Сокращения:
ВТО - Всемирная торговая организация
ИКАО - Международная организация гражданской авиации (ICAO)1
ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии
ИТ - Информационные технологии
КоАП - Кодекс об Административных Правонарушениях
МСЗ - Машиносчитываемая зона
МСП - Машиносчитываемый паспорт
МСПД - Машиносчитываемый проездной документ
МПС - Международная платежная система
СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счёта
ФЗ - Федеральный закон
ФЦП - Федеральная целевая программа
ЭП - Электронное правительство
ЭЦП - Электронная цифровая подпись
УЭК - Универсальная электронная карта
RFID - Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация. Метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках, RFID-микрочипах.
В целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием УЭК Правительство РФ определило ОАО «УЭК» федеральной уполномоченной организацией, осуществляющей функции координатора и оператора проекта по внедрению УЭК. Учредителями общества являются российские кредитные организации: ОАО Сбербанк России (доля в уставном капитале - 34%); ОАО «Уралсиб» (доля в уставном капитале - 33%); банк «Ак Барс» (доля в уставном капитале - 33%)
«УЭК» является открытым акционерным обществом. Основным отличием от закрытого акционерного общества является право акционеров отчуждать свои акции (дарить, продавать, передавать) физическим или юридическим лицам без решения общего собрания акционеров. Акционерами ОАО могут быть как физические, так и юридические лица (российские и иностранные). Можно не сомневаться в том, что со временем международные платежные системы полностью возьмут контроль над ОАО «УЭК», куда они уже приглашены. Ведь в «Концепции формирования информационного общества в России» конкретно заявлено: "На начальном этапе создания социально-значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и других) государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка"
Закон № 210-ФЗ устраняет права и обязанности граждан и государства, вводя термин платных "госуслуг", отсутствующий в Конституции РФ. Ключевыми словами Конституции, на которых построено государство, являются термины «права» и «обязанности». Они есть и у граждан и у государства. Права и обязанности не покупаются и не продаются. Органы власти - это содержащиеся на деньги налогоплательщиков государственные структуры, основной целью и обязанностью которых является помощь гражданам в реализации их прав, предусмотренных Конституцией. Введение платных государственных "услуг" в законодательство - это правовой переворот, перевод конституционных обязанностей государства по социальному обеспечению в разряд платных услуг, а затем передача их от государства коммерческим и наднациональным организациям, что четко прописано в федеральных целевых программах.
На сегодняшний день правила игры на рынке безналичных расчетов диктуют МПС (международные платёжные системы), объединённые в единую глобальную суперсистему, охватывающую все банки, торгово-сервисные предприятия и банкоматы во всем мире. Эта суперсистема использует два основных стандарта - Global Platform (разработанный Visa, American Express, Master Card, JCB и др., ) и EMV (разработанный Europay, MasterCard и Visa)14. Global Platform - стандарт поддержания нескольких приложений на одной карте с динамическим изменением параметров и количества размещенных приложений15. Стандартом EMV регламентируется функциональность универсальных приложений для дебетовой или кредитной карточки и устанавливаются соответствующие правила для карточки и терминала при реализации и обслуживании этого приложения16. УЭК работает именно на стандартах Global platform и EMV.[8]
временно, придется применять карты зарубежных производителей, федеральный закон "О техническом регулировании" допускает за неимением отечественных использовать стандарты и сертификаты развитых государств, например Евросоюза и США.»
Но, как гласит народная мудрость - нет ничего более постоянного, чем временное. Дмитрий Медведев выразился по этому поводу так:
«Ждать, пока создадут наш чип, не будем, потому что иначе его никогда не создадут. Внедряйте с иностранным чипом. Как только будет создан наш чип, проведём переинсталляцию этого чипа и перевыпустим эти карты. Никаких проблем это не создаст. Что касается баз данных, то бояться нужно другого. Считайте, что это моё поручение Правительству действовать в таком ключе»
О каком "нашем чипе" идет речь, если после внедрения государство уходит с рынка, отдавая пользователей карты на произвол международных банкиров, владеющих крупнейшими МПС. При этом согласно заявлению главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной основная часть затрат по выпуску электронных карт "будет за счет частных участников проекта."
