На этой неделе прошла информация о том, что Россия может поучаствовать в реализации проекта суперсверхскоростного поезда от Илона Маска Hyperloop One. Комментирует Анатолий Вассерман.
Идея Hyperloop, то есть «сверхпетля», объединяет несколько давно изученных конструкций – это магнитная подвеска, движение поезда в среде с пониженным давлением воздуха, дабы сократить сопротивление, это электромагнитный привод. Всё это порознь давно придумано, давно испытано — и найдены очень серьёзные технические сложности, затрудняющие осуществление этих идей в обозримом будущем.
В проекте «Сверхпетля» все эти идеи объединены, что, несомненно, может дать синергетический эффект, поскольку каждая из этих идей создаёт очень хорошие условия для использования других. И, соответственно, поезд, объединяющий все эти идеи, будет существенно эффективнее любой конструкции, использующей одну из них.
Но также вполне очевидно, что все технические сложности, неизбежные при осуществлении каждой из этих идей, наложатся друг на друга. Я не уверен, что тут эффект тоже будет синергетическим, очень возможно, что трудности удастся преодолевать по мере их поступления, но тем не менее общий объём этих трудностей будет столь велик, что возникает естественный вопрос.
А именно: если нам по сей день не удалось справиться с техническими трудностями ни на одном из этих трёх основных направлений, то почему авторы пиар-проекта «Илон Маск» надеются на то, что преодолеть все эти трудности одновременно удастся в меньший срок?
Я, конечно, не исключаю, что российские деньги, вложенные в этот американский проект, можно будет рассматривать как имиджевую рекламу России. Но в данном случае имидж-реклама не очень эффективна, потому что каждый из множества неизбежных на этом пути технических провалов будет неизбежно использован нашим глобальным конкурентом как имидж-антиреклама России.