Минэкономразвития пересмотрело прогноз на 2016−2018 гг. и составило на 2019 г. «Ведомостям» удалось ознакомиться с его параметрами: цена нефти останется в диапазоне $40−50/барр., экономика выйдет из рецессии в 2017 г. при $45/барр., тогда же прекратится спад основных экономических показателей — зарплат, доходов, инвестиций, промышленности. Инфляция к началу 2020 г. замедлится до 5%, отток капитала снизится до $20 млрд, рубль укрепится до 56,7 руб./$.
Обновленный прогноз будет внесен в правительство в апреле, напомнил слова министра Алексея Улюкаева представитель Минэкономразвития. У Минфина серьезные возражения против такого прогноза, знает федеральный чиновник. Минфин это не комментирует.
Прогноз становится основой для бюджета, но в прошлом году трехлетнее планирование было приостановлено из-за нестабильности рынка нефти. Вернется ли правительство к планированию на три года, еще не определено.
Неправильная инфляция
Минэкономразвития ожидает постепенного роста цены нефти — с $40/барр. в этом году до $50 в 2018 и 2019 гг. Она не превышает уровень, который Минфин рассматривал как основу для нового бюджетного правила — цены отсечения в $50/барр., выше которой нефтедоходы поступают в резервный фонд. Прежнее правило из-за обвала цен было аннулировано: на 2016 г. Минфин использовал цель по дефициту бюджета — 3% ВВП. Предполагалось, что дефицит будет ежегодно снижаться на 1 п. п. и к 2019 г. бюджет будет бездефицитным при $50/барр.
Цена нефти имеет ключевое значение для определения темпов сокращения расходов бюджета, объясняет федеральный чиновник, но слишком быстрое сокращение расходов вредит экономике.
Кроме того, электоральный период обычно сопровождается ростом социальных расходов, сильно урезанных в 2016 г.: доходы населения за 2015−2016 гг. сократятся более чем на 8%, ожидает Минэкономразвития. Согласно прогнозу с 2017 г. рост реальных доходов и реальных зарплат возобновится, хотя к началу 2020 г. они останутся ниже уровня 2014 г. на 5 и 7%. Ранее министерство исходило из того, что все ближайшие годы пенсии будут индексировать по целевой инфляции Центробанка — на 4%, т. е. ниже инфляции фактической, как в 2016 г. Однако с большой долей вероятности с 2017 г. правительство вернется к прежним обязательствам — индексации на уровень инфляции предыдущего года, объяснял Улюкаев.
Прогноз по инфляции — один из пунктов, с которым не согласен Минфин, утверждает федеральный чиновник. «Минфин считает, что непреодолимых препятствий по достижению цели по инфляции в 4% в 2017 г. у Банка России нет», — подтверждает замминистра Максим Орешкин. По прогнозу ЦБ, инфляция по итогам 2016 г. составит 6−7%, с 2017 г. — 4%. По прогнозу Минэкономразвития, 4% в обозримой перспективе достигнуты не будут.
Каждый «лишний» процент инфляции требует дополнительных социальных расходов, прежде всего на пенсионное обеспечение. Минувшим летом во время споров об индексации-2016 Минфин оценивал разницу между индексацией пенсий на 12 и на 5,5% в 450 млрд руб. ; таким образом, каждый дополнительный 1% может стоить бюджету порядка 70 млрд руб.
Рост вопреки
В базовом сценарии прогноза экономика за 2015−2018 гг. сократится на 0,5%. Но уже в 2019 г., несмотря на стагнацию нефтяных цен, ускорит темп роста до 2,5% и компенсирует потери. Масштаб спада экономики в 2016 г. сокращен до символических 0,3%, при том что еще в январе министерство прогнозировало спад на 0,8% при том же самом уровне цены нефти и при меньшем спаде промышленного производства и частного потребления. Улучшен только прогноз по капитальным вложениям и по реальным зарплатам. Перспективы улучшения ситуации с потребительским спросом будут подталкивать компании наращивать запасы, объясняли чиновники Минэкономразвития источники возобновления экономического роста, ожидаемого со второй половины 2016 г.
Преодолеть последствия четырехлетнего спада инвестиций к 2020 г. не удастся, однако скорость их восстановления в 2018—2019 гг. Мин*экономразвития повысило почти в 1,5 раза: например, в 2019 г. — почти до 5%. У компаний есть ресурсы, но нет определенности — сигнал, что она наступила, должно дать государство, говорил Улюкаев: «Бизнес ждет сигнала, что уже можно инвестировать». Одним из таких сигналов должно стать увеличение рефинансирования по программе проектного финансирования, чего настойчиво добивается Улюкаев.
Сокращение дефицита бюджета до 1% в 2019—2020 гг. при текущем уровне налогов будет означать сокращение расходов на 9% в реальном выражении в год, подсчитала Наталья Акиндинова из Центра развития ВШЭ. Бюджетная консолидация может стать главным фактором сжатия экономики: при нефти $50/барр. спад возобновится в 2018 г. и продолжится в 2019 г., прогнозирует Центр развития.
