У МТС-банка, принадлежащего АФК "Система" Владимира Евтушенкова, за последние несколько лет неоднократно менялась команда и стратегия. О том, какие приоритеты у банка сейчас, как достигается синергия с оператором МТС и от каких направлений бизнеса банк решил отказаться, рассказал "Ъ" председатель правления МТС-банка ИЛЬЯ ФИЛАТОВ.
— Вы пришли в МТС-банк в конце 2014 года из "Уралсиба", где проработали девять лет. Вы ушли из "Уралсиба", потому что его будущее уже было предопределено?
— Я не уходил из "Уралсиба", я уходил в МТС-банк. АФК "Система" предложила мне проект с огромным потенциалом, масштабными задачами и целями, в реализации которых мне хотелось принять участие. Меня привлекла открывшаяся возможность создания союза между банком и крупнейшим оператором в России — МТС.
— У АФК "Система" всегда были амбициозные планы относительно развития банка благодаря возможности синергии с другими бизнесами группы. Что вы сделали в этом направлении с момента прихода в банк?
— На наших переговорах звучало, что основная причина смены менеджмента именно в том, что потенциал, заложенный в банке, не был использован и декларируемые цели не были реализованы. Основной потенциал банка — проникновение финансовых услуг в базу МТС. У МТС сейчас свыше 77 млн активных абонентов. Но когда я приходил, в первую очередь надо было разобраться с текущими проблемами. 2015 год был ознаменован масштабным экономическим кризисом. Самое главное для банка было остановить "потерю крови", развитие "нездорового" бизнеса, и усилить функции риск-менеджмента.
В 2016 году мы активно стали реализовывать стратегические задачи. В 2016 году объем выданных потребительских кредитов в МТС-банке вырос до 10,6 млрд руб. по сравнению с 3,3 млрд руб. в 2015 году. Также улучшилось их качество: уровень потерь по выданным потребительским кредитам в 2016 году существенно снизился и составляет 3,6% против 11,3% в 2014 году. Сейчас более чем в 5 тыс. собственных салонах оператора продаются карточные продукты МТС-банка, предоставляются кредиты на покупку смартфонов и другого оборудования, а также оказываются финансовые услуги — платежи, денежные переводы, погашение кредитов. Общий объем транзакционных операций по финансовым продуктам под брендом МТС вырос до 184 млрд руб. к концу 2016 года по сравнению со 127 млрд руб. годом ранее.
— Что лично вы пообещали акционеру, возглавляя банк, который был мало заметен на рынке и не вовлечен в бизнес группы?
— Акционеры не ждали от меня обещаний. Они поставили передо мной несколько задач: проанализировать текущую ситуацию в банке, сократить издержки, повысить уровень управляемости, оценить уровень текущего качества активов, разработать стратегию. Реализуя стратегию банка в 2015 году, мы выполнили ключевые задачи по ликвидации "нездорового" бизнеса, сокращению издержек, формированию команды и доказали, что совместно с МТС можем генерировать "здоровый" бизнес.
— Много ли кадровых изменений в банке вы провели?
— Передо мной не стояла цель поменять команду, но так или иначе около 80% топ-менеджеров поменялось.
— Банк снаружи и внутри сильно отличался? Было ли что-то, что сильнее всего удивило после назначения?
— Чего-то шокирующего не было. Акционеры оказали существенную поддержку, которая позволила нивелировать кредитные потери, которые банк понес в 2013-2015 годах. В декабре 2014 года МТС-банк привлек 13,1 млрд руб. в ходе допэмиссии. В феврале 2016 года акционеры докапитализировали банк на 5,02 млрд руб., а в ноябре — на 10,5 млрд руб.
— Сейчас вы уже четко понимаете, на чем МТС-банку нужно сделать акцент в развитии бизнеса?
— У нас было время понять и проанализировать, куда мы хотим и можем расти. Мы планируем остаться основным расчетным банком обслуживания для розничной сети МТС. У банка есть возможность предлагать кредиты абонентам МТС на более выгодных условиях. В корпоративном блоке мы не планируем работать с крупнейшими клиентами, но за это время мы хорошо научились работать с клиентами среднего бизнеса. Опыт прошлых лет показывает, что концентрация на крупных заемщиках — далеко не лучший подход к формированию кредитного портфеля. Средний кредитный чек банка в корпоративном сегменте находится сейчас в диапазоне 300-700 млн руб., при этом мы фокусируемся на расчетных продуктах и дистанционном банковском обслуживании. Это короткие кредиты, связанные с оборотными потребностями заемщиков. Мы также остаемся опорным банком групп АФК "Система", у дочерних предприятий которой есть большая потребность в хорошем и качественном обслуживании.
— Разве МТС-банк может предложить группе кредит по ставкам, сопоставимым с госбанками?
