Недавнее решение президента Дональда Трампа вывести Соединенные Штаты из Парижского соглашения указывает на тревожное отступление в глобальном управлении климатом. Этот шаг, сделанный через восемь лет после первого выхода Трампа в 2017 году, подчеркивает нестабильность глобальных климатических обязательств и значительные проблемы, которые политическая поляризация представляет для решения этой проблемы.
Принятое в 2015 году Парижское соглашение объединяет почти весь мир для борьбы с изменением климата, ограничения глобального потепления до уровня ниже 2°C и реализации инициатив по его ограничению на уровне 1,5°C.
США, один из крупнейших источников выбросов парниковых газов, играет важную роль в глобальных усилиях. Повторное вступление США в пакт при президенте Джо Байдене было отмечено как свидетельство возрождения лидерства США. Однако последнее решение замедлило этот импульс и поставило под сомнение направление международного сотрудничества в области климата.
Правительство Трампа представило решение выйти из Парижского соглашения как способ защитить американскую занятость, энергетическую независимость и экономическое развитие. Подчеркивая предполагаемую несправедливость пакта по отношению к экономике США, он повторил аргументы, использованные при выходе в 2017 году. Однако это оправдание игнорирует долгосрочные финансовые последствия бездействия в отношении климата, включая ущерб от сильных штормов, потерю биоразнообразия и дестабилизацию важных отраслей.
Помимо финансовых обоснований, выход подчеркивает интенсивную политическую поляризацию в США вокруг климатической политики. Несмотря на то, что большая часть мира осознала необходимость действий по борьбе с изменением климата, значительная часть американской политической сцены по-прежнему скептически относится к климатологии и выступает против международных соглашений. Этот поляризующий эффект сделал климатическую политику США уязвимой к изменениям с каждым новым президентом.
Решение выйти из Парижского соглашения серьезно подорвало глобальную солидарность, поддерживаемую этим пактом. Соглашение представляло собой беспрецедентное всемирное сотрудничество для решения общей проблемы на протяжении более десяти лет.
Уход США ослабляет коллективную волю к решению проблемы изменения климата и создает опасный прецедент для других стран, чтобы свести к минимуму свои обязательства.
Отсрочка или снижение климатических целей может помочь развивающимся странам, таким как Бразилия и Индия, которые изо всех сил пытаются сбалансировать развитие с сокращением выбросов углекислого газа, найти оправдание. Воодушевленные отсутствием США, нефтедобывающие страны могут выступить против глобального перехода к более экологичной энергетике.
Еще одним существенным последствием является финансовая дыра, которую оставляет уход США.
Чтобы помочь развивающимся странам замедлить и адаптироваться к изменению климата, США пообещали миллиарды долларов в Зеленый климатический фонд. Многим развивающимся странам может быть сложно реализовывать программы по борьбе с изменением климата без этих выплат, что усугубит глобальное неравенство между Севером и Югом.
Внутри страны недавний выход оставил разрушенную сцену для действий по борьбе с изменением климата. После решения президента Трампа губернаторы 24 штатов США, формирующие Климатический альянс США — группу, ориентированную на нулевой уровень выбросов, — объявили о выпуске письма исполнительному секретарю ООН по изменению климата Саймону Стиллу, подтверждающем их неизменную приверженность целям Парижского соглашения. Однако этим инициативам не хватает масштаба и согласованности, которые предлагает федеральное руководство.
Отсутствие целостного национального плана еще больше поляризовало американский бизнес. В то время как прогрессивные штаты продвигаются вперед с проектами «зеленой» энергетики, штаты, зависящие от ископаемого топлива, радуются выходу из проекта. Такой неравный подход чреват возникновением разрывов в политике и экономике, которые препятствуют общему развитию страны в направлении устойчивости.
Выход подорвал международные усилия по борьбе с изменением климата и вызвал резонанс далеко за пределами Америки. Являясь одним из крупнейших загрязнителей, США оказывают значительное влияние на глобальную климатическую политику. Их отсутствие замедляет усилия группы по снижению выбросов и снижает дипломатическое давление, необходимое для привлечения к ответственности других крупных загрязнителей.
Стремясь восполнить образовавшийся в США вакуум лидерства, Европейский союз и Китай, возможно, пообещали увеличить свои климатические обязательства, как это было в 2017 году. Тем не менее, их усилия сами по себе не могут компенсировать отсутствие США. Каждая крупная страна, особенно та, которая несет наибольшую ответственность за выбросы, должна сотрудничать во всем мире в борьбе с изменением климата.
По иронии судьбы, последнее отступление также вызвало беспрецедентный уровень экологических кампаний. Молодежные движения, группы гражданского общества и компании, заботящиеся об окружающей среде, удвоили свои требования к действиям. Реакция подчеркнула растущее осознание среди людей того, что изменение климата является политической, социальной и экономической проблемой, а также экологической.
Это активистское движение отражает более значительную тенденцию привлечения правительств и бизнеса к ответственности за их роль в климатической катастрофе. От перехода на возобновляемые источники энергии до борьбы с непропорциональными последствиями изменения климата для неблагополучных районов, люди все чаще заявляют о необходимости систематических изменений в США и за рубежом.
Выход США из Парижского соглашения в 2025 году резко напоминает нам о хрупкости международных соглашений по климату.
В нем подчеркивается потребность в системах, гарантирующих преемственность и ответственность даже при различном политическом руководстве. Без такой защиты по-прежнему вероятны задержки и обращение вспять прогресса в борьбе с изменением климата.
Выход также ставит важные вопросы, касающиеся функции национальных интересов в мировом управлении. Когда крупные страны отдают приоритет краткосрочным экономическим выгодам, а не долгосрочному выживанию планеты, сможет ли мир должным образом справиться с катастрофой, требующей беспрецедентного сотрудничества?
Несмотря на эту потерю, оптимизм сохраняется. Многие страны, субнациональные правительства и предприятия по-прежнему обязуются выполнять Парижские цели. Даже без политического лидерства США растущий импульс действий по борьбе с изменением климата и технологий возобновляемых источников энергии обеспечивает путь вперед.
Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) предупредила о необходимости удержания мировой температуры на уровне 1,5°C. Каждый год промедления повышает вероятность катастрофических последствий, начиная от более частых и сильных штормов и заканчивая разрушением экосистем и миллионами перемещенных лиц.
У США есть особые обязательства и возможности взять на себя ведущую роль в этот поворотный момент. Будучи одной из самых богатых стран и крупнейших загрязнителей, их деятельность — или ее отсутствие — непропорционально сильно влияет на глобальное изменение климата. Хотя это может быть неудачей, выход в 2025 году не должен определять будущее.
по материалам
уникальность