Ответ: Будет ли осень 2009 вторая волна кризиса?
Второго кризиса однозначно не будет, т.к. кризисы разрабатывает группа международных банкиров, с России уже состригли все что можно в первую волну, смысл делать вторую если брать уже нечего.
Мдя.... а миром правит тайное жидо-масонское правительство... а иудеи пьют кровь христианских младенцев...
«В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов. Один означает - «опасность». Другой - «благоприятная возможность». Какой из этих двух иероглифов будет написан ярче - зависит от Вас».
президент Кеннеди
Как обычно бывает в таких случаях, очередное стихийное бедствие вселенского масштаба подняло соответствующую волну советов. И чаще всего все советы сводятся к одному: ЗАКРУТИ ГАЙКИ. Например, где-то полмесяца назад на одном уважаемом радиоканале шла реклама со словами «Правила выживания в кризисе: 1) сократи расходы; 2) больше работай...» (Третье не помню: там по закону жанра все было увязано с непосредственной деятельностью заказчика ролика, а в таких случаях мое подсознание автоматически врубает спам-фильтр).
Но обязательно ли это - переходить жить из России XXI века в древнюю Спарту и переселять туда все свое окружение?
Попробую сформулировать и обосновать 4 правила, полных аналогов которым я еще не встречал (кроме 2-го). При этом буду исходить из той предпосылки, что ты и только ты - хозяин своей судьбы. Что у тебя есть свое дело, и нет разницы, какое - огромный завод или всего лишь личное домохозяйство, т.е. собственная жизнь.
И прошу прощения за почти полное отсутствие конкретики: у каждого она своя. «Выбирайтесь своей колеей!»
Итак.
1. Не пытайся ПЕРЕЖИТЬ кризис. Научись ЖИТЬ в условиях кризиса.
2. Экономь. Но - разумно.
3. Диверсифицируй привлечение ресурсов.
4. Сведи планирование к минимуму.
1. Жизнь вместо выживания
Прежде всего, у меня для тебя три «новости». Понятно, что «новости» именно в кавычках - это совсем не новости, а даже банальности. Но для удобства изложения их назовем «новостями». Одна - хорошая, другая - плохая, третья - нейтральная.
Первая половина плохой «новости» - самая большая банальность из всех банальностей. А именно: все знают, что будет очень плохо. И все знают, что это надолго.
Вторая половина заключается в том, что никто не знает, насколько будет плохо и сколько времени все это безобразие продлится. Если кто-то говорит, что знает - то он врёт. Врёт нагло или врёт по неведению - особой разницы нет (последствия для поверивших будут одни и те же). То, что кто-нибудь из многочисленных прорицателей угадает - совсем не значит, что он знал заранее. Здесь просто элементарная теория вероятностей работает. Но может и никто не угадать, как это было, например, с ценами в России в 1992 году.
Нейтральная «новость» - в том, что мир после очередного дистракшена будет другим. Насколько другим - опять же никому не известно. Но, скорее всего, изменится он сильно.
Отсюда - заруби себе на носу: кризис - это надолго. А возможно, и навсегда. И если ты не хочешь тратить энное количество месяцев и лет (а то и остаток своей жизни) впустую - научись именно ЖИТЬ во время кризиса.
Наконец, хорошая «новость» - в том, что мы нечто подобное уже проходили. Я имею в виду нашу страну, плюс страны бывшего Советского Союза, плюс другие страны бывшего «соцлагеря». Причем проходили недавно, в отличие многих других стран, не видавших ничего подобного со времен Второй мровой войны. Собственно, этой аналогией и воспользуемся.
Итак, у нас и у соседей в свое время грянула «пере-стройка», которая, к счастью, не превратилась ни в «пере-стрелку», ни в последующую «пере-кличку». Но от этого намного легче не стало, потому что для очень многих жизнь поменялась совсем не в ту сторону, куда были обращены их радужные надежды. Даже для многих из тех, кто эту самую «пере-стройку» объявлял.
