Конец Prozorro. Самый амбициозный проект по маскировке и перераспределению коррупционных потоков завершается фиаско
После Майдана 2014 как одно из главных достижений революции обществу презентовали новую систему государственных закупок Prozorro. Отмена с января 2023 года процедуры аукционов в Prozorro выглядит как начало демонтажа системы
В продвижение и рекламу Prozorro был вложен огромный финансовый ресурс, что сразу выглядело подозрительно. В следующем году выяснилось, что все это было искусственным перераспределением государственных финансовых потоков в пользу некоторых иностранных игроков и их партнеров. Но, похоже, век Prozorro оказался не слишком долог.
Система закупок Прозорро
Тендерная мафия во времена Ющенко и Януковича
Система государственных закупок в Украине начиналась с грязных схем, становление которых связывается с основными топ-политиками прошлых десятилетий – Азаровым, Порошенко, Цушко, Литвином. Топ-функционером темы с конца 1990-х считался Антон Яценко, который в 2000 году зарегистрировал две профильные организации – ООО " Европейские консалтинговые агентства " и ОО " Центр тендерных процедур и бизнес-планирования". Деятельность первого из них прекращена, второй в открытых базах указан действующим. По данным СМИ, с помощью админресурса структуры Яценко являлись обязательными посредниками во всех государственных закупках. Поговаривали, что бизнес был вынужден платить этим удивительным организациям от 2000 до 2000 долларов по курсу 2000-х – в зависимости от объема контракта. В 2004 году структуры Яценко получили патенты на операционное сопровождение государственных закупок, из-за чего доходы бенефициаров тендерных схем выросли. Далее, уже при Ющенко, близким окружением и родственниками Яценко было создано ОО "Тендерная палата Украины", которое на законодательном уровне наделили полномочиями заниматься всеми государственными закупками и контролировать этот процесс.
Прибыли по тендерным схемам под эгидой команды Яценко оценивались в миллиарды долларов. Поговаривали, что доли из этих денег имели Николай Азаров, Владимир Литвин, Виктор Ющенко, родственник волонтера Сергея Притулы Виталий Хомутынник, Петр Порошенко и их окружение – в объемах, зависящих от веса во властной вертикали в тот или иной момент. Во времена Ющенко появилась и первая электронная система государственных закупок – она отличалась от современной Prozorro только рекламным бюджетом и отсутствием шумной пиар-кампании. "Система тендеров и сайт публичных закупок существовали еще при президенте Ющенко, – говорит глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Постепенно объявления о тендерах начали смещаться из газет в интернет. А принцип – что тогда, что сейчас остался один и тот же: неинтересные мелкие тендеры можно выиграть честно, без коррупции. Все "лакомые" закупки происходят только после "заноса" тому, кому нужно".