— С точки зрения ресурсной базы у нас приемлемая стоимость фондирования. Мы не гонимся за рыночными привлечениями и не задираем ставки. Суммарная стоимость фондирования составляет около 6% годовых (для сравнения, согласно МСФО за 9 месяцев стоимость заемных средств у Сбербанка — 4,6%, у группы ВТБ — 6,6% годовых.— "Ъ").
— Где МТС-банк привлекает фондирование по столь низким ставкам?
— Примерно половину фондирования обеспечивают предприятия группы АФК "Система". Это наиболее устойчивая часть наших пассивов. Остальные 50% мы привлекаем от других рыночных клиентов. Ведем активную работу с розничными клиентами МТС, а также с предприятиями среднего бизнеса. Такие заемщики, как МТС, могут кредитоваться в банках из топ-10, и мы не планируем конкурировать за них, но в группе есть масса других менее крупных компаний (сельскохозяйственные и лесоперерабатывающие холдинги, промышленные и торговые предприятия), с которыми МТС-банк активно работает.
— До какой доли в кредитном портфеле МТС-банка вы хотите довести кредитование группы?
— Доля кредитования обусловлена ограничениями по нормативам ЦБ, не более 20% от нашего капитала, то есть около 5 млрд руб.
— Какие у вас целевые ориентиры по структуре кредитного портфеля?
— Основной акцент развития в рознице — кредитные карты. Мы ставим перед собой задачу войти в топ-5 по количеству активных кредитных карт через три года. Только за год банк выпустил около миллиона карт "МТС деньги".
— Какой смысл клиенту МТС, у кого с вероятностью 99% уже есть кредитная карта, и не одна, получать еще и вашу?
— Становясь клиентом МТС-банка, абонент МТС получает ряд преимуществ. Если он пользуется картой "МТС Smart деньги", ему не нужно больше платить абонентскую плату сотовому оператору МТС. Такого продукта нет ни у кого на рынке. Кэш-бэк МТС-банка на сотовую связь составляет до 5% в зависимости от региона и тарифного плана абонента МТС. Если абоненту МТС нужен кредит на оплату онлайн-покупки, то у него нет сейчас возможности оперативно его получить. МТС-банк планирует предоставлять абонентам МТС услуги микрокредитования мобильных счетов для оплаты услуг третьих лиц. Масштаб базы колоссальный, и объем таких платежей исчисляется миллионами штук в месяц.
— Почему до сих пор МТС-банк, имея доступ к миллионам клиентов и тысячам точек продаж МТС, практически не работал с этой аудиторией?
— Ранее не было продуктов, которые можно было предложить таким клиентам. У банка на начало 2015 года было 136 точек продаж, включая совместные с МТС. В 2017 году у нас будет порядка тысячи совместных точек продаж, где будут предлагаться кредитные, расчетные и депозитные продукты МТС-банка. В течение ближайших трех лет мы хотим войти в топ-10 розничных банков по количеству активных клиентов и будем бороться за долю в их кошельке.
— Насколько увеличилось ваше проникновение в клиентскую базу МТС?
— Сейчас мы выдаем в пять раз больше кредитов абонентам МТС, чем год назад. Ежемесячно МТС-банк обрабатывает около 150 тыс. заявок из салонов МТС. Одобрение по ним составляет около 50%. Уровень выдаваемых кредитов колеблется от 35% до 40%. Это очень короткие кредиты, сроком до года. Финальный риск по таким продуктам составляет не более 2%. Осенью 2015 года мы выдавали абонентам МТС ежемесячно менее 50 млн руб., а сейчас — более 500 млн руб. в месяц. Сейчас у МТС-банка 1 млн клиентов. Мы хотим увеличить их количество до 5-6 млн в ближайшее время.
— Какие еще стратегические цели вы ставите перед собой?
— Вторая задача — экстенсивный рост клиентской базы за счет проникновения финансовых услуг в абонентскую базу МТС: 25% клиентов оператора станут пользоваться услугами банка. Сегодня оператор оказывает услуги мобильной коммерции в дистанционных каналах, а в своей рознице — финансовые услуги (платежи и переводы) через финансовых посредников. Наша задача — заместить таких посредников между абонентом и оператором, для чего мы подключены в качестве расчетного центра к ИТ-платформе мобильной коммерции МТС и завершаем перевод всех транзакционных сервисов МТС на эквайринг нашего банка. Мы хотим, чтобы клиент мог в едином окне увидеть счет за телефон и баланс своей карты, осуществлять переводы между своими счетами и делать все свои повседневные платежи. Мы будем выходить во внешние каналы, такие как интернет-магазины, рыночные розничные сети, для того чтобы наши продукты могло увидеть большее количество клиентов, выходя за пределы абонентской базы МТС.
— Какой это объем бизнеса?
