Виноград по 8-10 грн за килограмм, а бутылка по 250 грн. Почему украинское вино столько стоит
Виноделие – бизнес специфический. Первые три года, до первого урожая с лозы, – одни убытки. О существенной прибыли можно говорить лет через 25. А магазин часто зарабатывает на бутылке больше, чем ее производитель.
В рамках спецпроекта с ПУМБ «Клуб любителей денег» совладельцы винодельни «Колонист» рассказали MC Today, из чего состоит цена на бутылку вина.
Из чего состоит цена бутылки вина
Цена на бутылку вина в магазине состоит из себестоимости, наценки производителя и наценки магазина.
Разберемся, сколько стоит каждый элемент.
Виноград из собственных виноградников
Строительство винодельни «Колонист» стартовало в начале 2000-х, тогда же посадили первые саженцы. А первую партию винограда тут переработали 17 сентября 2005-го – это официальная дата рождения винодельни.
Виноградники «Колониста»
На одном гектаре в Украине можно высадить три-четыре тысячи саженцев (в Европе в среднем 5-7 тысяч). Один саженец стоит до €1.
Первые три года лоза урожай не дает, но ухаживать за ней нужно. А значит – оплачивать работу людей, которые этим занимаются. Это тоже входит в себестоимость будущего вина.
Некоторые производители собирают 19 тонн винограда с гектара, а некоторые, в том числе «Колонист», – 5. Все зависит от того, насколько сильно нагрузили лозу. Чем меньший урожай, тем виноград будет лучше. Но он обойдется дороже.
Бывает так, что виноград удорожают погодные условия. «Например, в этом году были дожди с градом, которые побили лозу. Урожая собрали меньше, поэтому виноград будет дороже», – рассказывает Алла Плачкова, совладелица винодельни «Колонист».
В цену выращенного самостоятельно винограда входит работа людей, стоимость земли, средства, которыми обрабатываются виноградники. Большую роль играет то, взрослый или молодой виноград собирают для вина, и какой труд используется на виноградниках – ручной или машинный.
Покупной виноград
Винодельня «Колонист» расположена в Бессарабии, в селе Криничное Болградского района Одесской области. Под виноградниками – 35 гектаров земли. Для производства желаемого объема вина этого не хватает, поэтому виноград докупают.
«Колонист» покупает ягоду только у виноградарей из того же региона. Если везти, например, из Западной Украины, такое вино бессарабским уже не назовешь.
«Виноград должен быть выращен в тех же климатических условиях. Наша винодельня находится на берегу самого большого в Украине пресноводного озера Ялпуг – и важно, чтобы виноградники, на которых мы покупаем виноград, видели воду этого озера», – говорит Алла Пачкова.
Полученный виноград исследуют в лабораториях. Если не понравится, от покупки отказываются. В результате в отдельные годы на винодельне не производят вино некоторых сортов. Это вынужденные убытки.
Бочка
Бочки для вина бывают разного объема, из разного дерева, разного обжига и производителя. Все это влияет на цену. Самые доступные – из украинского дуба, или вообще не дубовые. Самый дорогой – французский и американский столетний дуб.
«Колонист» использует бочки стоимостью $1 тыс.
«Колонист» использует бочки из французского дуба на 225 литров, которые закупают во Франции. Одна стоит $1 тыс.
Одну бочку используют всего 3 раза. Первый – для самых сложных и дорогих вин. Второй – для классической линейки вин, к которой относятся хорошие столовые вина. Третий раз – для портвейна, который выдерживается 4 года.
«Бочка, как чайный пакетик, – чем больше ее используешь, тем меньше она отдает дубовых экстрактов вину», – объясняет Алла.
Пробка, бутылка и этикетка
Пробка для вина стоит от 3 до 15 грн за штуку. Самые дорогие – натуральный корок, его везут из Португалии. Подешевле – силиконовые заглушки. Самый экономный вариант – использовать металлический скрю-кеп (от screwcap – закручивающаяся пробка). Такие можно встретить в самых дешевых и простых винах.
Сама бутылка может стоить от 10 до 120 грн и больше – в зависимости от производителя.
Цена на печать этикетки зависит от тиража. Если он небольшой – несколько тысяч, как обычно заказывает «Колонист», – одна этикетка может стоить от 1,5 грн и больше. У крупных производителей, где речь идет о миллионных и многомиллионных тиражах, цена на печать этикетки падает до копеек.
В «Колонисте» придерживаются классических этикеток
Создание дизайна этикетки стоит от $100, но сумма может достигать и $3 тыс. Все зависит от дизайнера. Хорошие специалисты изучают рынок, разбираются в современных тенденциях и знают, какие этикетки сейчас популярны. По мнению Плачковой, экономить на этом не стоит, ведь уровень продаж во многом зависит от привлекательной этикетки.
В «Колонисте» придерживаются классических этикеток, поскольку позиционируют себя как семейную винодельню, которая создает традиции бессарабского виноделия.
Выдержка и хранение
Вино можно сделать за два месяца, а можно – за два года. Цена будет сильно отличаться не только из-за сложности производства, но и из-за энергоресурсов, которые затрачиваются на единицу продукции.
Иван Плачков, основатель винодельни «Колонист»
Стабильная температура выдерживается и на складах, где виноматериалы ждут розлива, и на тех складах, где уже готовое разлитое по бутылкам вино хранится до транспортировки.
Другие расходы
Еще в цену бутылки вина входят дрожжи, ферменты, вспомогательные материалы виноделия, очищенная вода (без солей жесткости) для мытья емкостей и оборудованияы, налоги и разрешительные документы, маркетинг и консалтинг.
«Колонист» более 10 лет сотрудничает с одним из лучших винных консультантов Бордо (Франция) энологом Оливье Дога, который несколько раз в году приезжает на винодельню и консультирует по вопросам процесса создания вина.
В стоимость также закладывается оборудование, амортизация и обслуживание этого оборудования.
Размер акциза зависит от типа вина. Для бутылки столового сухого вина это 0,08 грн. Игристого – 8 грн. Для десертного и столового вина акциз составляет 6,85 грн за бутылку.
Наценка производителя
Добавленную стоимость каждый производитель устанавливает индивидуально – она разная для каждого сорта вина. По словам Аллы Плачковой, у «Колониста» наценка на некоторое вино составляет меньше 10%.
Производители отталкиваются от кошелька потребителей, ведь украинцы обычно не готовы покупать вино по 300 грн за бутылку. Средняя наценка производителя – 20-30%.
Для партий, которые продаются за границу, она больше. «Колонист» экспортирует всего 10% продукции. Остальное реализуется на внутреннем рынке.
От производства некоторых вин в «Колонисте» отказывались, потому что их себестоимость была слишком большой.
Себестоимость бутылки такого вина доходила до 270-300 грн. С учетом наценок стоимость получалась такой, что многие украинцы не могли себе позволить купить вино.
По словам Плачковых, мировые бренды могут позволить себе делать повышенную наценку – исключительно за счет узнаваемости имени. Верхней планки не существует – отсюда и цены по пять-десять, а то и больше тысяч долларов за бутылку. Ценообразование тут, как в искусстве: о себестоимости речь уже не идет, на первый план выходит маркетинг.
Наценка продавца
Магазины, которые продают вино, делают наценку от 30 до 100%. Иногда магазины зарабатывают на вине больше, чем производитель. В ресторанах наценка может быть 100-300%.
Розничная цена бутылки вина торговой марки «Колонист» в Украине стартует от 110 грн за бутылку («Криничное» белое сухое) и достигает почти 600 грн (портвейн 10-летней выдержки). Средняя цена – 180-250 грн за бутылку.
источник
Виноделие – бизнес специфический. Первые три года, до первого урожая с лозы, – одни убытки. О существенной прибыли можно говорить лет через 25. А магазин часто зарабатывает на бутылке больше, чем ее производитель.
В рамках спецпроекта с ПУМБ «Клуб любителей денег» совладельцы винодельни «Колонист» рассказали MC Today, из чего состоит цена на бутылку вина.
Из чего состоит цена бутылки вина
Цена на бутылку вина в магазине состоит из себестоимости, наценки производителя и наценки магазина.
Себестоимость – это виноматериалы, сама бутылка, пробка, этикетка, работа людей, оборудование и еще десятки составляющих. Лозу нужно вырастить, виноград собрать, выдержать вино в бочках, заплатить налоги, разлить по бутылкам.
Разберемся, сколько стоит каждый элемент.
Виноград из собственных виноградников
Строительство винодельни «Колонист» стартовало в начале 2000-х, тогда же посадили первые саженцы. А первую партию винограда тут переработали 17 сентября 2005-го – это официальная дата рождения винодельни.
Виноградники «Колониста»
На одном гектаре в Украине можно высадить три-четыре тысячи саженцев (в Европе в среднем 5-7 тысяч). Один саженец стоит до €1.
Первые три года лоза урожай не дает, но ухаживать за ней нужно. А значит – оплачивать работу людей, которые этим занимаются. Это тоже входит в себестоимость будущего вина.
Некоторые производители собирают 19 тонн винограда с гектара, а некоторые, в том числе «Колонист», – 5. Все зависит от того, насколько сильно нагрузили лозу. Чем меньший урожай, тем виноград будет лучше. Но он обойдется дороже.
Бывает так, что виноград удорожают погодные условия. «Например, в этом году были дожди с градом, которые побили лозу. Урожая собрали меньше, поэтому виноград будет дороже», – рассказывает Алла Плачкова, совладелица винодельни «Колонист».
В цену выращенного самостоятельно винограда входит работа людей, стоимость земли, средства, которыми обрабатываются виноградники. Большую роль играет то, взрослый или молодой виноград собирают для вина, и какой труд используется на виноградниках – ручной или машинный.
Покупной виноград
Винодельня «Колонист» расположена в Бессарабии, в селе Криничное Болградского района Одесской области. Под виноградниками – 35 гектаров земли. Для производства желаемого объема вина этого не хватает, поэтому виноград докупают.
«На бутылку нашего вина уходит примерно 2 кг винограда, – рассказывает Алла. – В этом году килограмм белого винограда покупали по 8 грн, красного – по 10 грн. В Европе за виноград платят по €1-3 за килограмм».
«Колонист» покупает ягоду только у виноградарей из того же региона. Если везти, например, из Западной Украины, такое вино бессарабским уже не назовешь.
«Виноград должен быть выращен в тех же климатических условиях. Наша винодельня находится на берегу самого большого в Украине пресноводного озера Ялпуг – и важно, чтобы виноградники, на которых мы покупаем виноград, видели воду этого озера», – говорит Алла Пачкова.
Полученный виноград исследуют в лабораториях. Если не понравится, от покупки отказываются. В результате в отдельные годы на винодельне не производят вино некоторых сортов. Это вынужденные убытки.
Бочка
Бочки для вина бывают разного объема, из разного дерева, разного обжига и производителя. Все это влияет на цену. Самые доступные – из украинского дуба, или вообще не дубовые. Самый дорогой – французский и американский столетний дуб.
«Колонист» использует бочки стоимостью $1 тыс.
«Колонист» использует бочки из французского дуба на 225 литров, которые закупают во Франции. Одна стоит $1 тыс.
Одну бочку используют всего 3 раза. Первый – для самых сложных и дорогих вин. Второй – для классической линейки вин, к которой относятся хорошие столовые вина. Третий раз – для портвейна, который выдерживается 4 года.
«Бочка, как чайный пакетик, – чем больше ее используешь, тем меньше она отдает дубовых экстрактов вину», – объясняет Алла.
Пробка, бутылка и этикетка
Пробка для вина стоит от 3 до 15 грн за штуку. Самые дорогие – натуральный корок, его везут из Португалии. Подешевле – силиконовые заглушки. Самый экономный вариант – использовать металлический скрю-кеп (от screwcap – закручивающаяся пробка). Такие можно встретить в самых дешевых и простых винах.
Сама бутылка может стоить от 10 до 120 грн и больше – в зависимости от производителя.
Цена на печать этикетки зависит от тиража. Если он небольшой – несколько тысяч, как обычно заказывает «Колонист», – одна этикетка может стоить от 1,5 грн и больше. У крупных производителей, где речь идет о миллионных и многомиллионных тиражах, цена на печать этикетки падает до копеек.
В «Колонисте» придерживаются классических этикеток
Создание дизайна этикетки стоит от $100, но сумма может достигать и $3 тыс. Все зависит от дизайнера. Хорошие специалисты изучают рынок, разбираются в современных тенденциях и знают, какие этикетки сейчас популярны. По мнению Плачковой, экономить на этом не стоит, ведь уровень продаж во многом зависит от привлекательной этикетки.
В «Колонисте» придерживаются классических этикеток, поскольку позиционируют себя как семейную винодельню, которая создает традиции бессарабского виноделия.
Выдержка и хранение
Вино можно сделать за два месяца, а можно – за два года. Цена будет сильно отличаться не только из-за сложности производства, но и из-за энергоресурсов, которые затрачиваются на единицу продукции.
Иван Плачков, основатель винодельни «Колонист»
«Наши вина выдерживаются в подвалах с постоянно включенными холодильными установками и кондиционерами, которые круглогодично и круглосуточно держат температуру 12 °C», – рассказывает основатель винодельни «Колонист» Иван Плачков.
Стабильная температура выдерживается и на складах, где виноматериалы ждут розлива, и на тех складах, где уже готовое разлитое по бутылкам вино хранится до транспортировки.
Другие расходы
Еще в цену бутылки вина входят дрожжи, ферменты, вспомогательные материалы виноделия, очищенная вода (без солей жесткости) для мытья емкостей и оборудованияы, налоги и разрешительные документы, маркетинг и консалтинг.
«Колонист» более 10 лет сотрудничает с одним из лучших винных консультантов Бордо (Франция) энологом Оливье Дога, который несколько раз в году приезжает на винодельню и консультирует по вопросам процесса создания вина.
В стоимость также закладывается оборудование, амортизация и обслуживание этого оборудования.
Размер акциза зависит от типа вина. Для бутылки столового сухого вина это 0,08 грн. Игристого – 8 грн. Для десертного и столового вина акциз составляет 6,85 грн за бутылку.
Наценка производителя
Добавленную стоимость каждый производитель устанавливает индивидуально – она разная для каждого сорта вина. По словам Аллы Плачковой, у «Колониста» наценка на некоторое вино составляет меньше 10%.
Производители отталкиваются от кошелька потребителей, ведь украинцы обычно не готовы покупать вино по 300 грн за бутылку. Средняя наценка производителя – 20-30%.
Для партий, которые продаются за границу, она больше. «Колонист» экспортирует всего 10% продукции. Остальное реализуется на внутреннем рынке.
От производства некоторых вин в «Колонисте» отказывались, потому что их себестоимость была слишком большой.
«Раньше мы производили крепленые красные вина по сложнейшей технологии академика Герасимова, – рассказывает Алла. – Это технология дробного спиртования, когда вино спиртуется на протяжении двух недель круглые сутки небольшими партиями спирта. Сотрудники дежурили посменно днем и ночью, чтобы контролировать процесс».
Себестоимость бутылки такого вина доходила до 270-300 грн. С учетом наценок стоимость получалась такой, что многие украинцы не могли себе позволить купить вино.
По словам Плачковых, мировые бренды могут позволить себе делать повышенную наценку – исключительно за счет узнаваемости имени. Верхней планки не существует – отсюда и цены по пять-десять, а то и больше тысяч долларов за бутылку. Ценообразование тут, как в искусстве: о себестоимости речь уже не идет, на первый план выходит маркетинг.
Наценка продавца
Магазины, которые продают вино, делают наценку от 30 до 100%. Иногда магазины зарабатывают на вине больше, чем производитель. В ресторанах наценка может быть 100-300%.
Розничная цена бутылки вина торговой марки «Колонист» в Украине стартует от 110 грн за бутылку («Криничное» белое сухое) и достигает почти 600 грн (портвейн 10-летней выдержки). Средняя цена – 180-250 грн за бутылку.
источник