Цифровизация государственных закупок и битва за бюджетную кормушку
В рекламных статьях и "джинсе" о проекте Prozorro утверждается, что до 2014 года 99% государственных закупок в Украине осуществлялись через взятки, а "преступный режим Януковича" блокировал реформы по западным образцам. И что создание принципиально новой системы закупок на основе лучших европейских практик стало главной целью деятельности "Открытого университета Майдана" – это революционное изменение в экономической жизни Украины. Сообщалось, что в Украину из Грузии приехали "гуру по моделированию честной и прозрачной экономики" Тато Урджумелашвили и Давид Маргания. Деятели, внедрившие аналогичный проект в Грузии времен своеобразных экспериментов над страной Михеила Саакашвили. В реальности же те же западные партнеры и кураторы с орбиты известного финансового спекулянта Джорджа Сороса руководили реформой системы государственных закупок и во времена "преступного режима Януковича". В частности, 18 марта 2010 года президент Виктор Янукович наложил вето на Закон "О государственных закупках", добавил в документ предложенные ему Всемирным банком правки и в таком виде вернул Верховной Раде. Решение Януковича поздравил Всемирный банк, а также – в то время глава парламентского комитета по вопросам государственных закупок Антон Яценко. Почему-то отечественные и иностранные борцы с коррупцией в те времена не хотели дать правовую оценку многолетней деятельности Яценко в сфере госзакупок. Отредактированный с учетом требований западных партнеров и так называемых "соросят" Закон "О государственных закупках" Янукович подписал 24 июня 2010 года. А уже в сентябре 2014 года министр юстиции Павел Петренко заявил, что "власти Украины под руководством Януковича ежегодно разворовывали из госбюджета Украины 150 млрд грн из-за злоупотреблений на тендерах". То есть, по логике члена команды Порошенко, при участии специалистов Всемирного банка, функционеров ЕС и так называемых "соросят" в Украине была создана система по хищению 150 млрд грн ежегодно?! Итак, существует две точки зрения на главные смыслы внедрения системы Prozorro в Украине, которые не исключают друг друга. Одновременно с событиями Майдана-2014 в обществе начали распространять мнения, что будущее Украины – это цифровизация. Удивительным образом это совпало с реализацией во всем мире активных мер под проект перехода к шестому технологическому укладу. Так пытались решить проблему того, что совокупные внешние долги государств и корпораций в начале 2010-х были в 30 раз больше, чем весь ВВП планеты. При этом никакого адекватного дискурса о цифровизации и технологических вопросах будущего Украины в обществе не было – граждан поставили перед фактом. Важный нюанс Prozorro – ее сетевая структура. В настоящее время корпорации и наднациональные организации с целью построить достаточно своеобразное будущее массово привлекли людей в социальные сети. Без получения Big Data и обратного управления поведением пользователей на базе полученных данных невозможно построить так называемый электронный концлагерь, который элиты видели основной социальной формой для шестого технологического уклада. Попытку реализации всего этого и дальнейший провал можно наблюдать в 2013-2022 годах в Китае. В пользу такого взгляда на историю Prozorro является то, что проект занимался Дмитрий Шимкив. Это бывший глава украинского филиала Microsoft Билла Гейтса. Считается, что Шимкив оказал негативное влияние на развитие ІТ-сектора Украины из-за жесткого навязывания программного обеспечения Microsoft (в том числе операционной системы Windows) и использования админресурса для борьбы с бесплатной системой Linux. В дальнейшем чиновника называли топ-функционером украинских структур Сороса, организатором и финансистом первого крупного десанта "соросят" (среди которых иностранцы) на ключевые должности исполнительной власти Украины. Еще Шимкив считается одним из послов "глобализации" и "цифровизации" в Украине. По мнению экспертов, украинская цифровизация, в частности проект Prozorro, не преодолела коррупцию и вообще не получила должной общественной и правовой оценки. "Цифровые технологии – это увеличение контроля, уменьшение прав и свобод, вмешательство в личную жизнь, – говорит экономист, кандидат наук по государственному управлению Сергей Доротич. – Их применение в целях контроля можно понять только в отношении государственных служащих – они живут за наши деньги, за налоги, поэтому должны быть как на ладони. Более того – война и современная практика показали, что цифровизация в Украине – это иллюзия. Без света у нас ничего не работает. Какие-то удобные элементы цифровых технологий следует внедрять параллельно с нормальным обычным развитием. Необходимо возвращать бумажный документооборот, диверсифицировать риски. Мы не знаем, чего дальше ждать. Поэтому следует предотвращать ситуацию, в которой у человека в мгновение ока с помощью цифровых технологий можно все забрать. Я однозначно против замены бумажных денег на цифровые – это крючок, с помощью которого кого-нибудь за мгновение можно умножить на ноль. Также следует помнить, что у нас цифровизация внедряется в условиях коррумпированного государства". С другой точки зрения, главной движущей силой проекта Prozorro была обычная жажда сверхприбылей со стороны отдельных так называемых "элитных кланов". "Нефедов и все остальные решили "срубить" деньги, – говорит Александр Охрименко. – Это же удивительное явление – программа условно государственная, а все собственники – частные лица. Были громкие скандалы на этот счет. Относительно участия в Prozorro Рашкована, скорее всего, он просто придумал "поддержку проекта со стороны МВФ". Тоже для того, чтобы "срубить" деньги под омофором МВФ". Несмотря на многие скандалы и расследования в интернете, деятельность так называемых "соросят" Максима Нефедова, Владислава Рашкована и Оксаны Маркаровой относительно внедрения очень сомнительной системы Prozorro до сих пор не получила правовой оценки. Они выглядят как "нетронутые". Это при том, что фактически государственный экономический институт Prozorro действительно является частным учреждением – все торги проходят на частных площадках, получающих взносы и другой собственный интерес от сопровождения закупок. Считается, что Максим Нефедов, который был главным публичным идеологом и функционером Prozorro, до сих пор зарабатывает на проекте. Еще в СМИ можно увидеть гипотезы, что и другие основатели проекта – Александр Стародубцев, экс-министр экономического развития Павел Шеремета, функционер МВФ Владислав Рашкован и ІТ-предприниматель Андрей Кучеренко имеют собственные проценты по огромным финансовым потокам системы Prozorro.
Мифы Prozorro
Еще в 2018 году было доказано, что система Prozorro построена на лживых манипуляциях, а все ее якобы преимущества не имеют ничего общего с реальностью. Летом 2018 года премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что благодаря Prozorro сэкономлено 54 млрд грн бюджетных средств. Посол проекта, в то время первый заместитель министра экономического развития Максим Нефедов, сказал, что экономия составила 52 млрд грн. А президент Петр Порошенко вообще объявил, что благодаря Prozorro сэкономлено 100 млрд грн бюджетных средств. Соврали все, поскольку Счетная палата Украины опубликовала официальный отчет, в котором отметила, что у Prozorro отсутствует модуль "экономия средств" и что для системы вообще нет методологии расчета экономии бюджетных средств. Более того, выяснилось, что частные площадки ООО "Госзакупки. Онлайн", ООО "ЗАКУПКИ.ПРОМ.УА", ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", ООО "Е-Тендер", ПАО КБ "ПриватБанк" и ООО "Ньютенд" заработали по предоставлению услуг 500 млн грн. То есть государство уплатило из средств налогоплательщиков на содержание и эксплуатацию системы Prozorro, а прибыль получили частные лица – так называемые "соросята". Оказалось, что Prozorro – это не экономия, а наоборот – увеличение государственных расходов. Анализ этих первых и главных площадок разоблачает ряд тайн Prozorro. Так, ООО "Госзакупки. Онлайн" основан в декабре 2013 года. Якобы кто-то на очень высоком уровне знал, что условно прозападная/антироссийская команда Порошенко, Кличко, Турчинова, Яценюка, Тимошенко условно победит в 2014 году на Майдане и поспособствует реализации эксперимента Prozorro. ООО "ЗАКУПКИ.ПРОМ.УА" относится к ритейлинговым магнатам Чечоткиным (Rozetka.ua) и оформлено через кипрские оффшоры – это может быть инструментом вывода государственных средств в оффшоры. ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" через своих руководителей и бенефициаров связано с интересами корпорации Microsoft – помним, что одним из топ-лоббистов Prozorro на главных этапах был экс-директор украинского филиала Microsoft. ООО "Е-Тендер" – это депутат ВР двух созывов, бывший муж телезвезды Екатерины Осадчей Сергей Полищук. Сейчас политик и бизнесмен – зять известного скандалами и делом "рюкзаков Авакова" функционера МВД Сергея Чеботаря. Еще бенефициар ООО "Е-Тендер", известный потасовкой с журналистами. Земляком и партнером Полищука считается Игорь Дышлевый – так называемый экс-мэр Симеиза в Крыму. Один из основателей ООО "Ньютенд" – Максим Пеньков. Этот предприниматель