Саша Чакки
Профессионал
Владимир Путин поручил найти их, во что бы это ни стало правительству
Президент Владимир Путин дал ряд поручений правительству по улучшению ситуации с дорожным строительством в регионах. В частности, Белый дом должен придумать, каким образом компенсировать выпадение доходов из дорожных фондов, которое происходит в результате налогового маневра. Вместе с тем должен быть налажен мониторинг за расходованием средств фондов в регионах, власти которых регулярно используют "дорожные" деньги не по назначению.
Опубликованное на сайте Кремля поручение дано после закрытого совещания президента Владимира Путина и членов правительства (прошло 15 июля). До 1 октября Белый дом должен придумать, как компенсировать выпадающие доходы федерального дорожного фонда и региональных фондов в связи "с изменением структуры внутреннего рынка моторного топлива". Напомним, что основным источником наполнения фондов (используются регионами для финансирования дорожной стройки) служат акцизы и транспортный налог. В последние годы наполнение фондов снижалось. С 1 января 2015 года в России произошел так называемый налоговый маневр, изменивший принципы налогообложения нефтяной отрасли: нагрузка с таможенных пошлин была переложена на НДПИ. Чтобы ограничить рост цен, акцизы на топливо должны быть снижены на 30-40% к 2018 году, согласно плану правительства.
Для компенсации выпадающих доходов решено направлять в дорожные фонды не 72% поступлений от акцизов, а 100%. Но как пояснила "Ъ" старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Екатерина Решетова, потери региональных фондов компенсировать таким образом не удалось. Предлагалось использовать трансферты из федерального фонда, но он, в свою очередь, тоже потерял в результате налогового маневра более 50% доходов. Сейчас, по словам госпожи Решетовой, рассматриваются два варианта: формировать дорожные фонды, в том числе и за счет доходов от НДПИ на нефть и газовый конденсат (они серьезно увеличились в ходе налогового маневра), либо повысить акцизы при розничной продаже топлива на АЗС. Последний вариант фактически означает пересмотр идеи налогового маневра, поэтому выглядит менее вероятным. "Но решения краткосрочного "аварийно-спасательного" плана, уверена, будут найдены",— говорит госпожа Решетова.
Кроме того, до 1 декабря правительство должно придумать механизм направления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на ремонт дорог в регионы. На сегодняшний день Росавтодор помогает регионам только строить новые магистрали (около 150 млрд руб. разных видов трансфертов должно быть направлено в 2015 году), но поддержание дорожной сети в рабочем состоянии практически полностью лежит на плечах субъектов федерации. По оценкам Росавтодора, регионы получают примерно 13% средств от того, что им необходимо (193 млрд руб. в 2015 году без учета Москвы и Петербурга).
Помимо этого, согласно поручению президента, к концу года должна быть отлажена система мониторинга наполнения дорожных фондов. Проблема заключается в том, что многие субъекты федерации тратят деньги дорожного фонда на другие цели (повышение зарплат бюджетникам, строительство социальных объектов и т. д.). Эта тема обсуждалась еще на Госсовете в Новосибирской области в октябре 2014 году: в 2012 году более 20 субъектов РФ потратили "дорожные" деньги не по назначению. В 2013 году число проблемных субъектов сократилось, но практика использования денег сохранилась в Тверской, Псковской, Саратовской областях и Республике Калмыкия. В 2013 году суммы "отвлеченных" денег составили 700 млн руб. в Псковской области и 4 млрд руб. в Саратовской области.
Источник
Президент Владимир Путин дал ряд поручений правительству по улучшению ситуации с дорожным строительством в регионах. В частности, Белый дом должен придумать, каким образом компенсировать выпадение доходов из дорожных фондов, которое происходит в результате налогового маневра. Вместе с тем должен быть налажен мониторинг за расходованием средств фондов в регионах, власти которых регулярно используют "дорожные" деньги не по назначению.
Опубликованное на сайте Кремля поручение дано после закрытого совещания президента Владимира Путина и членов правительства (прошло 15 июля). До 1 октября Белый дом должен придумать, как компенсировать выпадающие доходы федерального дорожного фонда и региональных фондов в связи "с изменением структуры внутреннего рынка моторного топлива". Напомним, что основным источником наполнения фондов (используются регионами для финансирования дорожной стройки) служат акцизы и транспортный налог. В последние годы наполнение фондов снижалось. С 1 января 2015 года в России произошел так называемый налоговый маневр, изменивший принципы налогообложения нефтяной отрасли: нагрузка с таможенных пошлин была переложена на НДПИ. Чтобы ограничить рост цен, акцизы на топливо должны быть снижены на 30-40% к 2018 году, согласно плану правительства.
Для компенсации выпадающих доходов решено направлять в дорожные фонды не 72% поступлений от акцизов, а 100%. Но как пояснила "Ъ" старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Екатерина Решетова, потери региональных фондов компенсировать таким образом не удалось. Предлагалось использовать трансферты из федерального фонда, но он, в свою очередь, тоже потерял в результате налогового маневра более 50% доходов. Сейчас, по словам госпожи Решетовой, рассматриваются два варианта: формировать дорожные фонды, в том числе и за счет доходов от НДПИ на нефть и газовый конденсат (они серьезно увеличились в ходе налогового маневра), либо повысить акцизы при розничной продаже топлива на АЗС. Последний вариант фактически означает пересмотр идеи налогового маневра, поэтому выглядит менее вероятным. "Но решения краткосрочного "аварийно-спасательного" плана, уверена, будут найдены",— говорит госпожа Решетова.
Кроме того, до 1 декабря правительство должно придумать механизм направления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на ремонт дорог в регионы. На сегодняшний день Росавтодор помогает регионам только строить новые магистрали (около 150 млрд руб. разных видов трансфертов должно быть направлено в 2015 году), но поддержание дорожной сети в рабочем состоянии практически полностью лежит на плечах субъектов федерации. По оценкам Росавтодора, регионы получают примерно 13% средств от того, что им необходимо (193 млрд руб. в 2015 году без учета Москвы и Петербурга).
Помимо этого, согласно поручению президента, к концу года должна быть отлажена система мониторинга наполнения дорожных фондов. Проблема заключается в том, что многие субъекты федерации тратят деньги дорожного фонда на другие цели (повышение зарплат бюджетникам, строительство социальных объектов и т. д.). Эта тема обсуждалась еще на Госсовете в Новосибирской области в октябре 2014 году: в 2012 году более 20 субъектов РФ потратили "дорожные" деньги не по назначению. В 2013 году число проблемных субъектов сократилось, но практика использования денег сохранилась в Тверской, Псковской, Саратовской областях и Республике Калмыкия. В 2013 году суммы "отвлеченных" денег составили 700 млн руб. в Псковской области и 4 млрд руб. в Саратовской области.
Источник