Процесс оценки зрелых компаний достаточно прост, хотя и несколько субъективен. При определении стоимости компании инвесторы опираются на такие показатели, как рыночная капитализация и мультипликатор продаж. Оценка стоимости стартапов на ранней стадии происходит совсем по-другому. Итак, вы выбрали на одной из площадок приглянувшийся стартап. Как оценить - сколько он стоит?
В двух словах процесс сводится к количественной оценке базового финансового критерия: «соотношения риска и доходности». В стартап-терминологии – это соотношение показателей «сцепления с рынком» и «объема рынка».
Первое, на что нужно обратить внимание – есть ли у стартапера активы: собственное программное обеспечение, продукт, поступление денежных средств, патенты, клиенты/пользователи, партнерские отношения. Данный список поможет вам провести сравнительную оценку с другими стартапами, организованными подобным образом. Следующим пунктом будет определение ключевых показателей эффективности: темпы роста пользователей (в месяц / в неделю), показатель эффективности по клиентам, количество рефералов, ежедневная статистика. Далее следует оценка команды: хорошая команда может пройти долгий путь развития, прежде чем станет высококлассной командой профессионалов, другими словами, наличие опыта и способностей высоко ценится инвесторами.Какой опыт у членов команды? Что было ими совместно создано в прошлом? Был ли опыт запуска и управления стартап-компанией? Есть ли среди них эксперты в определенной области знаний? Был ли успешным выход из стартапа? Работали ли они в престижной компании или учились в элитной школе? Все вышеперечисленные факторы суммируются по определенной шкале, где каждому фактору придается определенный денежный эквивалент. Размер эквивалента зависит от оценки рынка, на котором будет работать стартап.
Риски, связанные со стартапом, делятся на 12 категорий:
управленческие риски
риски на разных стадиях развития бизнеса
политические риски, связанные с законодательством
производственные риски
риски, связанные с продажами и маркетингом
риски, связанные с финансированием/привлечением капитала
конкурентные риски
технологические риски
судебные риски
международные риски
репутационные риски
риски, связанные с потенциально прибыльным выходом из стартапа.
Оценка каждого риска производится по выбранной вами шкале.
Осталось просуммировать показатели доходности и вычесть показатели риска. Приблизительная стоимость стартапа - у вас в кармане!
Теперь вы имеете представление о том, как рассчитывается стоимость стартапов, и почему это важно. В конце концов, оценить стоимость стартапа – творческая работа. И не всегда оценка укладывается в сухие цифры. Тем не менее, лучше предварительно подготовиться, прежде чем стать инвестором. Вы будете иметь дополнительные преимущества, чтобы ваши инвестиции не пропали даром.
В двух словах процесс сводится к количественной оценке базового финансового критерия: «соотношения риска и доходности». В стартап-терминологии – это соотношение показателей «сцепления с рынком» и «объема рынка».
Первое, на что нужно обратить внимание – есть ли у стартапера активы: собственное программное обеспечение, продукт, поступление денежных средств, патенты, клиенты/пользователи, партнерские отношения. Данный список поможет вам провести сравнительную оценку с другими стартапами, организованными подобным образом. Следующим пунктом будет определение ключевых показателей эффективности: темпы роста пользователей (в месяц / в неделю), показатель эффективности по клиентам, количество рефералов, ежедневная статистика. Далее следует оценка команды: хорошая команда может пройти долгий путь развития, прежде чем станет высококлассной командой профессионалов, другими словами, наличие опыта и способностей высоко ценится инвесторами.Какой опыт у членов команды? Что было ими совместно создано в прошлом? Был ли опыт запуска и управления стартап-компанией? Есть ли среди них эксперты в определенной области знаний? Был ли успешным выход из стартапа? Работали ли они в престижной компании или учились в элитной школе? Все вышеперечисленные факторы суммируются по определенной шкале, где каждому фактору придается определенный денежный эквивалент. Размер эквивалента зависит от оценки рынка, на котором будет работать стартап.
Риски, связанные со стартапом, делятся на 12 категорий:
управленческие риски
риски на разных стадиях развития бизнеса
политические риски, связанные с законодательством
производственные риски
риски, связанные с продажами и маркетингом
риски, связанные с финансированием/привлечением капитала
конкурентные риски
технологические риски
судебные риски
международные риски
репутационные риски
риски, связанные с потенциально прибыльным выходом из стартапа.
Оценка каждого риска производится по выбранной вами шкале.
Осталось просуммировать показатели доходности и вычесть показатели риска. Приблизительная стоимость стартапа - у вас в кармане!
Теперь вы имеете представление о том, как рассчитывается стоимость стартапов, и почему это важно. В конце концов, оценить стоимость стартапа – творческая работа. И не всегда оценка укладывается в сухие цифры. Тем не менее, лучше предварительно подготовиться, прежде чем стать инвестором. Вы будете иметь дополнительные преимущества, чтобы ваши инвестиции не пропали даром.