Сайт продаж, основанный на технологии B2B, был запущен почти 16 лет назад 35-летним учителем иностранного языка Ханчжоу Джек Ма и его партнерами. Через пятнадцать лет после старта проекта, Alibaba подала заявку на IPO. Компанию оценили в 200 миллиардов долларов. Это размещение стало рекордным по количеству привлеченных средств.
Все началось с того, что Джек Ма создал сайт, которым сам управлял из своей квартиры в городе Ханчжоу. Этот проект привлек внимание инвесторов из Японии (значительное участие принял SoftBank из Японии) и благодаря проявленному интересу пользователей Джек Ма стал получать доход уже через 3 года после запуска сайта. После получения средств от иностранных инвесторов, Alibaba начал бурно развиваться. Сначала была запущена розничная C2C площадка TaoBao, которая связывала продавцов с покупателями по всему миру, а в 2010 году была запущена платформа Tmall, которая была предназначена для импорта брендовых товаров в Китай, Гонконг и Тайвань.
Alibaba является гигантом в мировой торговле даже по сравнению с такими крупными компаниями, как американские Ebay и Amazon. В прошлом году оборот площадки Alibaba составил 250 миллиардов долларов, это больше, чем суммарный оборот Ebay и Amazon. Количество участников достигло отметки в 231 миллион покупателей, и 40% пользователей из Китая имели опыт работы с Alibaba.
Джек Ма отмечает, что по технической реализации Alibaba возможно напоминает западные аналоги, однако бизнес-идея компании совершенно другая. Торговля через Интернет – лишь одно направление деятельности компании, но далеко не единственное. Alibaba также принимает участие в выдаче кредитов для малого бизнеса, торгует рекламой в сети и даже создала свой облачный сервис (Amazon тоже создал своей облачное хранилище, но на порядок позже). Помимо этого, согласно данным, которые Alibaba предоставила для IPO, компания владеет долями в различных компаниях, занимающихся разработкой ПО – UCWEB, Weibo, Tango и других.
Следует отметить, что Alibaba не занимается торговлей собственными товарами, как это делает Amazon. Компания выступает в качестве посредника между продавцом и покупателем и зарабатывает на комиссии, которая взимается при совершении сделок. Также доход генерируется рекламой на сайте.
Интересно то, что Джек Ма изначально делал ставку на то, что постепенно потребление китайцев будет расти, и оказался прав. Так, взяв пример с мировых лидеров онлайн-торговли, он воплотил эту идею на рынке Китая. Джек решил увеличить популярность площадки, устроив крупные распродажи в день холостяка (11 ноября). В этот день, согласно китайским традициям, принято дарить различные подарки, а также знакомиться и подбирать себе пару. Под это дело стало подстраиваться огромное количество ритейлеров в Китае, а первые распродажи в Интернете в это день устроила именно площадка Alibaba.
Следует добавить то, что Alibaba отлично вписывается в текущий политический курс Китая, который направлен на увеличение внутреннего потребления. Действительно, он-лайн шоппинг может лишь положительно повлиять на потребительскую активность.
Сейчас Джек Ма владеет 9% компании, а его состояние оценено в 12.5 миллиардов долларов. Тем не менее, Ма не гордится своим состоянием, а радуется тому, что его компания позволяет китайцам использовать новые возможности, действовать более эффективно.