— Около 4-5 млн клиентов МТС получают сервис по платежам, переводам, погашению кредитов, пополнению счетов и т.д. через посредников. Этот сервис можем оказывать мы, причем на более выгодных и понятных условиях.
— Какие изменения будут в корпоративном портфеле, который сегодня на 40% состоит из проблемных кредитов?
— Докапитализация позволила полностью зарезервировать проблемные ссуды в кредитном портфеле. Мы хотим сейчас досоздать резервы и более решительно начать работу с нашими проблемными заемщиками, как в судебном поле, так и в досудебном. Банк инициировал уже достаточно много судебных процессов, по факту которых было возбуждено несколько уголовных дел по особо крупным статьям. Мы хотим до конца следующего года долю проблемных и непрофильных активов сократить на 50%. Сейчас у нас объем непрофильных активов составляет около 12 млрд руб.
— Fitch ratings отмечало по итогам 2015 года, что большая часть кредитов 25 крупнейшим заемщикам банка — это рискованные кредиты без обеспечения. Как возникла такая ситуация?
— В какой-то момент МТС-банк считал необходимым сфокусироваться на кредитовании крупных компаний. К сожалению, структура нескольких сделок оказалась неоптимальной. Но это единичные случаи. Многие банки столкнулись с такими издержками роста, и мы не исключение. Мы целенаправленно создаем 100% резервов по таким заемщикам, более настойчиво и требовательно подходим к возврату этих кредитов.
— В чем проявляется эта настойчивость?
— Мы не боимся судиться с собственниками, с подрядчиками, с заказчиками, в том числе по исполнению гарантий. Мы существенно активизировали работу с "плохими кредитами": применяем более разнообразный инструментарий в работе с проблемной задолженностью на досудебной стадии. Сейчас нередки случаи, когда работы выполнены наполовину, а заказчик предъявляет банку гарантию к оплате на всю сумму, что приводит к большому количеству судебных разбирательств. Я считаю, что это попытка получить необоснованное обогащение со стороны заказчиков.
— Значит ли это, что МТС-банк планирует по примеру ВТБ минимизировать объем бизнеса по гарантиям?
— Нет. Мы будем предоставлять данный продукт, но в другом сегменте. Это будут малые предприятия, которые во многом сейчас взаимодействуют с дочерними компаниями АФК "Система". Это достаточно большой объем, измеряемый миллиардами рублей в год. У нас, конечно, нет такого объема проблем, о котором говорил ВТБ, но, действительно, раньше банки оценивали гарантии как менее рискованный инструмент, нежели кредит, но гарантия — ровно такое же обязательство, как и беззалоговый кредит. Для МТС-банка гарантийный бизнес сейчас не является стратегическим приоритетом, но и отказываться от него полностью мы тоже не будем.
— Чем для МТС-банка закончилась история с кредитом "Трансаэро"?
— Говорить о том, что она закончилась, пока преждевременно. Идет активная процедура банкротства "Трансаэро", банки интенсивно работают с активами, анализируют хозяйственную часть и ищут возможность погашения кредитов, как через конкурсную массу, так и через альтернативные способы. Авиакомпания долгое время была заемщиком банка. Работу по погашению задолженности мы начали еще в начале 2015 года, и значимую часть долга нам удалось получить до начала банкротства. Все наши требования переданы и включены в конкурсную массу, и банк создал 100% резервов по этому кредиту.
— Сможет ли МТС-банк в следующем году выйти на такую доходность бизнеса, чтобы не прибегать к поддержке акционера для капитализации?
— Если убрать те активы, которые сейчас требуют дорезервирования, то банк операционно прибыльный. Текущей деятельностью мы покрываем все свои расходы. Поэтому в следующем году банк однозначно сможет реализовать этот план.
— Часть капитала МТС-банка сформирована за счет ОФЗ, полученных от государства. Удается ли банку без нарушений выполнять требования программы по наращиванию кредитования на 1% в месяц?
— Удается. Мы обеспечиваем примерно 50% ежемесячного роста за счет кредитов предприятиям сельского хозяйства, жилищного строительства, пищевой и химической промышленности и 50% — за счет облигаций.
— Насколько сложно выполнять обязательства по наращиванию кредитования в условиях стагнации? По динамике корпоративного кредитования видно, что рост не показывает почти никто из банков?
— В прошлом году были ожидания на восстановление корпоративного кредитования, но они, к сожалению, не оправдались. В момент вхождения в программу ОФЗ банки не могли точно оценить, как на практике будут действовать ее условия. Например, банкам разрешили формировать портфель за счет ценных бумаг. Нигде в законе не сказано, что это должны быть инвестиционные портфели. Но портфель ценных бумаг до погашения — для банка это риск не текущей кредитоспособности должника, а риск на весь срок займа, то есть на несколько лет. Когда речь идет о сроке 3-4 года, то на нашем волатильном рынке это очень высокий риск. Кроме того, доходность по кредитам выше, чем доходность по бумагам. Но спроса на кредиты сегодня нет. Мы долго проговаривали это с АСВ, но до уточнений в правилах программы дело так и не дошло.