также является основателем ЧП "Евромедцентр" в Симферополе – вместе с Еленой Куртбединовой, дочерью экс-министра здравоохранения Украины Подаева. Этот клан известен продолжающимся и поныне многолетним сотрудничеством с российским криминалом и спецслужбами. Пеньков занимается вместе с гражданами Азербайджана фирмой ООО "Угольэнергоресурс", рядом других бизнес-проектов – нет ли здесь конфликта интересов с учетом причастности Пенькова к сфере государственных закупок?! Сторонники Prozorro утверждали, что система полностью одолела в Украине коррупцию. Но бизнес и эксперты все эти годы приводили много примеров, что Prozorro наоборот – коррумпированный инструмент, что уровень коррупции никак не уменьшился, скорее наоборот – увеличился. Только на нескольких тендерах Минобороны, Службы автомобильных дорог и ПАО "Укргаздобыча" за лето 2018 разоблачили коррупционную составляющую на более чем 2,5 млрд грн. Не выдержало проверки специалистами и заявление команды Prozorro о том, что система якобы серьезно защищена от взлома, от вмешательства кибер-мошенников. Проверка Счетной палаты обнаружила, что программное обеспечение Prozorro уязвимо к внешнему вмешательству, что негативно влияет на государственную безопасность в целом. Также оказались фейком утверждения, что Prozorro способствует малой приватизации и росту отечественной экономики. Из-за (возможно, намеренно созданной) правовой коллизии Prozorro разве что помогало хищению активов, а не малой приватизации. Очень показательным был момент, когда Правительство попыталось внедрить в законодательство о закупке норму поддержки отечественного производителя – под давлением китайских и западных лоббистов, "соросят" эти инициативы не были реализованы. То есть Prozorro наоборот способствовал китайской и другим иностранным экономикам, уничтожению отечественного производителя, экспансии иностранных игроков и транснациональных корпораций в украинскую экономику. По мнению экспертов, система Prozorro "не справилась и с наведением порядка в стратегически важном сегменте государственных закупок горючего". "Два самых известных кейса Prozorro – это "Укрзалізниця" и Министерство обороны, – рассказывает сайту "Комментарии" директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. – Сегодня по понятным причинам цифры по Минобороны засекречены. По моему мнению, не совсем правильно было озвучивать их вообще и раньше. С внедрением закупок через Prozorro все шло тяжело. В том числе и потому, что само по себе Минобороны – закостеневшая структура. Было много расследований, ответная система пыталась совершенствоваться. Но решали одну проблему – сразу возникали другие. К примеру, тендеры Минобороны и "Укрзалізниці" начали срывать так называемые "тендерные тролли". Причем, они все делали в рамках действующего законодательства. "Тролли" жаловались на участников тендеров, блокировали, из-за чего добропорядочные предприниматели отказывались участвовать в тендерах. Еще из-за жалоб "троллей" добропорядочным поставщикам существенно задерживали оплату за предоставленные услуги и поставленное горючее. Так предприниматели предстали перед выбором – либо вообще не участвовать, либо закладывать такие риски в цену контракта. Также были и громкие коррупционные скандалы – кейс "Коммодити". Эксперт вспоминает, что на первых этапах появление Prozorro привело к росту цен. Минобороны вообще ничего не могло купить. То есть Prozorro с самого начала "не взлетело". "И сама система Prozorro, и Закон "О государственных закупках" содержат много возможностей для злоупотреблений, – продолжает Сергей Куюн. – Причем, менеджмент государственных компаний самостоятельно проблемы решить не мог, а посторонние кампании не пускали. Поэтому в 2021 году Минобороны накануне войны осуществило лишь 30% от всего объема необходимых закупок. Во время войны военным с горючим помогли поляки и наши компании. В "Укрзалізниці" ситуация была несколько лучше. Она перешла на формульное ценообразование с привязкой к мировым котировкам. Но и при этом были подозрения, что менеджмент "УЗ" с нарушениями отдавал приоритет одним поставщикам перед другими, были расследования НАБУ. Несмотря на это, менеджмент "Укрзалізниці" с помощью непредсказуемости графика снабжения сохранял возможность для коррупционных злоупотреблений. Предполагаемым их поведение было для тех, кто соглашался играть по неформальным правилам. В итоге нормализовалась ситуация уже после начала войны, когда разрешили заключать контракты без Prozorro, напрямую без посредников: продавец – покупатель. Так были заключены современные контракты "УЗ" с иностранными поставщиками".
Современное положение дел в Prozorro
Деятельность всех "авторитетных реформаторов" и топ-функционеров системы государственных закупок до сих пор не получила правовой оценки. Несмотря на известные как минимум с 2018 года факты о вреде от Prozorro, Зе!команда назначила одного из главных функционеров проекта Максима Нефедова главой таможни. Это закончилось дальнейшим ухудшением ситуации на таможне и отставкой без правовых последствий. Для самого известного так называемого "тендерного серого кардинала" депутата Антона Яценко тоже поначалу все было хорошо в закулисном взаимодействии с командой. Банкротство его тендерных фирм, которые два десятилетия становились героями скандалов в СМИ, началось только весной 2022 года. Правовой оценки деятельность Яценко до сих пор не получила, даже несмотря на высказывания в СМИ, что он якобы причастен к убийству правозащитницы Ноздровской. Он до сих пор является депутатом Верховной Рады, его клан периодически попадает в скандалы. 3 января 2023 г. из системы Prozorro исчезли аукционы. Это объяснили проблемами с отключением электроэнергии в результате российских атак. Без аукционов в системе Prozorro Украина живет два месяца. За это время произошел громкий скандал вокруг закупок Министерства обороны, возглавляемого бывшим министром реинтеграции Алексеем Резниковым. Этот скандал еще раз продемонстрировал, что власти живут по принципу "Своим – все. Всем остальным – закон". Отмена скандальных контрактов не состоялась, попытались погасить шум освобождением второстепенных исполнителей. Герой скандала Резников, чьи достижения в качестве главы Минреинтеграции выглядят крайне сомнительно, чувствует себя победителем. По оценкам экспертов, при всех событиях, чиновники ничего не сделали, чтобы устранить недостатки Prozorro и государственной системы закупок в целом. "У Prozorro есть щели для злоупотребления, в частности, возможность писать техническое задание под конкретного исполнителя. Разрешается это принятием специального закона, но этого не делают", – говорит экономист Сергей Доротич. По мнению эксперта, не следует думать, что власти отменили аукционы в Prozorro, чтобы создать более удобные возможности для злоупотреблений. "Они и так злоупотребляют, – продолжает Сергей Доротич. –
Посмотрите на их тендеры с яйцами по 17 гривен, картофелем и курицей по завышенным ценам. В то время, когда патриоты отдают жизнь за Украину, чиновники понимают это время как окно возможностей для супер обогащения". В конце 2022 года функционеры Prozorro сообщили, что за год в системе было заключено 2 млн договоров на 311 млрд грн, в том числе с 24.02.2022 г. проведено тендеров на 120 млрд грн. До сих пор нет инструментов для оценки наличия или отсутствия экономии бюджетных средств благодаря Prozorro. Поэтому чиновники системы уже не говорят "об экономии". Осторожно рассказывают, что государственные учреждения благодаря тендерным процедурам потратили на 6 млрд грн меньше, чем планировали. По данным заместителя министра экономики Украины Надежды Бигун, в 2022 году через Prozorro были осуществлены закупки на 2 млрд грн. Это очень серьезное расхождение между официальными данными (120-311 млрд) ГП Prozorro и их условным руководителем – министерством экономики. Еще, по данным Минэкономики, конкурентным способом в Украине в 2022 году было выполнено лишь 40% от общего объема государственных закупок. Несмотря на сомнительную историю Prozorro, ее очевидные изъяны и современные спорные моменты, Минэкономики заявляет о дальнейшем развитии проекта. В частности, сообщается, что к марту должна была