Депутат Мосгордумы от фракции КПРФ Андрей Клычков говорит:
«Закон не обязывает органы власти предоставлять государственные и муниципальные услуги тем, кто отказался от УЭК. Да, в нем говорится о возможности отказа от карты, но о гарантиях предоставления услуг этим гражданам не сказано ничего со ссылкой на имеющиеся весьма размытые обязательства в законодательстве. Одна из наших поправок как раз касалась уточнения гарантий предоставления услуг тем, кто не желает или не может использовать универсальную электронную карту. Но единороссы ее отклонили»
Законодательно закрепленное отсутствие гарантий получения "госуслуг" традиционными способами означает, что мы конечно можем отказаться от УЭК, но что при этом будет с нами государству не интересно.
На разработку и внедрение программы «Электронное правительство», частью которой является УЭК, Евросоюз выделил в 2009 г. 2 млн евро, с российской же стороны, в том числе из бюджета, будет выделено 150 млрд рублей. Кому достанутся эти, мягко говоря, немаленькие деньги? Техническая реализация проекта возложена на ирландскую консультационную компанию GDSI (Galway Development Services International), действующую в консорциуме с Steinbeis GmBH (Германия), а платёжным оператором станет ОАО «Универсальная электронная карта», созданное в июне 2010 г. Сбербанком России совместно с банками «Уралсиб» и «Ак Барс».
Профессиональные юристы уже назвали внедрение УЭК негласной правовой реформой, в корне меняющей взаимоотношения гражданина и государства. Между ними при помощи информационно-платёжной системы вклиниваются посредники в лице частных коммерческих банков, ОАО «Универсальная электронная карта» и международных корпораций, которые будут продавать гражданину услуги государства, оперируя при этом его персональными данными, включающими абсолютно все аспекты жизнедеятельности и здоровья.
Нигде в мире такого нет. Америка отказалась от подобной системы, мотивируясь тем, что некоторые аппаратные элементы производятся за границей, и это позволяет иностранным государствам взломать систему. Российская же «Универсальная электронная карта» делается полностью иностранными специалистами, на иностранной элементной и программной базе.»
Сбор персональных данных осуществляется на основании ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", который говорит:
«Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором» [ФЗ №152 ст.9 ч.1]
Вот как неловко "обходит" эту статью ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:
«Уполномоченная организация субъекта Российской Федерации при организации выпуска универсальной электронной карты действует от имени и в интересах пользователя универсальной электронной картой без доверенности» [ФЗ №210 ст.28. ч.2]
Другими словами, в случае если гражданин не пишет заявления об отказе от УЭК, государство само наделяет себя полномочиями для сбора необходимых персональных данных, т.е. уполномачивает себя действовать от нашего лица в "наших интересах", и основанием для этого служит не заявление с нашей стороны, не доверенность, но отсутствие заявления с запрещением собирать наши персональные данные и действовать от нашего лица. Юридически это означает, что каждый гражданин, не написавший заявление об отказе от УЭК, изготавливает себе карту с помощью упомолномоченных организаций.
Выдаваемые с 2011 года паспорта гражданина РФ полностью соответствуют стандарту глобального интероперабельного МСП описанного ИКАО[Doc9303 Т.1]. Этот стандарт включает в МСЗ поле "личный номер", которое в приложении 11, приказа ФМС РФ №26[21] именуется "личный код". Под "личным кодом", как основным индивидуализирующим признаком, понимается СНИЛС, согласно приложению к Распоряжению Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. №654-р «О базовых государственных информационных ресурсах»
Паспорт РФ, выдаваемый с 2011 года является глобально интероперабельным МСП, и предназначен для автоматической идентификации. Поэтому этот паспорт в сущности не отличается от УЭК. Это лишь два различных носителя личного номера. Благодаря наличию МСЗ, данные о владельце паспорта обрабатываются в автоматическом режиме, что влечет юридические следствия.
Теперь вспомним часть первую 9-й статью закона о персональных данных:
«Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором» [ФЗ №152 ст.9 ч.1]
О каком сознательном, свободном и добровольном согласии на обработку персональных данных в автоматическом режиме может идти речь в этом случае, если в качестве альтернативы УЭК нам предлагают паспорт с машиночитаемой зоной, предназначенной для автоматической обработки персональных данных? Единственным выходом, в случае отказа субъекта на обработку персональных данных в автоматическом режиме, является отказ от обоих видов паспорта! При этом согласно Кодексу об административных правонарушениях:
«1. Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
2. Допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей» [КоАП ст.19.15]
Таким образом все мы встали либо перед невозможностью выполнения 9-й статьи 152-го федерального закона, либо перед необходимостью нарушение КоАП, в случае попытки соблюсти свои права указанные в 9-й статьи ФЗ №152. Такая лже-альтернатива напрямую влечет нарушение прав и свобод гражданина, а значит противозаконна.
Итак, в самое ближайшее будущее (до 2015г.) основным носителем идентификатора - цифрового имени человека в РФ становится УЭК. Рассмотрим дальнейшие перспективы развития этой системы.
Уже сейчас денежная система, из наличной формы стремится к полностью безналичной форме в виде электронных денег. "Высокая доля наличных средств в денежном обороте ограничивает рост экономики, препятствует ее модернизации и формированию в России международного финансового центра", пишет премьеру В.Путину президент и председатель правления Сбербанка РФ Герман Греф, и предлагает следующую "стратегию развития российской платежной системы":
«Первый этап - «война с наличностью». Предлагается изменить Трудовой кодекс и закон о трудовых пенсиях так, чтобы зарплаты, социальные пособия и пенсии выплачивались только на банковские карты (за исключением микрофирм и труднодоступных местностей). С помощью законодательства нужно обязать принимать к оплате банковские карты все торгово-сервисные предприятия определенного уровня - например, с годовой выручкой от 400 млн руб. В качестве пряника сократить на 5 процентных пунктов НДС по покупкам с безналичной оплатой (т. е. с 10-18 до 5-13%), в качестве кнута - ужесточить стандарты транспортировки и хранения денег для магазинов и инкассаторских компаний. Понадобится создать национальный платежный совет, куда войдут представители разных участников рынка. Результатом победной войны станет сокращение издержек на оборот наличных на четверть - до 0,8% ВВП.
Второй этап стратегии предполагает повышение эффективности системы платежей: нужно охватить безналичными расчетами даже небольшие платежи, создать национального лидера по проведению платежей. «Универсальная электронная карта», соакционером которой является Сбербанк, в будущем призвана заменить собой практически все документы гражданина и применяться для безналичной оплаты практически всего - от квартплаты до проезда в транспорте и штрафов.
Третий этап предполагает «разработку альтернативных инновационных технологий для дальнейшего развития электронных платежей»
Все "госуслуги", согласно планам правительства будут отданы частным коммерческим организациям, а их оплата переведена в электронную форму. Если же все платежи будут переведены только в безналичную форму, а они будут, согласно планам, то без УЭК нельзя будет ничего купить или продать в буквальном смысле слова.
Дмитрий Медведев на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 2010 года сказал: "Мы действительно живём в уникальное время. И мы должны использовать его, чтобы построить современную, процветающую и сильную Россию. Россию, которая будет соучредителем нового мирового экономического порядка и полноправным участником коллективного политического лидерства в посткризисном мире" В том, что это за "новый мировой экономический порядок" сомневаться не приходится, учитывая последующие слова о "колективном политическом лидерстве". Фактически эти слова Дмитрия Медведева есть признание стремления Правительства РФ стать членом Нового мирового порядка, полноценного мирового наднационального правительства, первой попыткой создания которого явилось учреждение в 1920-х годах Лиги Наций, которая и начала разработку стандартных международных паспортов: "Инициатива ИКАО по разработке стандартных спецификаций паспортов и других проездных документов следовала традиции конференций по паспортным вопросам, проводимых Лигой Наций в 20-х годах, и работе преемника Лиги Наций - Организации Объединенных Наций. Полномочия ИКАО по сохранению ведущей роли в этой области вытекают из Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагской конвенции)"[Doc9303 Т.1. I-1]. Первым шагом к Новому мировому порядку является вступление в ВТО, подчиняющее национальную экономику международным правилам торговли, вне зависимости от реальных условий страны.
Дмитрий Медведев по этому поводу высказался весьма оригинально: "Конечно, необходимо предпринять усилия по защите личной информации от возможного распространения и нецелевого использования. Хотя надо признаться, что вся эта информация у нас в огромном количестве циркулирует в Глобальной сети, и пока эффективных способов её защиты государством не найдено. Поэтому сама по себе защита этой информации не должна быть препятствием к принятию решения о выпуске этих карт."
Одной из основных причин внедрения УЭК является то, что она является эффективным механизмом контроля и управления поведением человека для наведения жесткого порядка в условиях увеличивающихся в геометрической прогрессии преступлений в сфере ИТ. Блокирование, или ограничение каких-либо функций карты может стать эффективным способом управления и наказания, а лишившись этой карты человек полностью оказывается вне общества. Такая карта - мечта эффективного менеджера глобального масштаба. Но мечта не совершенная, потому что УЭК может воспользоваться не только ее хозяин, но и другой человек, поэтому логичным и неизбежным следующим шагом повышения эффективности социального управления является совмещение идентифицирующего устройства с телом.