Вспомни свой опыт жизни в «ледниковые 90-е», а если ты тогда еще под стол пешком ползал - попроси поделиться опытом своих родителей или старших товарищей по работе. И увидишь, что в целом их можно условно разделить на две группы.
Представители первого подвида Homo Soveticus увидели в кризисе новые возможности, хотя и не все эти возможности реализовали. Можно сказать, почувствовали в той или иной степени родную стихию. Точнее, заставили себя почувствовать ее как родную. Хотя, повторюсь, не обязательно в этих условиях преуспели.
Представители второго подвида до сих пор сидят на чемоданах и ждут, когда же придут соответствующие дяди и вернут старый добрый Советский Союз.
Что тебе надо - выбирай!
Хотя, я буду очень рад ошибиться: может быть и такое, что кризис закончится раньше всех прогнозов и в итоге ничего существенного не произойдет. Но и в этом случае полученные в короткий кризисный период навыки, знания, связи и т.д. и т.п. (о чем ниже) могут сослужить тебе хорошую службу.
2. Разумная экономия
Экономия - вот ключевое слово во всех современных рекомендациях. Экономия на личных расходах. Экономия на расходах фирмы. Экономия на людях.
Кажется, экономия - это самое разумное, что может быть в настоящее время. Хотя, сомнения иногда бывают. Например, в большой-большой фирме большой-большой начальник в связи с кризисом издал приказ: все внутренние материалы печатать на обратных сторонах черновиков. Вроде бы - экономия: бумага в наше время ой как дорого стоит!
А теперь давайте посчитаем, к чему это ведет. О том, что это просто создает для сотрудников лишние неудобства, я и не говорю - какие нафиг удобства, когда Родина в опасности? Но люди тратят энное количество времени на то, чтобы собирать и сортировать черновики и закладывать их в принтеры. Плюс возможна масса коллизий: например, бывает так, что в лоток ксерокса нужно класть черновики напечатанной стороной вверх, а в лоток принтера - напечатанной стороной вниз, и, если ты не узкий спец по офисной полиграфии, путаться время от времени будешь. Наконец, появляются ошибки из-за того, что не всегда понятно, на какой стороне напечатан «беловик», а на какой - «чистовик». И на разгребание всего этого уходит время. Причем, время - рабочее, даже если оно бесплатное-сверхурочное.
И если перемножить количество затраченного времени на соответствующие тарифные ставки, то еще неизвестно, что окажется дешевле: сэкономленная бумага или то, что на первый взгляд кажется всего лишь излишними удобствами?
Далее. Если изобразить формулу цены любой вещи (материального продукта или нематериальной услуги), то она будет выглядеть в виде примерно следующей формулы:
[Цена] = [Потребительские свойства] + [Понты]
Естественно, схема очень и очень условная.
Так вот, если постараться не тратиться на эти самые «понты» - часто можно сэкономить гораздо больше, чем на борьбу с мнимыми излишествами. О том, что у каждого товара сферы народного потребления (от автомобилей до зубочисток) есть заменители, отличающиеся только доплатой за престижность - написано много, Интернет у тебя под рукой. Да и к товарам производственного назначения это тоже в целом относится.
А если твой род деятельности сам предполагает излишнюю запонтованность (например, общаешься с такими дядями, которые не подпишут ни одного контракта, если ты приедешь на встречу на машине не последней, а предпоследней модели) - то и здесь явно есть возможности для сокращения расходов (сам я не из этих, поэтому сорри за дилетантистские примеры). Например, говаривал мне один товарищ: «Если ты идешь на важную встречу, но не можешь себе позволить постоянно курить «Парламент» - имей при себе пачку «Примы» и пустую пачку «Парламента» с 3-мя сигаретами. Когда будешь курить один - куришь «Приму», а будешь неформально перекуривать на встрече - сам закури «Парламент» и предложи партнерам по переговорам».
