Россияне за последние 20 лет значительно сократили потребление алкоголя, следует из результатов проведенного ВЦИОМ опроса. Согласно исследованию, доля тех, кто полностью отказался от алкоголя, практически сравнялась с числом тех, кто продолжает его употреблять (48% против 52%). Для сравнения: 20 лет назад потребителей алкоголя было почти втрое больше, чем трезвенников, — 73% против 27%.
Таким образом, за последние два десятилетия число россиян, не употребляющих алкоголь, выросло почти в два раза, отмечает ВЦИОМ. Среди тех, кто чаще всего не пьет, лидируют женщины (53% против 43% мужчин), представители двух младших и старшего поколений (54–61% и 56% соответственно), а также работники бюджетных организаций — 51% против 39% среди сотрудников коммерческих структур.
В 2004 году почти половина россиян (47%) предпочитала пиво, в то время как вино и водку тогда употребляли по 33% населения. В наши дни популярность этих напитков заметно снизилась: потребителей вина стало 19% (снижение на 14 процентных пунктов с 2004 года), пива — 18% (минус 29 п. п.), а водки — 11% (минус 22 п. п.). Что касается других крепких напитков, таких как коньяк, виски, ром и джин, их популярность осталась неизменной — они по-прежнему мало востребованы у россиян.
При этом данные ВЦИОМ о снижении потребления алкоголя не совпадают с другой статистикой, которая указывает на рекордные продажи крепких спиртных напитков в России. По информации Росалкогольтабакконтроля, в 2023 году продажи водки в российских магазинах составили 75,6 млн декалитров (дал), что всего на 0,8% меньше показателя 2022 года, когда было продано 76,2 млн дал водки — на 6% больше, чем годом ранее.
Как отметил директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, с 2016 года потребление водки в России оставалось стабильным. Однако в 2022 году, на фоне российского вторжения в Украину, продажи водки достигли рекордных значений, что характерно для кризисных периодов. По мнению эксперта, рост потребления алкоголя продолжится как минимум до окончания войны в Украине и, возможно, даже некоторое время после.
В 2022 году розничные продажи алкоголя в РФ, кроме пива и слабоалкогольных напитков, выросли на 3,6%, составив 220,4 млн дал. В 2023 году рост продолжился: было продано уже 229,5 млн дал, что на 4,1% больше, чем в предыдущем году. Продажи коньяка увеличились на 9,4%, составив 13,9 млн дал, а крепких спиртных напитков, таких как виски, джин и ром, — на 14,6%, достигнув 12,7 млн дал. Реализация слабоалкогольной продукции также выросла на 14,5%, составив 18,4 млн дал, говорится в отчете Росалкогольтабакконтроля.
В 2023 году российские магазины продали 56,5 млн дал тихого вина (рост на 5,8% по сравнению с 2022 годом) и 21,7 млн дал игристого вина (рост на 8,3%). Наибольший рост продемонстрировали ликерные вина — 58,8%, однако их объем продаж остается относительно небольшим — всего 1,2 млн дал.
источник
Таким образом, за последние два десятилетия число россиян, не употребляющих алкоголь, выросло почти в два раза, отмечает ВЦИОМ. Среди тех, кто чаще всего не пьет, лидируют женщины (53% против 43% мужчин), представители двух младших и старшего поколений (54–61% и 56% соответственно), а также работники бюджетных организаций — 51% против 39% среди сотрудников коммерческих структур.
В 2004 году почти половина россиян (47%) предпочитала пиво, в то время как вино и водку тогда употребляли по 33% населения. В наши дни популярность этих напитков заметно снизилась: потребителей вина стало 19% (снижение на 14 процентных пунктов с 2004 года), пива — 18% (минус 29 п. п.), а водки — 11% (минус 22 п. п.). Что касается других крепких напитков, таких как коньяк, виски, ром и джин, их популярность осталась неизменной — они по-прежнему мало востребованы у россиян.
При этом данные ВЦИОМ о снижении потребления алкоголя не совпадают с другой статистикой, которая указывает на рекордные продажи крепких спиртных напитков в России. По информации Росалкогольтабакконтроля, в 2023 году продажи водки в российских магазинах составили 75,6 млн декалитров (дал), что всего на 0,8% меньше показателя 2022 года, когда было продано 76,2 млн дал водки — на 6% больше, чем годом ранее.
Как отметил директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, с 2016 года потребление водки в России оставалось стабильным. Однако в 2022 году, на фоне российского вторжения в Украину, продажи водки достигли рекордных значений, что характерно для кризисных периодов. По мнению эксперта, рост потребления алкоголя продолжится как минимум до окончания войны в Украине и, возможно, даже некоторое время после.
В 2022 году розничные продажи алкоголя в РФ, кроме пива и слабоалкогольных напитков, выросли на 3,6%, составив 220,4 млн дал. В 2023 году рост продолжился: было продано уже 229,5 млн дал, что на 4,1% больше, чем в предыдущем году. Продажи коньяка увеличились на 9,4%, составив 13,9 млн дал, а крепких спиртных напитков, таких как виски, джин и ром, — на 14,6%, достигнув 12,7 млн дал. Реализация слабоалкогольной продукции также выросла на 14,5%, составив 18,4 млн дал, говорится в отчете Росалкогольтабакконтроля.
В 2023 году российские магазины продали 56,5 млн дал тихого вина (рост на 5,8% по сравнению с 2022 годом) и 21,7 млн дал игристого вина (рост на 8,3%). Наибольший рост продемонстрировали ликерные вина — 58,8%, однако их объем продаж остается относительно небольшим — всего 1,2 млн дал.
источник