Все основные нормативные документы РФ о развитии ИТ свидетельствуют о дальнейшем применении "инновационных" идентификационных устройств неотделимых от тела, грядущих на смену УЭК. Инфрастуктура, созданная для работы с УЭК при минимальных дополнениях интерфейса легко перестраивается на работу с любым другим техническим носителем персонального идентификационного номера. То есть, если завтра банковская система решит полностью перейти с УЭК на "инновационный" носитель в виде вживляемого в тело RFID-микрочипа, то государство не встанет на нашу защиту, потому что на этом "рынке" его уже не будет, и все поправки к ФЗ №210 обеспечивающие гарантии того, что это не произойдет были отклонены. «Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года» и другие официальные документы утверждают в императивной форме о необходимости имплантации микро- и наноэлектронных устройств в тело и мозг человека:
«Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями типа Internet.
Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности, улучшением качества жизни, и таким образом сокращать социальные расходы государства.
Широкое распространение получат встроенные беспроводные наноэлектронные устройства, обеспечивающие постоянный контакт человека с окружающей его интеллектуальной средой, получат распространение средства прямого беспроводного контакта мозга человека с окружающими его предметами, транспортными средствами и другими людьми. Тиражи такой продукции превысят миллиарды штук в год из-за ее повсеместного распространения»
Как в таком случае может осуществляться эта связь? Очевидно посредством уникального цифрового идентификатора, присвоенного и вживленного каждому «биобъекту», как цинично назван человек в этих «нормативных актах».
Те же самые цели обозначены и в форсайт-проекте "Детство-2030". Запущен этот проект в 2008 году по инициативе Общественной палаты РФ и благотворительного фонда поддержки молодежных инициатив «Мое поколение» при участии Международной методологической ассоциации. Фонд был создан в 2005 году президентской администрацией по инициативе первого заместителя Руководителя Администрации Президента России Владислава Суркова. Форсайт-проект «Детство-2030» реализуется за счет средств грантодателей. На дорожной карте проекта можно увидеть такие вехи: "2018 год: Устройство для загрузки информации на кору головного мозга", "2030: чипизация человека". На самом деле довольно трудно понять что конкретно авторы проекта подразумевали под "загрузкой информации на кору головного мозга", также как и во многих других, не менее фантасмагорических пунктах, вроде "2018: виртуальная иммитация жизни", "2023: робот-ребенок". Но по крайней мере "чипизация" явно свидетельствует о совмещении электронных устройств, и в первую очередь идентификационных, с телом человека. Стоит отметить, что именно этот проект представлял Россию на пекинской выставке «ЭКСПО-2010»40.
Микрочипы вводятся под кожу один раз и на всю жизнь, поскольку большинство из них практически невозможно извлечь из тела без разрушения их стеклянной защитной оболочки, что может привести к тяжелым последствиям.
Европейская группа по этике в науке и новых технологиях относительно этических вопросов имплантации электронных устройств в тело делает следующее заключение:
«5. Этические основы
Современное общество встало лицом к лицу с изменениями, которые должно произвести с человеческой сущностью. Вот очередное продвижение прогресса - в результате наблюдения с помощью видеонадзора и биометрии личности изменяются через разные электронные устройства, подкожные чипы, смарт метки до такой степени, что они все более превращаются в сетевые личности. Мы, таким образом, должны быть постоянно соединены с возможностью выбора конфигурации, так, чтобы время от времени получать и передавать сигналы, разрешающие передвижение, привычки и контакты, подлежащие отслеживанию и оценке. Это должно изменить значение и содержание автономии человека и оказать влияние на достоинство.
...
6.4.6. Имплантанты ИКТ для целей слежения и надзора
Имплантанты ИКТ для слежения и надзора создают особенную угрозу человеческому достоинству. Они могут использоваться государственными властями, отдельными личностями и группами для усиления их власти над другими. Имплантанты могут быть использованы для определения местонахождение людей (и также для получения других видов информации о них). Это могло бы быть оправдано из соображений осуществления надзора (в случае досрочного освобождения заключенных) или из соображений безопасности (определение местоположения детей).