Сокращение расходов могло бы быть компенсировано улучшением условий для инвестиций, однако Акиндинова не видит причин ожидать изменения репрессивного уклона по отношению к бизнесу. Повышение цены нефти до $50 уменьшит спад инвестиций, но источников их роста не просматривается, считает она: бизнес скорее будет бороться за выживание. В ускорении экономики при стагнации нефтяных цен она также сомневается: «Даже при стабильных $110/барр. экономика затухала».
https://news.mail.ru/economics/25307631/
Обновленный прогноз будет внесен в правительство в апреле, напомнил слова министра Алексея Улюкаева представитель Минэкономразвития. У Минфина серьезные возражения против такого прогноза, знает федеральный чиновник. Минфин это не комментирует.
Прогноз становится основой для бюджета, но в прошлом году трехлетнее планирование было приостановлено из-за нестабильности рынка нефти. Вернется ли правительство к планированию на три года, еще не определено.
Неправильная инфляция
Минэкономразвития ожидает постепенного роста цены нефти — с $40/барр. в этом году до $50 в 2018 и 2019 гг. Она не превышает уровень, который Минфин рассматривал как основу для нового бюджетного правила — цены отсечения в $50/барр., выше которой нефтедоходы поступают в резервный фонд. Прежнее правило из-за обвала цен было аннулировано: на 2016 г. Минфин использовал цель по дефициту бюджета — 3% ВВП. Предполагалось, что дефицит будет ежегодно снижаться на 1 п. п. и к 2019 г. бюджет будет бездефицитным при $50/барр.
Цена нефти имеет ключевое значение для определения темпов сокращения расходов бюджета, объясняет федеральный чиновник, но слишком быстрое сокращение расходов вредит экономике.
Кроме того, электоральный период обычно сопровождается ростом социальных расходов, сильно урезанных в 2016 г.: доходы населения за 2015−2016 гг. сократятся более чем на 8%, ожидает Минэкономразвития. Согласно прогнозу с 2017 г. рост реальных доходов и реальных зарплат возобновится, хотя к началу 2020 г. они останутся ниже уровня 2014 г. на 5 и 7%. Ранее министерство исходило из того, что все ближайшие годы пенсии будут индексировать по целевой инфляции Центробанка — на 4%, т. е. ниже инфляции фактической, как в 2016 г. Однако с большой долей вероятности с 2017 г. правительство вернется к прежним обязательствам — индексации на уровень инфляции предыдущего года, объяснял Улюкаев.
Прогноз по инфляции — один из пунктов, с которым не согласен Минфин, утверждает федеральный чиновник. «Минфин считает, что непреодолимых препятствий по достижению цели по инфляции в 4% в 2017 г. у Банка России нет», — подтверждает замминистра Максим Орешкин. По прогнозу ЦБ, инфляция по итогам 2016 г. составит 6−7%, с 2017 г. — 4%. По прогнозу Минэкономразвития, 4% в обозримой перспективе достигнуты не будут.
Каждый «лишний» процент инфляции требует дополнительных социальных расходов, прежде всего на пенсионное обеспечение. Минувшим летом во время споров об индексации-2016 Минфин оценивал разницу между индексацией пенсий на 12 и на 5,5% в 450 млрд руб. ; таким образом, каждый дополнительный 1% может стоить бюджету порядка 70 млрд руб.
Рост вопреки
В базовом сценарии прогноза экономика за 2015−2018 гг. сократится на 0,5%. Но уже в 2019 г., несмотря на стагнацию нефтяных цен, ускорит темп роста до 2,5% и компенсирует потери. Масштаб спада экономики в 2016 г. сокращен до символических 0,3%, при том что еще в январе министерство прогнозировало спад на 0,8% при том же самом уровне цены нефти и при меньшем спаде промышленного производства и частного потребления. Улучшен только прогноз по капитальным вложениям и по реальным зарплатам. Перспективы улучшения ситуации с потребительским спросом будут подталкивать компании наращивать запасы, объясняли чиновники Минэкономразвития источники возобновления экономического роста, ожидаемого со второй половины 2016 г.
Преодолеть последствия четырехлетнего спада инвестиций к 2020 г. не удастся, однако скорость их восстановления в 2018—2019 гг. Мин*экономразвития повысило почти в 1,5 раза: например, в 2019 г. — почти до 5%. У компаний есть ресурсы, но нет определенности — сигнал, что она наступила, должно дать государство, говорил Улюкаев: «Бизнес ждет сигнала, что уже можно инвестировать». Одним из таких сигналов должно стать увеличение рефинансирования по программе проектного финансирования, чего настойчиво добивается Улюкаев.
Сокращение дефицита бюджета до 1% в 2019—2020 гг. при текущем уровне налогов будет означать сокращение расходов на 9% в реальном выражении в год, подсчитала Наталья Акиндинова из Центра развития ВШЭ. Бюджетная консолидация может стать главным фактором сжатия экономики: при нефти $50/барр. спад возобновится в 2018 г. и продолжится в 2019 г., прогнозирует Центр развития.
Сокращение расходов могло бы быть компенсировано улучшением условий для инвестиций, однако Акиндинова не видит причин ожидать изменения репрессивного уклона по отношению к бизнесу. Повышение цены нефти до $50 уменьшит спад инвестиций, но источников их роста не просматривается, считает она: бизнес скорее будет бороться за выживание. В ускорении экономики при стагнации нефтяных цен она также сомневается: «Даже при стабильных $110/барр. экономика затухала».
https://news.mail.ru/economics/25307631/