Хотя, подвижки в ближайшее время явно будут и в этой среде. Например, если полгода назад олигархи хвастались тем, что купили очередную виллу, то сейчас явно будут так же хвастаться тем, что продали эту самую виллу для спасения гибнущего производства. Хотя, это больше из сферы мечтаний: скорее у них будут понты типа «Я не моргнув глазом уволил ... тысяч человек».
3. Ресурсы и их диверсификация
Много работай, много работай, много работай...
Мне вспоминается рассказ одной моей знакомой - риэлтора. До начала 2008 года она не сильно напрягалась и зарабатывала на неплохой слой масла к хлебу. Но где-то в марте сделок совсем не стало. Тогда она стала работать больше - положенные по трудовому законодательству 8 часов в сутки. Сделок все равно не было. Тогда она стала работать часов 12. Результат - примерно за полгода ни одного заработанного рубля. И нафига было себя изматывать?
К чему это я? А к тому, что рабочее время (твое и твоих подчиненных) и деньги - это не единственные ресурсы, которые у тебя есть. Понятно, что если ты последние года два первые 7 часов рабочего времени спохмелья плевал в потолок, а последние 5 часов - пьянствовал с коллегами, то тебе ничего иного не остается, чтобы как раз ПРОСТО начать работать, и другие рекомендации будут полезны только после выполнения этой. А если ты более-менее честно отрабатывал свои 6, 8, 10, 12 часов?
Одним словом, диверсифицирую ресурсы. Т.е., следуя определению (1), увеличивай разнообразие того, что ты используешь в своей жизни.
Прежде всего, это твои способности, знания, опыт и т.д. и т.п. Насколько твой потенциал используется на работе? Да и вообще, своим ли делом ты занимаешься?
Твое здоровье... Давно ли ты им занимался по-настоящему? Или ты ходил в тренажерный зал 2 раза в неделю пивка с хорошими людьми попить, а также глотал горстями таблетки во время очередной эпидемии гриппа? Займись им, несмотря на то, что сейчас в моде глубокие запои и даже прыжки под поезд.
Наконец, это люди вокруг тебя - т.е. те, кто обладает способностями знаниями, опытом и т.д. и т.п. (или просто временем), которых у тебя нет. Родственники, друзья, коллеги, подчиненные. Семья, наконец.
Может быть, этих ресурсов окажется достаточно для того, чтобы оторвать свою задницу от стула и СДЕЛАТЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ ЧТО-НИБУДЬ СТоЯЩЕЕ? В том числе и стОящее в материальном смысле этого слова.
Работодатель! Может, по-новому следует взглянуть на своих наемных работников? Например, на того очкарика за компом, гада этакого, который тратит половину Интернет-трафика твоей фирмы. Может, его следует не ограничивать лимитом, а наоборот, дать ему задание поиска информации для открытия новых горизонтов и - по фиг, что он узнает из глобальной сети помимо этого задания? И не кажется ли тебе, что под нечто подобное переходить на анлим надо было еще год назад - в итоге вышло бы дешевле?
И еще. О злободневнейшей проблеме «как платить работникам, чтобы фирма продолжала работать и деньги сэкономились». Почему-то в общем потоке советов никто не советует расплачиваться со своим персоналом, отдавая им долю собственности предприятия. Акции, учредительство - это вопрос технический. А ведь такое решение -явно на поверхности, стоит лишь взглянуть на работника не только как на того, кто в момент создания фирмы «здесь не бывал, кто не рисковал». Да и мотивация частенько будет получше, чем при банальном повышении (или непонижении) зарплаты.
4. Планированию - бой!
Если бы меня спросили «Что такое планирование?», я бы ответил: «Это святая святых современной науки управления. И, что то же самое - самый матерый манагерский тараканище!»