— Нарушений по ограничениям фонда оплаты труда тоже не будет?
— Нет, не нарушим. В начале 2015 года у нас было более 4 тыс. сотрудников, а сейчас около 2,5 тыс., поэтому у нас большой задел.
— МТС-банк не был среди первых игроков, кто выразил желание участвовать в программе в начале 2015 года. Почему так долго сомневались?
— У нас не просто были сомнения, а была долгая и глубокая дискуссия с акционерами на тему целесообразности участия в ней. Многие банки все-таки получили ОФЗ не потому, что у них была потребность в капитале, а потому что в какой-то момент получение ОФЗ стало равнозначно подтвержденному рейтингу от государства, например, для работы с бюджетными предприятиями. Мы действительно подали заявки в числе последних, потому что было много аргументов "за" и аргументов "против". Перевесило то, что у нас было больше аргументов "за",— та часть капитала, которая позволяла расти активам.
— Ваше активное участие в конкурсах на санацию — это тоже попытка экстенсивного роста? Ни в один проект вы так и не зашли. Ставит ли сегодня акционер перед вами задачу по сделкам M&A в целом?
— Мы анализируем ряд игроков на рынке, с которыми бы хотели работать, потому что наши бизнесы комплементарны. Задачи просто увеличиться нет, есть задача сделать качественный скачок в развитии. Это какие-то технологические ноу-хау или сильные позиции в каком-то регионе. То же и с санациями — не было задачи взять банк любой ценой.
— Но вы ходили практически на все конкурсы?
— Участие в конкурсе и подача заявки — две разные стадии. Мы подавали заявки не более трех раз.
— Жалеете ли о каком-то не выигранном конкурсе?
— Нет, такого не было ни разу. Мы не готовы были заходить в проекты на тех условиях, которые предлагали другие, более агрессивно настроенные участники конкурса.
— Сейчас на продажу выставлены Связь-банк и "Глобэкс". Они вам неинтересны?
— Мы не получали никаких официальных предложений о продаже этих банков.
— ВЭБ неоднократно заявлял о том, что это непрофильные для него истории и у него там уже очередь инвесторов...
— Как же еще подогреть интерес к активам, кроме как сказать, что есть очередь желающих.
— Вы в этой очереди не стоите?
— Хочешь быть первым — в очередь не вставай.
Интервью взяла Юлия Локшина
Филатов Илья Валентинович
Личное дело
Родился 10 июня 1976 года в городе Клин Московской области. В 1998 году окончил Московскую государственную академию водного транспорта по специальности "экономист-менеджер", в 2009 году получил МВА в Высшей школе экономики международного бизнеса при АНХ. С 1996 года работал ведущим экономистом в управлении бухучета валютных операций Элбим-банка. В марте--сентябре 1999 года — специалист отдела активно-пассивных валютных операций КБ "Москва-Центр". С 1999 по 2004 год работал в управлении пластиковых карт КБ "Платина", которое затем и возглавил. В 2004-2005 годах — начальник управления банковских карт Московского кредитного банка. С августа 2005 года по декабрь 2014 года работал в АКБ "Автобанк-НИКойл" (позже ОАО "Банк УРАЛСИБ"), в том числе был зампредом правления. С декабря 2014 года трудится в МТС-банке, сначала занимал должность первого вице-президента, затем — первого зампреда правления. 12 марта 2015 года возглавил правление ПАО "МТС-банк". Является членом совета директоров МТС-банка, АО РТК и East-West United Bank S. A.
ПАО "МТС-банк"
Company profile
Основан в 1993 году как Московский банк реконструкции и развития, нынешнее название получил в 2014 году. Является головной организацией банковской группы из шести участников: East-West United Bank S.A., ООО "МБРР-Капитал", ЗАО "Ипотечный агент МТСБ", ООО "Вектор А", ООО "Коллекторское агентство "Две столицы"" и ООО "Проектное решение". Имеет семь филиалов в регионах и офисы в 74 городах 40 субъектов РФ. Численность сотрудников — более 3,5 тыс. человек. С января 2005 года является участником системы обязательного страхования вкладов. В 2015 году аннулировал лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами. Основным акционером является АФК "Система", в октябре 2016 года прямо или косвенно владела 97,82% акций. На 1 октября 2016 года банк занимал в России 51-е место по активам (130,5 млрд руб.), 35-е место по депозитам частных лиц (67 млрд руб.), 40-е место по кредитам физлицам (27,8 млрд руб.), 47-е место по размеру капитала (25,4 млрд руб.). Чистый убыток за первое полугодие 2016 года по МСФО составил 1,2 млрд руб., чистый процентный доход — 1,7 млрд руб.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3144670?utm_source=kommersant&utm_medium=finance&utm_campaign=four
— Вы пришли в МТС-банк в конце 2014 года из "Уралсиба", где проработали девять лет. Вы ушли из "Уралсиба", потому что его будущее уже было предопределено?
— Я не уходил из "Уралсиба", я уходил в МТС-банк. АФК "Система" предложила мне проект с огромным потенциалом, масштабными задачами и целями, в реализации которых мне хотелось принять участие. Меня привлекла открывшаяся возможность создания союза между банком и крупнейшим оператором в России — МТС.
— У АФК "Система" всегда были амбициозные планы относительно развития банка благодаря возможности синергии с другими бизнесами группы. Что вы сделали в этом направлении с момента прихода в банк?
— На наших переговорах звучало, что основная причина смены менеджмента именно в том, что потенциал, заложенный в банке, не был использован и декларируемые цели не были реализованы. Основной потенциал банка — проникновение финансовых услуг в базу МТС. У МТС сейчас свыше 77 млн активных абонентов. Но когда я приходил, в первую очередь надо было разобраться с текущими проблемами. 2015 год был ознаменован масштабным экономическим кризисом. Самое главное для банка было остановить "потерю крови", развитие "нездорового" бизнеса, и усилить функции риск-менеджмента.
В 2016 году мы активно стали реализовывать стратегические задачи. В 2016 году объем выданных потребительских кредитов в МТС-банке вырос до 10,6 млрд руб. по сравнению с 3,3 млрд руб. в 2015 году. Также улучшилось их качество: уровень потерь по выданным потребительским кредитам в 2016 году существенно снизился и составляет 3,6% против 11,3% в 2014 году. Сейчас более чем в 5 тыс. собственных салонах оператора продаются карточные продукты МТС-банка, предоставляются кредиты на покупку смартфонов и другого оборудования, а также оказываются финансовые услуги — платежи, денежные переводы, погашение кредитов. Общий объем транзакционных операций по финансовым продуктам под брендом МТС вырос до 184 млрд руб. к концу 2016 года по сравнению со 127 млрд руб. годом ранее.
— Что лично вы пообещали акционеру, возглавляя банк, который был мало заметен на рынке и не вовлечен в бизнес группы?
— Акционеры не ждали от меня обещаний. Они поставили передо мной несколько задач: проанализировать текущую ситуацию в банке, сократить издержки, повысить уровень управляемости, оценить уровень текущего качества активов, разработать стратегию. Реализуя стратегию банка в 2015 году, мы выполнили ключевые задачи по ликвидации "нездорового" бизнеса, сокращению издержек, формированию команды и доказали, что совместно с МТС можем генерировать "здоровый" бизнес.
— Много ли кадровых изменений в банке вы провели?
— Передо мной не стояла цель поменять команду, но так или иначе около 80% топ-менеджеров поменялось.
— Банк снаружи и внутри сильно отличался? Было ли что-то, что сильнее всего удивило после назначения?
— Чего-то шокирующего не было. Акционеры оказали существенную поддержку, которая позволила нивелировать кредитные потери, которые банк понес в 2013-2015 годах. В декабре 2014 года МТС-банк привлек 13,1 млрд руб. в ходе допэмиссии. В феврале 2016 года акционеры докапитализировали банк на 5,02 млрд руб., а в ноябре — на 10,5 млрд руб.
— Сейчас вы уже четко понимаете, на чем МТС-банку нужно сделать акцент в развитии бизнеса?
— У нас было время понять и проанализировать, куда мы хотим и можем расти. Мы планируем остаться основным расчетным банком обслуживания для розничной сети МТС. У банка есть возможность предлагать кредиты абонентам МТС на более выгодных условиях. В корпоративном блоке мы не планируем работать с крупнейшими клиентами, но за это время мы хорошо научились работать с клиентами среднего бизнеса. Опыт прошлых лет показывает, что концентрация на крупных заемщиках — далеко не лучший подход к формированию кредитного портфеля. Средний кредитный чек банка в корпоративном сегменте находится сейчас в диапазоне 300-700 млн руб., при этом мы фокусируемся на расчетных продуктах и дистанционном банковском обслуживании. Это короткие кредиты, связанные с оборотными потребностями заемщиков. Мы также остаемся опорным банком групп АФК "Система", у дочерних предприятий которой есть большая потребность в хорошем и качественном обслуживании.
— Разве МТС-банк может предложить группе кредит по ставкам, сопоставимым с госбанками?
— С точки зрения ресурсной базы у нас приемлемая стоимость фондирования. Мы не гонимся за рыночными привлечениями и не задираем ставки. Суммарная стоимость фондирования составляет около 6% годовых (для сравнения, согласно МСФО за 9 месяцев стоимость заемных средств у Сбербанка — 4,6%, у группы ВТБ — 6,6% годовых.— "Ъ").