завершиться разработка процедуры закупок согласно требованиям Всемирного банка, а в мае собираются интегрировать Prozorro с "Электронной системой управления восстановления" (ЭСУВ). Учитывая историю Prozorro, не следует исключать, что ЭСУВ будет еще одним инструментом для легитимации очередного "великого воровства". Также интересно, что проектом Prozorro в Минэкономики занимается именно Надежда Бигун – бывшая участница команды по внедрению Prozorro в Украине. Еще интереснее то, что само ДП Prozorro осуществило закупки на 189,7 млн грн. В большинстве своем это интернет-услуги, "облачные технологии". Основными поставщиками являются ООО "МК-Консалтинг", ООО "Гигаклауд", ООО "Де ново", ООО "Прозрачные решения", ООО "Группа квинта", ПАО "Датагруп". ООО "МК-Консалтинг", которое на данный момент предоставило ГП Prozorro услуг на самую большую сумму, имеет признаки любимого поставщика государственных учреждений. Аналогично и ООО "Гигаклауд", бенефициара которого, Назария Курочко, называют "Билл Гейтс из Волыни". Это может иметь признаки своеобразного ІТ-картеля, который получит высокие прибыли по обслуживанию сомнительных государственных ІТ-проектов. При детальном анализе экономических и политических связей владельцев и бенефициаров частных площадок Prozorro, поставщиков услуг ГП Prozorro и основных государственных финансовых потоков, выясняется, что все это очень связано друг с другом. В основном контролируют все так называемые "соросята". Нельзя исключать, что внутри участников и бенефициаров эксперимента Prozorro существуют какие-то тайные договоренности по распределению доходов и откатов. Вообще схема примитивная: содержание и эксплуатация ГП Prozorro осуществляется за счет налогоплательщиков – доходы с аукционов и возможные косвенные коррупционные доходы распределяют между собой частные лица. Причем вероятно, что за публичными лицами скрыты топ-политики, бизнесмены и те же структуры Сороса, для которых проекты типа Prozorro могут быть одним из источников наполнения "благотворительных фондов". Prozorro была коррупционной схемой – она легализовала и сделала более удобными государственные закупки для коррупционеров, – говорит "Комментарии" эксперт "Украинской фабрики мысли" Юрий Гаврилечко. – Она очень дорого обходится бюджету. Вся Prozorro – это частные площадки, удерживаемые за средства налогоплательщиков. То, что это убирают – это хорошо. Это вообще нужно полностью ликвидировать". "Prozorro – изначально махинация, – считает Александр Охрименко. – Построена по принципу "Чтобы побороть коррупцию, ее нужно возглавить". Prozorro не предусматривает заключения контрактов, просто фиксирует победу. Дальше гоняют по кругу, если не желают подписывать с предпринимателем контракт. Был случай, когда человек выиграл тендер по ремонту дорог в миллиарды. Ему сказали – возьми кредит в банке и перечисли деньги нам на депозит – как гарантия, что сделаешь. Понятно, что работать так никому не интересно". Итак, в 2023 году стало очевидно, что эксперимент Prozorro провалился. Что и неудивительно, учитывая заложенные в него реальными бенефициарами смыслы. Он добавил опыта и еще с одного угла зрения продемонстрировал недостатки "цифровизации", которую Зе!команда считает главным направлением внутренней политики. Очевидно, что система государственных закупок нуждается в реформах и, в первую очередь, превращении из рычага посторонних игроков в инструмент самостоятельной экономической политики Украины. Очень показательно выглядит кейс "Укрзалізниці": дела улучшились после исчезновения сомнительных посредников в лице Prozorro.