В свое время целая империя (см. часть 1) развалилась не в последнюю очередь из-за того, что планировать старалось всё и вся. И что стали делать новоиспеченные суверенные хозяйственники на осколках бывшего централизованного хозяйства? Опять же планировать! В основном опять же от достигнутого, хотя, надо им отдать должное, в последнее время и начали вводить поправочки - на сезонность, на прогнозируемые действия конкурентов и т.п.
Что же происходит сейчас? Вот, работает крупная отечественная корпорация. Работает в целом безбедно, свои планы в основном даже выполняет. А если не выполняет - сразу находятся «забывшие» абсолютную истину «План - это закон!» и мотивируются соответствующим образом, т.е. отрицательно. Но вот и ее кризисный петух клюнул, и как раз в то время, когда планы на следующий год уже составлены. И поработал над оными не один десяток высококлассных специалистов. Что делает ее руководство? Возвращает планы назад: мол, перепланируйте заново, сейчас надо более низкие прогнозные показатели закладывать. И снова корпят белые воротнички. А пока перепланируют - прогноз меняется на еще более пессимистический, и цикл начинается снова.
Есть, правда, руководители и подальновиднее - те сразу заставляют планировать в нескольких вариантах. Но толку-то? И в том, и в другом случае работа выполняется многократно и в итоге большая часть ее окажется бесполезной.
Ну, ладно, наши большие дяди (типа тех, которые бюджет нашего великого государства верстают) могут себе позволить такое разбазаривание human'ных ресурсов. А у тебя - тоже есть многомиллиардные заначки? Ой, сомневаюсь!
Справедливости ради надо сказать, что то же самое упомянутое всуе родное государство полностью отказаться от планирования тебе не даст. И потому, что те же налоги надо платить не когда-нибудь, а к определенному числу определенного месяца (да и при той же упрощенке надо план своих доходов прикидывать на год вперед). И госбюджет, на который так или иначе завязано пол-экономики страны, тоже расходуется не абы как, а в определенные сроки.
Плюс к этому - самые разные договорные обязательства: это поставь к определенному сроку, по этому кредиту расплатись к такой-то дате, зарплату сотрудникам выдай именно 5-го и 20-го числа.
Но помимо этого - к чертям все остальное! Появились деньги - откладывай и/или закупай активы. Нету денег - используй другие ресурсы (см. главу 3). Контрагент заставляет прописать в договоре слишком жесткие сроки - упирайся до последнего. И главное - всегда имей какой-то ресурс. Чтобы не упускать внезапно появившихся возможностей. Которые раньше ты даже не видел только потому, что они не были прописаны в плане - лучшие из них не могут там быть прописаны в принципе! (Кто и когда, скажите, планировал создание нового рынка?)
На личном уровне - то же самое. Имей кубышку на черный день и - не делай того, что заставит тебя больше метаться как белка в колесе, чем делать что-нибудь более производительное. Те же краткосрочные долги. Те же срочные обязательства перед всеми и вся. Скажи жене: отдыхать мы поедем не в мае, а скорее всего - где-то ближе к декабрю, и не в Египет, а в Гагры. Хотя, может все повернуться и так, что и на Канары и уже в марте - либо потому, что бабло будет некуда девать, либо потому, что так дешевле будет.
И дай понять своему начальнику, что он уже давно задолбал тебя своими ежедневными двухчасовыми планерками.
В конце концов, есть такая вещь, как психологическая типология. Которая утверждает, что люди чуть ли не на генетическом уровне делятся на две большие группы - рационалов (которые последовательные и целеустремленные) и иррационалов (которые непоследовательные и нецелеустремленные, зато гибкие и хорошо видят открывающиеся возможности). И тех и других примерно поровну, несмотря на то, что все образование от яслей до MBA ведется под девизом «Воспитай в себе матерого рационала».
Так вот. Открой иррационала в себе. Или, если ты все-таки рационал - создай вокруг себя иррациональное окружение. ИРРАЦИОНАЛЫ, ВАШЕ ВРЕМЯ ПРИШЛО!