— Где МТС-банк привлекает фондирование по столь низким ставкам?
— Примерно половину фондирования обеспечивают предприятия группы АФК "Система". Это наиболее устойчивая часть наших пассивов. Остальные 50% мы привлекаем от других рыночных клиентов. Ведем активную работу с розничными клиентами МТС, а также с предприятиями среднего бизнеса. Такие заемщики, как МТС, могут кредитоваться в банках из топ-10, и мы не планируем конкурировать за них, но в группе есть масса других менее крупных компаний (сельскохозяйственные и лесоперерабатывающие холдинги, промышленные и торговые предприятия), с которыми МТС-банк активно работает.
— До какой доли в кредитном портфеле МТС-банка вы хотите довести кредитование группы?
— Доля кредитования обусловлена ограничениями по нормативам ЦБ, не более 20% от нашего капитала, то есть около 5 млрд руб.
— Какие у вас целевые ориентиры по структуре кредитного портфеля?
— Основной акцент развития в рознице — кредитные карты. Мы ставим перед собой задачу войти в топ-5 по количеству активных кредитных карт через три года. Только за год банк выпустил около миллиона карт "МТС деньги".
— Какой смысл клиенту МТС, у кого с вероятностью 99% уже есть кредитная карта, и не одна, получать еще и вашу?
— Становясь клиентом МТС-банка, абонент МТС получает ряд преимуществ. Если он пользуется картой "МТС Smart деньги", ему не нужно больше платить абонентскую плату сотовому оператору МТС. Такого продукта нет ни у кого на рынке. Кэш-бэк МТС-банка на сотовую связь составляет до 5% в зависимости от региона и тарифного плана абонента МТС. Если абоненту МТС нужен кредит на оплату онлайн-покупки, то у него нет сейчас возможности оперативно его получить. МТС-банк планирует предоставлять абонентам МТС услуги микрокредитования мобильных счетов для оплаты услуг третьих лиц. Масштаб базы колоссальный, и объем таких платежей исчисляется миллионами штук в месяц.
— Почему до сих пор МТС-банк, имея доступ к миллионам клиентов и тысячам точек продаж МТС, практически не работал с этой аудиторией?
— Ранее не было продуктов, которые можно было предложить таким клиентам. У банка на начало 2015 года было 136 точек продаж, включая совместные с МТС. В 2017 году у нас будет порядка тысячи совместных точек продаж, где будут предлагаться кредитные, расчетные и депозитные продукты МТС-банка. В течение ближайших трех лет мы хотим войти в топ-10 розничных банков по количеству активных клиентов и будем бороться за долю в их кошельке.
— Насколько увеличилось ваше проникновение в клиентскую базу МТС?
— Сейчас мы выдаем в пять раз больше кредитов абонентам МТС, чем год назад. Ежемесячно МТС-банк обрабатывает около 150 тыс. заявок из салонов МТС. Одобрение по ним составляет около 50%. Уровень выдаваемых кредитов колеблется от 35% до 40%. Это очень короткие кредиты, сроком до года. Финальный риск по таким продуктам составляет не более 2%. Осенью 2015 года мы выдавали абонентам МТС ежемесячно менее 50 млн руб., а сейчас — более 500 млн руб. в месяц. Сейчас у МТС-банка 1 млн клиентов. Мы хотим увеличить их количество до 5-6 млн в ближайшее время.
— Какие еще стратегические цели вы ставите перед собой?
— Вторая задача — экстенсивный рост клиентской базы за счет проникновения финансовых услуг в абонентскую базу МТС: 25% клиентов оператора станут пользоваться услугами банка. Сегодня оператор оказывает услуги мобильной коммерции в дистанционных каналах, а в своей рознице — финансовые услуги (платежи и переводы) через финансовых посредников. Наша задача — заместить таких посредников между абонентом и оператором, для чего мы подключены в качестве расчетного центра к ИТ-платформе мобильной коммерции МТС и завершаем перевод всех транзакционных сервисов МТС на эквайринг нашего банка. Мы хотим, чтобы клиент мог в едином окне увидеть счет за телефон и баланс своей карты, осуществлять переводы между своими счетами и делать все свои повседневные платежи. Мы будем выходить во внешние каналы, такие как интернет-магазины, рыночные розничные сети, для того чтобы наши продукты могло увидеть большее количество клиентов, выходя за пределы абонентской базы МТС.
— Какой это объем бизнеса?
— Около 4-5 млн клиентов МТС получают сервис по платежам, переводам, погашению кредитов, пополнению счетов и т.д. через посредников. Этот сервис можем оказывать мы, причем на более выгодных и понятных условиях.
— Какие изменения будут в корпоративном портфеле, который сегодня на 40% состоит из проблемных кредитов?
— Докапитализация позволила полностью зарезервировать проблемные ссуды в кредитном портфеле. Мы хотим сейчас досоздать резервы и более решительно начать работу с нашими проблемными заемщиками, как в судебном поле, так и в досудебном. Банк инициировал уже достаточно много судебных процессов, по факту которых было возбуждено несколько уголовных дел по особо крупным статьям. Мы хотим до конца следующего года долю проблемных и непрофильных активов сократить на 50%. Сейчас у нас объем непрофильных активов составляет около 12 млрд руб.
— Fitch ratings отмечало по итогам 2015 года, что большая часть кредитов 25 крупнейшим заемщикам банка — это рискованные кредиты без обеспечения. Как возникла такая ситуация?
— В какой-то момент МТС-банк считал необходимым сфокусироваться на кредитовании крупных компаний. К сожалению, структура нескольких сделок оказалась неоптимальной. Но это единичные случаи. Многие банки столкнулись с такими издержками роста, и мы не исключение. Мы целенаправленно создаем 100% резервов по таким заемщикам, более настойчиво и требовательно подходим к возврату этих кредитов.
— В чем проявляется эта настойчивость?
— Мы не боимся судиться с собственниками, с подрядчиками, с заказчиками, в том числе по исполнению гарантий. Мы существенно активизировали работу с "плохими кредитами": применяем более разнообразный инструментарий в работе с проблемной задолженностью на досудебной стадии. Сейчас нередки случаи, когда работы выполнены наполовину, а заказчик предъявляет банку гарантию к оплате на всю сумму, что приводит к большому количеству судебных разбирательств. Я считаю, что это попытка получить необоснованное обогащение со стороны заказчиков.
— Значит ли это, что МТС-банк планирует по примеру ВТБ минимизировать объем бизнеса по гарантиям?
— Нет. Мы будем предоставлять данный продукт, но в другом сегменте. Это будут малые предприятия, которые во многом сейчас взаимодействуют с дочерними компаниями АФК "Система". Это достаточно большой объем, измеряемый миллиардами рублей в год. У нас, конечно, нет такого объема проблем, о котором говорил ВТБ, но, действительно, раньше банки оценивали гарантии как менее рискованный инструмент, нежели кредит, но гарантия — ровно такое же обязательство, как и беззалоговый кредит. Для МТС-банка гарантийный бизнес сейчас не является стратегическим приоритетом, но и отказываться от него полностью мы тоже не будем.
— Чем для МТС-банка закончилась история с кредитом "Трансаэро"?
— Говорить о том, что она закончилась, пока преждевременно. Идет активная процедура банкротства "Трансаэро", банки интенсивно работают с активами, анализируют хозяйственную часть и ищут возможность погашения кредитов, как через конкурсную массу, так и через альтернативные способы. Авиакомпания долгое время была заемщиком банка. Работу по погашению задолженности мы начали еще в начале 2015 года, и значимую часть долга нам удалось получить до начала банкротства. Все наши требования переданы и включены в конкурсную массу, и банк создал 100% резервов по этому кредиту.
— Сможет ли МТС-банк в следующем году выйти на такую доходность бизнеса, чтобы не прибегать к поддержке акционера для капитализации?
— Если убрать те активы, которые сейчас требуют дорезервирования, то банк операционно прибыльный. Текущей деятельностью мы покрываем все свои расходы. Поэтому в следующем году банк однозначно сможет реализовать этот план.
— Часть капитала МТС-банка сформирована за счет ОФЗ, полученных от государства. Удается ли банку без нарушений выполнять требования программы по наращиванию кредитования на 1% в месяц?
— Удается. Мы обеспечиваем примерно 50% ежемесячного роста за счет кредитов предприятиям сельского хозяйства, жилищного строительства, пищевой и химической промышленности и 50% — за счет облигаций.
— Насколько сложно выполнять обязательства по наращиванию кредитования в условиях стагнации? По динамике корпоративного кредитования видно, что рост не показывает почти никто из банков?
— В прошлом году были ожидания на восстановление корпоративного кредитования, но они, к сожалению, не оправдались. В момент вхождения в программу ОФЗ банки не могли точно оценить, как на практике будут действовать ее условия. Например, банкам разрешили формировать портфель за счет ценных бумаг. Нигде в законе не сказано, что это должны быть инвестиционные портфели. Но портфель ценных бумаг до погашения — для банка это риск не текущей кредитоспособности должника, а риск на весь срок займа, то есть на несколько лет. Когда речь идет о сроке 3-4 года, то на нашем волатильном рынке это очень высокий риск. Кроме того, доходность по кредитам выше, чем доходность по бумагам. Но спроса на кредиты сегодня нет. Мы долго проговаривали это с АСВ, но до уточнений в правилах программы дело так и не дошло.