Однако Комиссия настаивает на том, чтобы применение ИКТ имплантантов для слежения и надзора допускалось только, если законодатель решит, что в этом существует срочная и оправданная потребность в демократическом обществе (Статья 8 Конвенции по правам человека) и больше нет других методов.
В любом случае Комиссия не одобряет применение ИКТ имплантантов для слежения и надзора и считает, что применение в целях слежения и надзора при любых обстоятельствах должно быть специально предусмотрено в законодательстве. Процедура слежения за личностью должна быть подтверждена и должна контролироваться независимым судом."
Технология вживления уже существует, имеется и заинтересованность государственных структур именно в таких надежных идентификационных устройствах, помогающих осуществлять более точный контроль над обществом, есть официально озвученные правительством РФ планы по внедрению таких технологий идентификации, разрабатываются планы полного избавления от наличного расчета, что подразумевает расчеты только с помощью УЭК. А с 2014 года все граждане РФ не написавшие заявление об отказе от УЭК уже получат идентификационный номер, который останется только перенести на другой носитель - имплантируемый RFID-идентификатор, для полного совпадения этой общественной системы с пророчествами переданными Иоанном Богословом в Апокалипсисе.
СНИЛС и УЭК будут выдаваться всем, причем с рождения, согласно ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страховании в российской федерации» ст.10, ст.16 ч.2.
Краткое резюме
1. Программа "Электронное правительство" является глобалистским проектом в рамках концепции информационного общества, разработанным ООН, финансирующийся и направляющийся иностранными и наднациональными структурами. Его цель - уничтожение размывание суверенности национального государства и включение его в глобальное информационное общество, под руководством нового экономического порядка (термин Дмитрия Медведева). Информационное общество есть ни что иное, как Новый мировой порядок.
4. Глобальное информационное общество, стремится избавиться от наличных денег и безальтернативно перевести все расчеты в безналичную электронную форму, таким образом в ближайшее время, согласно планам правительства, все платежи будут осуществляться с помощью УЭК.
5. Следующий, и последний шаг - жесткая привязка идентификационного номера к его владельцу. То есть совмещение идентификационного устройства с телом человека. Нормативная база для этого уже почти полностью готова на международном уровне и активно готовится в РФ.
В настоящий момент в РФ произошла правовая революция. Федеральным законом введен в оборот антиконституционный термин - платные госуслуги, вместо традиционных прав и обязанностей. Безальтернативным введением машиносчитываемых паспортов нарушен Закон об обработке персональных данных, растоптано право на свободное согласие указанное в этом законе. Трансформируется система отношений с государством согласно концепции ЭП, причем эти изменения оплачиваются Евросоюзом, транснациональными компаниями, Агентство США по международному развитию; находятся под контролем технического отдела Белого дома США, и разработаны в международных институтах. Идет уничтожение суверенитета нашего государства, вхождение его в глобальное информационное общество. Усиленно навязывается глобально интероперабельный биометрический электронный МСП - Универсальная электронная карта, приходящая взамен бумажного паспорта гражданина РФ, и которая в ближайшее время станет основным платежным средством и средством получения "госуслуг". При этом получение госуслуг на Едином портале с помощью СНИЛС связано с подписанием соглашения в виде чистого листа, не известно с кем и о чем, без обязательств, гарантий, эдакое совершенное соглашение с дъяволом, при обещаниях государства уйти с рынка госуслуг. И при всем этом УЭК и СНИЛС имеют многие зловещие черты указанного в Апокалипсисе начертания антихриста. УЭК не имеет еще только двух последних черт (безальтернативность и соединение с телом), и это определенно означает, что УЭК и СНИЛС не являются начертанием, ибо не имеют двух важнейших черт свойственных начертанию. А значит к ним нельзя относиться также, как к самому начертанию. Но эти две последние черты уже запланированы и озвучены правительством, а значит в скором времени будут воплощены, это также не стоит забывать.
Все это следует иметь ввиду при выстраивании своей позиции к данному вопросу. Не следует терять бдительности, ибо время уже очевидно близко, но также и не стоит впадать в истерику, называя УЭК и СНИЛС начертанием антихриста и проявляя к ним соответствующее отношение. Необходимо трезвое отношение. Без попытки закрыть глаза на проблему, и без попытки представить проблему тем чем она еще не является. Поэтому сегодня отказ от УЭК должен осуществляться в первую очередь по причине тех негативных социальных и политических изменений, с которыми связано внедрение ее в нашу жизнь.