Япония делает ставку на роботов, чтобы удержать скорость доставки на фоне старения населения. Как пишет Financial Times, на складе Amazon в городе Чиба роботов уже больше, чем 2000 сотрудников. Благодаря автоматизации эффективность таких объектов на 40% выше, чем у традиционных складов. Компания показала новые решения: машину для автоматической упаковки и систему, которая умеет собирать несколько товаров в одну посылку.
Главная проблема остаётся за пределами складов — на дорогах. По прогнозам Nomura Research Institute, к 2030 году число водителей грузовиков в Японии сократится на треть — до 480 тысяч человек. Amazon ищет выход в «локализации автоматизации»: переносе процессов из крупных хабов в небольшие центры ближе к клиенту, где роботы могут активнее участвовать в упаковке и сортировке.
На глобальном уровне компания внедряет искусственный интеллект DeepFleet, управляющий складскими роботами. Уже сейчас он ускоряет их работу на 10%. Японские же логистические гиганты вроде Nippon Express идут осторожнее — высокие затраты и разнообразие грузов заставляют их тщательно оценивать экономический эффект от автоматизации.
В 2024 году рынок автоматизации складов в Японии достиг $1,28 млрд и, по прогнозам, будет расти более чем на 21% в год до 2030-го. Прибыль приносят в основном «железо»-решения, но самый динамичный сегмент — программное обеспечение.
Однако барьеров немало: высокая стоимость интеграции в существующие склады, сложная архитектура зданий с ограниченными площадями и медленный рост e-commerce (менее 10% от розницы против европейских показателей).
Чтобы удержать логистику на плаву, компании уже обсуждают найм иностранных водителей. И это не единственная сфера, где роботы приходят на помощь. В японских кафе, например, посетителей обслуживают механо-официанты в виде котиков — своеобразный символ будущего, где машины будут закрывать кадровый дефицит.
источник
уникальность