— Нарушений по ограничениям фонда оплаты труда тоже не будет?
— Нет, не нарушим. В начале 2015 года у нас было более 4 тыс. сотрудников, а сейчас около 2,5 тыс., поэтому у нас большой задел.
— МТС-банк не был среди первых игроков, кто выразил желание участвовать в программе в начале 2015 года. Почему так долго сомневались?
— У нас не просто были сомнения, а была долгая и глубокая дискуссия с акционерами на тему целесообразности участия в ней. Многие банки все-таки получили ОФЗ не потому, что у них была потребность в капитале, а потому что в какой-то момент получение ОФЗ стало равнозначно подтвержденному рейтингу от государства, например, для работы с бюджетными предприятиями. Мы действительно подали заявки в числе последних, потому что было много аргументов "за" и аргументов "против". Перевесило то, что у нас было больше аргументов "за",— та часть капитала, которая позволяла расти активам.
— Ваше активное участие в конкурсах на санацию — это тоже попытка экстенсивного роста? Ни в один проект вы так и не зашли. Ставит ли сегодня акционер перед вами задачу по сделкам M&A в целом?
— Мы анализируем ряд игроков на рынке, с которыми бы хотели работать, потому что наши бизнесы комплементарны. Задачи просто увеличиться нет, есть задача сделать качественный скачок в развитии. Это какие-то технологические ноу-хау или сильные позиции в каком-то регионе. То же и с санациями — не было задачи взять банк любой ценой.
— Но вы ходили практически на все конкурсы?
— Участие в конкурсе и подача заявки — две разные стадии. Мы подавали заявки не более трех раз.
— Жалеете ли о каком-то не выигранном конкурсе?
— Нет, такого не было ни разу. Мы не готовы были заходить в проекты на тех условиях, которые предлагали другие, более агрессивно настроенные участники конкурса.
— Сейчас на продажу выставлены Связь-банк и "Глобэкс". Они вам неинтересны?
— Мы не получали никаких официальных предложений о продаже этих банков.
— ВЭБ неоднократно заявлял о том, что это непрофильные для него истории и у него там уже очередь инвесторов...
— Как же еще подогреть интерес к активам, кроме как сказать, что есть очередь желающих.
— Вы в этой очереди не стоите?
— Хочешь быть первым — в очередь не вставай.
Интервью взяла Юлия Локшина
Филатов Илья Валентинович
Личное дело
Родился 10 июня 1976 года в городе Клин Московской области. В 1998 году окончил Московскую государственную академию водного транспорта по специальности "экономист-менеджер", в 2009 году получил МВА в Высшей школе экономики международного бизнеса при АНХ. С 1996 года работал ведущим экономистом в управлении бухучета валютных операций Элбим-банка. В марте--сентябре 1999 года — специалист отдела активно-пассивных валютных операций КБ "Москва-Центр". С 1999 по 2004 год работал в управлении пластиковых карт КБ "Платина", которое затем и возглавил. В 2004-2005 годах — начальник управления банковских карт Московского кредитного банка. С августа 2005 года по декабрь 2014 года работал в АКБ "Автобанк-НИКойл" (позже ОАО "Банк УРАЛСИБ"), в том числе был зампредом правления. С декабря 2014 года трудится в МТС-банке, сначала занимал должность первого вице-президента, затем — первого зампреда правления. 12 марта 2015 года возглавил правление ПАО "МТС-банк". Является членом совета директоров МТС-банка, АО РТК и East-West United Bank S. A.
ПАО "МТС-банк"
Company profile
Основан в 1993 году как Московский банк реконструкции и развития, нынешнее название получил в 2014 году. Является головной организацией банковской группы из шести участников: East-West United Bank S.A., ООО "МБРР-Капитал", ЗАО "Ипотечный агент МТСБ", ООО "Вектор А", ООО "Коллекторское агентство "Две столицы"" и ООО "Проектное решение". Имеет семь филиалов в регионах и офисы в 74 городах 40 субъектов РФ. Численность сотрудников — более 3,5 тыс. человек. С января 2005 года является участником системы обязательного страхования вкладов. В 2015 году аннулировал лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами. Основным акционером является АФК "Система", в октябре 2016 года прямо или косвенно владела 97,82% акций. На 1 октября 2016 года банк занимал в России 51-е место по активам (130,5 млрд руб.), 35-е место по депозитам частных лиц (67 млрд руб.), 40-е место по кредитам физлицам (27,8 млрд руб.), 47-е место по размеру капитала (25,4 млрд руб.). Чистый убыток за первое полугодие 2016 года по МСФО составил 1,2 млрд руб., чистый процентный доход — 1,7 млрд руб.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3144670?utm_source=kommersant&utm_medium=finance&utm_campaign=four