ч),
вместимость — до 86 человек
© Роман Ковригин/Сделано у нас
Ну, а теперь, поговорим о том, с чего я начал статью. Так зачем же оно полностью электрическое, в чем выгода от такого подхода? Про тишину, компактность, надежность я уже написал выше. Но дело не только в этом. Стоимость Ecovolt предполагается порядка 1 млн рублей за пассажирское место, что примерно соответствует стоимости аналогичных дизельных судов. Но при этом, по словам генерального директора ООО «НПК Морсвязьавтоматика» Андриана Правдина, электросудно в 5-7 раз дешевле в эксплуатации! Это потрясающая экономичность, которая способна кардинально изменить всю экономику речных пассажирских перевозок, значительно снизив цены на билеты, при сохранении их прибыльности без государственных субсидий. Мне кажется этой информации достаточно для того, чтобы в отдел продаж «Морсвязьавтоматики» выстроилась очередь из губернаторов большинства регионов России. Не говоря уже о компаниях-перевозчиках.
Источник
© Роман Ковригин/Сделано у нас
Но меня впечатлило не только это. Удивительно насколько продуманным получился этот кораблик. Ну например, салон. Кресла для салона компания также разработала и производит сама. И они разработаны так, что одно и то же судно, буквально за час можно легко трансформировать из речного трамвайчика в ресторан на воде. Все кресла легко двигаются по салону, и не закреплены жестко. Между ними распложены специальные подлокотники, и в зависимости от пожеланий и назначения судна в данный конкретный момент, подлокотники можно убрать, добившись максимальной вместимости в 86 пассажиров, тем самым превратив судно в речной автобус.
© Роман Ковригин/Сделано у нас
Можно увеличить комфорт, установив между креслами подлокотник, а можно и два, как на фото. Отработав на маршруте днем, вечером судно легко трансформируется в ресторан на воде, для этого подлокотники превращаются в ножки для стола, между ними устанавливается столешница, и вот вам ресторанный столик. Соединив между собой несколько таких модулей, получаем стол для банкета. А утром судно снова превращается в маршрутное или прогулочное.
Просторный салон, просторный тамбур, два туалета, бар и открытая верхняя палуба
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
© Роман Ковригин/Сделано у нас
Кстати, пол верхней палубы заодно и солнечная батарея. Её для движения судна, конечно недостаточно, но вполне хватает для внутренних потребностей, что снижает потребление энергии от аккумуляторов.
Или, например, рубка капитана судна. Она очень компактна, но очень удобна. Чтобы сесть в кресло, не нужно его обходить — оно установлено в поворачивающемся модуле, и вращается на 360%. И сидишь как будто не в рубке судна, а в рубке небольшого космического корабля. Видео на главный обзорный экран передается с нескольких камер, уставленных по периметру корпуса. Вокруг приборы, кнопки, в руках два джойстика управления двигателями напоминающие РУДы самолета, но управляют они не только тягой, но и курсом. Поэтому никакого штурвала нет, каждый из двух двигателей управляется независимо, за счет чего обычно неповоротливый катамаран может развернуться почти на месте.
Кстати о джойстике. Жутко эргономичная штука! Отлично лежит в руке, усилия оптимальные, взялся за него и такое чувство, что последние лет пять работал капитаном этого судна — настолько удобно им управлять.
© Роман Ковригин/Сделано у нас
Двигатели этого судна тоже непростые. В качестве силовых установок используются 2 электродвигателя мощностью 25 КВт производства МСА. Но это не привычные нам коллекторные двигатели, а линейные. У них обмотка находится, в отличии от коллекторных, в статоре, а в роторе магнит. Это позволило сделать двигатель легче, компактнее, надежнее, но главное он полностью герметичен.
© Роман Ковригин/Сделано у нас
На судне нет никого машинного отделения. Оба двигателя находятся просто в воде целиком. Никаких механических приводов, никаких редукторов, никаких коробок передач! На фото ниже это вся двигательная установка судна. Одна из двух. То есть минимум нагруженных деталей, ломаться тут практически нечему, а значит, у судна должна быть потрясающая надежность.
© Роман Ковригин/Сделано у нас
Плюс расположение двигателей в воде снижает шум и вибрации, пассажир слышит шум воды, ветра, и никаких посторонних шумов, никаких запахов, никаких вибраций.
Аккумуляторы для питания двигателя распложены в поплавках катамарана, и заодно служат балластом. Их полного заряда хватит на 10 часов работы или до 75 миль (140 км), то есть — ночью заряжаем, потом весь день работаем на маршруте. Полный заряд достигается за 70 мин. Но есть и другие режимы зарядки, например на одной 15 минутной зарядке судно может пройти 22 км. При работе в режиме прогулочного зарядку можно осуществлять во время загрузки-выгрузки пассажиров, тогда судно способно работать, по сути, неограниченно долго.
Зарядную станцию тоже производит МСА, она может быть установлена как на берегу стационарно, так и помещена на плавучую платформу, аналогичную той, на которой и построен Ecovolt.
Кстати, судно построено по модульному принципу, и может быть легко разобрано для транспортировки. Весь «комплект» можно поместить на пяти стандартных фурах. Но можно поступить еще проще, МСА предлагает всем регионам, которые заинтересованы в таких судах, построить завод по их производству прямо на месте. Тогда возить из Санкт-Петербурга нужно будет только отдельные комплектующие, а самые габаритные части строить на месте.
Ну и немного характеристик:
Двухпалубный речной, электрический катамаран
длина — 18.5 м,
ширина — 6.9 м
осадка — 1.1 м
максимальная скорость движения — 7.5 узлов (14 км/ч),
вместимость — до 86 человек
© Роман Ковригин/Сделано у нас
Ну, а теперь, поговорим о том, с чего я начал статью. Так зачем же оно полностью электрическое, в чем выгода от такого подхода? Про тишину, компактность, надежность я уже написал выше. Но дело не только в этом. Стоимость Ecovolt предполагается порядка 1 млн рублей за пассажирское место, что примерно соответствует стоимости аналогичных дизельных судов. Но при этом, по словам генерального директора ООО «НПК Морсвязьавтоматика» Андриана Правдина, электросудно в 5-7 раз дешевле в эксплуатации! Это потрясающая экономичность, которая способна кардинально изменить всю экономику речных пассажирских перевозок, значительно снизив цены на билеты, при сохранении их прибыльности без государственных субсидий. Мне кажется этой информации достаточно для того, чтобы в отдел продаж «Морсвязьавтоматики» выстроилась очередь из губернаторов большинства регионов России. Не говоря уже о компаниях-перевозчиках.
Источник
Последнее редактирование: