В последние месяцы "большая тройка" неизменно понижала рейтинги России, а S&P даже поместило суверенный рейтинг страны на "мусорный" уровень
Глава комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина внесла на рассмотрение Госдумы законопроект о деятельности рейтинговых агентств в РФ. Текст документа опубликован в электронной базе документов нижней палаты парламента.
Документ направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов и пользователей кредитных рейтингов, включая кредиторов и инвесторов, а также на обеспечение прозрачности и независимости деятельности рейтинговых агентств, говорится в законопроекте.
Как сообщалось ранее, законопроект о деятельности рейтинговых агенств разрабатывался Минфином. Ведомство планировало внести его в Госдуму в июне 2014 года. Минфин прописал условия, которые должны выполнять рейтинговые агентства, чтобы получить аккредитацию для работы в РФ.
В тексте Минфина говорилось, что российские юрлица или иностранные компании, имеющие в России обособленные подразделения, к моменту подачи заявления на аккредитацию должны осуществлять рейтинговую деятельность в РФ как минимум 2 года. Такие же условия прописаны в законопроекте, который был внесен Бурыкиной. Однако в законопроекте парламентария отсутствует условие для аккредитации в виде минимального размера уставного капитала не менее 10 млн рублей, которое было установлено в варианте Минфина.
Иностранные юридические лица, согласно внесенному законопроекту, могут быть аккредитованы на срок не более двадцати четырех месяцев. За аккредитацию и внесение сведений о рейтинговых агентствах в реестр аккредитованных рейтинговых агентств будет взиматься госпошлина.
Как и законопроект Минфина, внесенный в Госдуму документ не разрешает аккредитованным в РФ рейтинговым агентствам отзывать присвоенные рейтинги и отказываться от присвоения новых кредитных рейтингов, мотивируя это решениями иностранных государств.
Кроме того, в законопроекте сохраняется требование в части состава руководящих органов агентства с численностью сотрудников свыше 50 человек. Как минимум одна треть, но не менее двух членов совета директоров и (или) коллегиального исполнительного органа такого агентства должны быть независимыми членами, не участвующими непосредственно в рейтинговой деятельности.
Предполагается, что законопроект "О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации" вступит в силу по истечении пятнадцати месяцев со дня его официального опубликования.
Критика со стороны Минэкономразвития
Минэкономразвития в декабре 2014 года подготовило заключение на законопроект Минфина, в котором говорилось о необходимости его доработки, так как он вводит избыточные административные ограничения и способствуют возникновению необоснованных расходов для бизнеса и бюджета. В частности, в министерстве считают, что предоставляя право аккредитации только лицам, осуществляющим в течение полных двух лет рейтинговую деятельность в России, законопроект затрудняет развитие российского рынка рейтинговых услуг.
Критике также подвергалась норма о двухлетнем сроке действия аккредитации для иностранных агентств, которые работают в России через обособленную структуру. По мнению некоторых участников публичных консультаций, это требование лишит компании, осуществляющие или планирующие осуществлять в РФ рейтинговую деятельность, гибкости в вопросах выбора подходящей модели для осуществления бизнеса.
По мнению других участников обсуждения, введение этого требования исключит действующее сейчас неравенство в условиях конкуренции между иностранными и российскими компаниями, так как последние в соответствии с законодательством иностранных государств уже сейчас должны регистрироваться в качестве юрлиц и, соответственно, нести двойные издержки на их содержание в сравнении с филиальной моделью, отмечает министерство в своем заключении.
Понижение рейтингов России
Законопроект был внесен в Думу на фоне растущего недовольства "большой тройкой" рейтинговых агентств со стороны властей России.
В конце декабря 2014 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s поместило суверенные рейтинги России по заимствованиям в иностранной валюте "ВВВ-/A-3" и в национальной валюте "ВВВ/A-2" на пересмотр с возможностью понижения. Пересмотр рейтингов был вызван быстрым снижением гибкости России в кредитно-денежной политике и влиянием ослабления экономики страны на ее финансовую систему.
Через месяц S&P понизило суверенный рейтинг РФ до неинвестиционного уровня: агентство снизило долгосрочный и краткосрочный рейтинги России по обязательствам в иностранной валюте до "BB+/B" с "BBB-/A-3".
По шкале двух других агентств "большой тройки" - Moody's и Fitch - суверенный рейтинг РФ пока на две ступеньки выше "мусорного" уровня.
Российские чиновники не раз заявляли, что действия зарубежных рейтинговых агентств зависят от геополитической ситуации, а не от реального положения дел в экономике России.
Источник