У нас на форуме много фрилансеров. И «советные» статьи соответственно пишутся фрилансерами для фрилансеров. Я же хочу предложить взгляд на этику отношений сторон с позиции клиента.
Сразу оговорюсь, что легче всего работать с теми клиентами, которые могут показать пример того, что они хотят. В этом случае Ваш заработок будет зависеть только от Вашей внимательности и скорости копирования.
И основное NB! – Заказчик всегда прав!
Если нет четкого технического задания.
NB! Не обольщайтесь готовым Техническим Заданием у клиента!
Ни один нормальный клиент, не будучи сам программистом и не знающий, как и что функционирует, не в состоянии написать продуманное тех.задание.
- Не играйте в испорченный телефон! Если работаете командой, то подключите к обсуждению ВСЕХ, кто будет связан с выполнением работы.
- Задавайте вопросы, уточняйте, суммируйте, одним словом – добивайтесь полного понимания, как со стороны клиента, так и со своей стороны.
- Резюмируйте обсуждение. Убедитесь в том, что Ваше видение процесса совпадает с точкой зрения клиента.
- Ведите обсуждение только по емэйлу или skype-чату. Помните – «Что написано пером, того не вырубишь топором»
- Если заказчик показывает пример какого-то сайта, смотрите его точно по той ссылке, которая была дана. Даже при простом переключении языка, сайт может выглядеть и функционировать уже по-другому.
- Не изобретайте велосипед! Не усложняйте себе работу! Не обещайте, например, клиенту написать интернет-магазин за неделю, если можно внедрить в сайт уже существующий скрипт.
- После обсуждения/корректирования/принятия Технического Задания берите аванс. То есть в этом случае клиент понимает, за что именно он платит – за Ваше четкое понимание того, что он хочет получить.
Никогда
- Не обсуждайте гонорар раньше, чем обсудите объем работ. (Это, по меньшей мере, странно.) Или четко оговаривайте списком, что за такие-то деньги я сделаю Вам то-то и то-то в вот такие сроки.
- Не соглашайтесь на дополнительную работу, если не уверены, что она не повлияет на уже утвержденные сроки и цену. Если же согласились, всегда оговаривайте на сколько увеличится срок работы и/или дополнительную цену.
Всегда
- Показывайте заказчику работу как можно чаще, в процессе. Не придется переделывать со словами «А я недопонял…»
- Держите слово и выполняйте все, Вами обещанное, даже если сделали это сгоряча и не учли, что исполнение потребует каких-то дополнительных затрат времени и сил.
- Тестируйте сами или держите под рукой контакт тестировщика. (О том, что тестирование входит в оговоренные для работы сроки напоминать, думаю, не надо.)
Помните
- Клиент знает себя лучше, чем Вы его. И если клиент готов выполнять какую-то работу сам – не отбирайте у него эту возможность. Особенно, если не уверены в том, что сможете сделать это самостоятельно.
Никогда не говорите клиенту
- что работаете, как проклятый, если сроки были установлены Вами и заказчик на них согласился.
- что работаете за гроши, если цена была назначена Вами и клиент на нее согласился.
- «Ну, надо же по-человечески!», если клиент согласился на все Ваши условия и требует только неукоснительного исполнения оговоренного.
- «Как Вам будет угодно!», «Как скажете, так и сделаю!» Заказчик может не знать, как именно ему угодно и в этом случае подобен маленькому ребенку – ждет от Вас совета как будет лучше с точки зрения специалиста.
И, если во фразе клиента присутствует слово «может…», предложите ему тот вариант, который лично Вам кажется лучше, удобнее или, возможно, сделать проще.
-«Я (мой дизайнер, мой программист) так задумал», если клиент ставил конкретную задачу и хочет, чтобы она была выполнена именно так.
- «Все мои/наши клиенты…», если не готовы показать внушительное портфолио.
- «Вы у нас первый такой». Эта фраза в любом контексте воспринимается как оскорбление и при определенном настроении клиента, он может не посмотреть на всю уже проделанную работу и заплаченный аванс и просто «хлопнуть дверью».
Подарки.
«А еще в качестве подарка я сделаю Вам…»
- регистрацию на всех существующих тематических форумах, досках объявлений;
- бессрочное администрирование сайта;
- внесение любых исправлений в любое время
И т. д. и т.п.
Желание глобально мыслить и действовать – похвально, но не благоразумно. Нельзя объять необъятное. При таком подходе рискуете получить привязку к одному клиенту, мало того, что действительно бессрочную, так еще и бесплатную. Оно Вам надо?
Тот, кому Вы понравитесь, как исполнитель, останется с Вами и без таких широких жестов.
Кстати, если клиент один раз сказал, что планирует продолжить сотрудничество, не нойте «кто знает, будем мы дальше работать или нет… Может вы скажете Спасибо, до свидания».
Это похоже на нерадивую жену, которая вечно дергает мужа полувопросом «Ты меня не любишь». Как говорила моя бабушка - в этом можно и убедить.
И вообще, до окончания работы, старайтесь делать как можно меньше выводов и выдвигать как можно меньше предположений относительно дальнейших перспектив. Как знать, может заказчик был готов к оговоренному гонорару еще и бонус-премию выплатить, а Вы так некстати со своим «Ты меня не любишь»
Удачи вам всем и пусть заказчики вас все-таки любят!
------------------------
Автор: Delta
Авторские права на статью принадлежат MMGP.COM
Сразу оговорюсь, что легче всего работать с теми клиентами, которые могут показать пример того, что они хотят. В этом случае Ваш заработок будет зависеть только от Вашей внимательности и скорости копирования.
И основное NB! – Заказчик всегда прав!
Если нет четкого технического задания.
NB! Не обольщайтесь готовым Техническим Заданием у клиента!
Ни один нормальный клиент, не будучи сам программистом и не знающий, как и что функционирует, не в состоянии написать продуманное тех.задание.
- Не играйте в испорченный телефон! Если работаете командой, то подключите к обсуждению ВСЕХ, кто будет связан с выполнением работы.
- Задавайте вопросы, уточняйте, суммируйте, одним словом – добивайтесь полного понимания, как со стороны клиента, так и со своей стороны.
- Резюмируйте обсуждение. Убедитесь в том, что Ваше видение процесса совпадает с точкой зрения клиента.
- Ведите обсуждение только по емэйлу или skype-чату. Помните – «Что написано пером, того не вырубишь топором»
- Если заказчик показывает пример какого-то сайта, смотрите его точно по той ссылке, которая была дана. Даже при простом переключении языка, сайт может выглядеть и функционировать уже по-другому.
- Не изобретайте велосипед! Не усложняйте себе работу! Не обещайте, например, клиенту написать интернет-магазин за неделю, если можно внедрить в сайт уже существующий скрипт.
- После обсуждения/корректирования/принятия Технического Задания берите аванс. То есть в этом случае клиент понимает, за что именно он платит – за Ваше четкое понимание того, что он хочет получить.
Никогда
- Не обсуждайте гонорар раньше, чем обсудите объем работ. (Это, по меньшей мере, странно.) Или четко оговаривайте списком, что за такие-то деньги я сделаю Вам то-то и то-то в вот такие сроки.
- Не соглашайтесь на дополнительную работу, если не уверены, что она не повлияет на уже утвержденные сроки и цену. Если же согласились, всегда оговаривайте на сколько увеличится срок работы и/или дополнительную цену.
Всегда
- Показывайте заказчику работу как можно чаще, в процессе. Не придется переделывать со словами «А я недопонял…»
- Держите слово и выполняйте все, Вами обещанное, даже если сделали это сгоряча и не учли, что исполнение потребует каких-то дополнительных затрат времени и сил.
- Тестируйте сами или держите под рукой контакт тестировщика. (О том, что тестирование входит в оговоренные для работы сроки напоминать, думаю, не надо.)
Помните
- Клиент знает себя лучше, чем Вы его. И если клиент готов выполнять какую-то работу сам – не отбирайте у него эту возможность. Особенно, если не уверены в том, что сможете сделать это самостоятельно.
Никогда не говорите клиенту
- что работаете, как проклятый, если сроки были установлены Вами и заказчик на них согласился.
- что работаете за гроши, если цена была назначена Вами и клиент на нее согласился.
- «Ну, надо же по-человечески!», если клиент согласился на все Ваши условия и требует только неукоснительного исполнения оговоренного.
- «Как Вам будет угодно!», «Как скажете, так и сделаю!» Заказчик может не знать, как именно ему угодно и в этом случае подобен маленькому ребенку – ждет от Вас совета как будет лучше с точки зрения специалиста.
И, если во фразе клиента присутствует слово «может…», предложите ему тот вариант, который лично Вам кажется лучше, удобнее или, возможно, сделать проще.
-«Я (мой дизайнер, мой программист) так задумал», если клиент ставил конкретную задачу и хочет, чтобы она была выполнена именно так.
- «Все мои/наши клиенты…», если не готовы показать внушительное портфолио.
- «Вы у нас первый такой». Эта фраза в любом контексте воспринимается как оскорбление и при определенном настроении клиента, он может не посмотреть на всю уже проделанную работу и заплаченный аванс и просто «хлопнуть дверью».
Подарки.
«А еще в качестве подарка я сделаю Вам…»
- регистрацию на всех существующих тематических форумах, досках объявлений;
- бессрочное администрирование сайта;
- внесение любых исправлений в любое время
И т. д. и т.п.
Желание глобально мыслить и действовать – похвально, но не благоразумно. Нельзя объять необъятное. При таком подходе рискуете получить привязку к одному клиенту, мало того, что действительно бессрочную, так еще и бесплатную. Оно Вам надо?
Тот, кому Вы понравитесь, как исполнитель, останется с Вами и без таких широких жестов.
Кстати, если клиент один раз сказал, что планирует продолжить сотрудничество, не нойте «кто знает, будем мы дальше работать или нет… Может вы скажете Спасибо, до свидания».
Это похоже на нерадивую жену, которая вечно дергает мужа полувопросом «Ты меня не любишь». Как говорила моя бабушка - в этом можно и убедить.
И вообще, до окончания работы, старайтесь делать как можно меньше выводов и выдвигать как можно меньше предположений относительно дальнейших перспектив. Как знать, может заказчик был готов к оговоренному гонорару еще и бонус-премию выплатить, а Вы так некстати со своим «Ты меня не любишь»
Удачи вам всем и пусть заказчики вас все-таки любят!
------------------------
Автор: Delta
Авторские права на статью принадлежат MMGP.COM
Последнее редактирование: