Вслед за молодыми людьми, которые отправляются на заграничные заработки и учебу, в другие страны потянулись украинцы, которым осталось 10-15 лет до выхода на пенсию. Не рассчитывая на достойную оплату заслуженного отдыха на родине, они пытаются хоть что-то заработать на старость в оставшиеся годы. И в перспективе получать пенсионные выплаты, пусть и небольшие, но по европейским стандартам.
Как рассказала HR-эксперт сайта rabota.ua Татьяна Пашкина, еще рано говорить о массовости и об устойчивой тенденции, но случаев, когда работники среднего и старшего возраста едут искать счастья за рубежом, становится все больше. Ведь пенсия в Украине составляет всего лишь 27% от средней «белой» зарплаты по стране. К тому же спрос на работников в возрасте 45+ очень мал. В то время как в соседних странах и дальнем зарубежье достаточно вакансий для разнорабочих, сиделок и специалистов других специальностей, не требующих особой квалификации.
Например, разнорабочий на складе шоколадной фабрики в Германии может претендовать на 70 евро (2100 грн) в день при шестидневной рабочей неделе. А для работников с более высокой квалификацией (IT-специалисты, агрономы, бурильщики, например, в Канаду) иностранные работодатели готовы после окончания длительного контракта (1-3-5 лет) похлопотать об оформлении вида на жительство.
Бывает, что вслед за кормильцами подтягиваются их семьи. Например, пожилые родители переезжают к детям, которые заканчивают иностранные вузы и остаются работать за границей.
По данным экспертов, в 2016 году (за прошлый год информация еще обрабатывается) только официально на ПМЖ в Германию уехали 4,6 тыс. человек. На втором месте по популярности Румыния (около 4 тыс. чел.), затем идут Португалия (3,2 тыс. чел) и Италия (2,9 тыс. чел). А замыкает первую пятерку стран Польша с показателем в 1,9 тыс. чел.
«Неофициальные цифры наверняка больше — только в Польше работает 17 тысяч агентств, которые активно переманивают украинцев. В том числе принимают и семейные пары», — заметила Пашкина.
На что рассчитывают
Как рассказал юрист-международник Александр Мережко, оформление пенсионных выплат в других странах сильно зависит от их национального права. Как правило, это непростой процесс — нужно достичь определенного пенсионного возраста (например, 65 лет в ряде стран) и проработать определенное количество лет в конкретном государстве. Размер пенсии будет зависеть от того, сколько и как долго человек вносил взносы в специальный фонд.
Разумеется, на среднюю пенсию европейца в 800-1000 евро даже за десять лет заработать сложно. Разве что устроиться на высокооплачиваемую по европейским меркам работу и дополнительно откладывать в негосударственные фонды. Однако претендовать на различного рода социальные выплаты в размере 300-400 евро вполне реально.
Чтобы рассчитывать на пенсионные выплаты в Германии, надо проработать в этой стране минимум 5 лет, делая отчисления в местный пенсионный фонд. Это примерно 20% от заработка, причем половину этого взноса платит работодатель. Сейчас немцы выходят на пенсию в 65 лет и 6 месяцев, а к 2030 году пенсионный возраст поднимется до 67 лет (и для мужчин, и для женщин). Средняя пенсия здесь 1200 евро, но только у тех, кто имеет стаж 45 лет. Чаще всего немецкие мужчины после выхода на пенсию получают около 1 тыс. евро, а женщины — 500-700 евро.
Если человек, имеющий право постоянно проживать в ФРГ, не смог заработать к достижению пенсионного возраста пенсию выше прожиточного минимума, то ему назначают пособие по старости — сейчас это около 360-400 евро. Можно претендовать на выплаты и без 5-летней отработки в случае, если из-за травмы или болезни иностранцев потерял трудоспособность. Впрочем, на этот вариант вряд ли кто-то хочет рассчитывать.
Более реально увеличить пенсию при разводе, так как в этом случае действует принцип выравнивания пенсионных накоплений, когда обе пенсии супругов будут разделены поровну в ежемесячных выплатах мужу и жене. И тот, у кого пенсия больше, окажется в проигрыше.
Сколько платят пенсионерам в разных странах
Схожим образом устроены и пенсионные системы других стран. Например, во Франции, где пенсионное законодательство особенно запутано, минимальные социальные выплаты составляют 800 евро. При этом любой француз может претендовать на помощь государства просто по факту достижения пенсионного возраста в 62 года (для мужчин и женщин).
Но для иностранцев право на соцвыплаты (а не пенсию) возникает только для тех, кто старше 65 лет и проживает в стране более 10 лет (находится физически 6 месяцев в году). При этом еще и доход должен быть не менее 9,6 тыс. евро в год или 14,9 тыс. евро на пару. А потому гораздо проще, имея заработок, откладывать деньги в частные пенсионные фонды.
В Великобритании два года назад прошла пенсионная реформа и теперь там назначают «новую государственную пенсию» (New State Pension), получить которую можно после 10 лет работы, в возрасте 65 лет. А к 2020 году — 66 лет как для мужчин, так и для женщин.
Причем, если жители ЕС могут рассчитывать на зачет стажа в других странах как минимум до выхода Великобритании из Евросоюза, то граждане других стран, включая Украину, такой возможности не имеют. Поэтому больший интерес для украинцев представляют страны, с которыми у нас заключены соответствующие договора о социальном обеспечении, но где пенсионные выплаты ниже.
Пенсия — все учтено
По данным нашего Пенсионного фонда, примерно 4 тысячи украинских пенсионеров получают выплаты в странах, с которыми были заключены такие соглашения, а еще 3 тыс. человек финансируются в Украине за счет бюджетов других стран.
Претендовать на зачет украинского стажа можно в Болгарии, Эстонии, Латвии, Литве, Испании, Чехии, Словакии, Португалии и Польше.
Например, средний размер пенсии у поляков составляет порядка 390 евро. Зато практически для всех польских пенсионеров после 75 лет действует программа бесплатной медицины, а также льготы на медикаменты.
Как пояснил адвокат, управляющий партнер ООО ЮФ «ИНПРАКСИ» Владислав Волынец, много- или двусторонний договор о сотрудничестве в области соцобеспечения между Украиной и другими государствами имеет приоритет над нормами национального законодательства.
Если же такого договора нет, то пенсия назначается по законодательству того государства, где человек проживает и куда, в конце концов, обращается за получением пенсии. Например, между Украиной и Польшей подписано такое соглашение, которое предусматривает взаимозачет страхового стажа, то есть страховой стаж, приобретенный в одном государстве, учитывается при решении вопроса о пенсии в другой. Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за страховой стаж, полученный на основании своего законодательства.
Согласно международным договорам, право на назначение пенсии предоставляется при наличии не менее года страхового стажа.
«Если мы говорим о получении двух пенсий одного вида в разных странах, то это запрещено. Такие случаи иногда бывают, но они находятся за пределами правового поля, что влечет за собой возврат излишне начисленных средств», — заверил Волынец.
Мало того, по словам юриста, наше законодательство запрещает выплаты человеку, уехавшему жить за границу, если иное не предусмотрено международным договором.
«С другой стороны, решением Конституционного Суда Украины 2009 года такое положение было признано неконституционным, в результате чего утратившим силу. Поэтому здесь имеется пробел отечественного законодательства, который надо устранить на законодательном уровне. Такие попытки были, но пока они не привели к успеху», — объяснил Волынец.
По материалам УБР
Как рассказала HR-эксперт сайта rabota.ua Татьяна Пашкина, еще рано говорить о массовости и об устойчивой тенденции, но случаев, когда работники среднего и старшего возраста едут искать счастья за рубежом, становится все больше. Ведь пенсия в Украине составляет всего лишь 27% от средней «белой» зарплаты по стране. К тому же спрос на работников в возрасте 45+ очень мал. В то время как в соседних странах и дальнем зарубежье достаточно вакансий для разнорабочих, сиделок и специалистов других специальностей, не требующих особой квалификации.
Например, разнорабочий на складе шоколадной фабрики в Германии может претендовать на 70 евро (2100 грн) в день при шестидневной рабочей неделе. А для работников с более высокой квалификацией (IT-специалисты, агрономы, бурильщики, например, в Канаду) иностранные работодатели готовы после окончания длительного контракта (1-3-5 лет) похлопотать об оформлении вида на жительство.
Бывает, что вслед за кормильцами подтягиваются их семьи. Например, пожилые родители переезжают к детям, которые заканчивают иностранные вузы и остаются работать за границей.
По данным экспертов, в 2016 году (за прошлый год информация еще обрабатывается) только официально на ПМЖ в Германию уехали 4,6 тыс. человек. На втором месте по популярности Румыния (около 4 тыс. чел.), затем идут Португалия (3,2 тыс. чел) и Италия (2,9 тыс. чел). А замыкает первую пятерку стран Польша с показателем в 1,9 тыс. чел.
«Неофициальные цифры наверняка больше — только в Польше работает 17 тысяч агентств, которые активно переманивают украинцев. В том числе принимают и семейные пары», — заметила Пашкина.
На что рассчитывают
Как рассказал юрист-международник Александр Мережко, оформление пенсионных выплат в других странах сильно зависит от их национального права. Как правило, это непростой процесс — нужно достичь определенного пенсионного возраста (например, 65 лет в ряде стран) и проработать определенное количество лет в конкретном государстве. Размер пенсии будет зависеть от того, сколько и как долго человек вносил взносы в специальный фонд.
Разумеется, на среднюю пенсию европейца в 800-1000 евро даже за десять лет заработать сложно. Разве что устроиться на высокооплачиваемую по европейским меркам работу и дополнительно откладывать в негосударственные фонды. Однако претендовать на различного рода социальные выплаты в размере 300-400 евро вполне реально.
Чтобы рассчитывать на пенсионные выплаты в Германии, надо проработать в этой стране минимум 5 лет, делая отчисления в местный пенсионный фонд. Это примерно 20% от заработка, причем половину этого взноса платит работодатель. Сейчас немцы выходят на пенсию в 65 лет и 6 месяцев, а к 2030 году пенсионный возраст поднимется до 67 лет (и для мужчин, и для женщин). Средняя пенсия здесь 1200 евро, но только у тех, кто имеет стаж 45 лет. Чаще всего немецкие мужчины после выхода на пенсию получают около 1 тыс. евро, а женщины — 500-700 евро.
Если человек, имеющий право постоянно проживать в ФРГ, не смог заработать к достижению пенсионного возраста пенсию выше прожиточного минимума, то ему назначают пособие по старости — сейчас это около 360-400 евро. Можно претендовать на выплаты и без 5-летней отработки в случае, если из-за травмы или болезни иностранцев потерял трудоспособность. Впрочем, на этот вариант вряд ли кто-то хочет рассчитывать.
Более реально увеличить пенсию при разводе, так как в этом случае действует принцип выравнивания пенсионных накоплений, когда обе пенсии супругов будут разделены поровну в ежемесячных выплатах мужу и жене. И тот, у кого пенсия больше, окажется в проигрыше.
Сколько платят пенсионерам в разных странах
Схожим образом устроены и пенсионные системы других стран. Например, во Франции, где пенсионное законодательство особенно запутано, минимальные социальные выплаты составляют 800 евро. При этом любой француз может претендовать на помощь государства просто по факту достижения пенсионного возраста в 62 года (для мужчин и женщин).
Но для иностранцев право на соцвыплаты (а не пенсию) возникает только для тех, кто старше 65 лет и проживает в стране более 10 лет (находится физически 6 месяцев в году). При этом еще и доход должен быть не менее 9,6 тыс. евро в год или 14,9 тыс. евро на пару. А потому гораздо проще, имея заработок, откладывать деньги в частные пенсионные фонды.
В Великобритании два года назад прошла пенсионная реформа и теперь там назначают «новую государственную пенсию» (New State Pension), получить которую можно после 10 лет работы, в возрасте 65 лет. А к 2020 году — 66 лет как для мужчин, так и для женщин.
Причем, если жители ЕС могут рассчитывать на зачет стажа в других странах как минимум до выхода Великобритании из Евросоюза, то граждане других стран, включая Украину, такой возможности не имеют. Поэтому больший интерес для украинцев представляют страны, с которыми у нас заключены соответствующие договора о социальном обеспечении, но где пенсионные выплаты ниже.
Пенсия — все учтено
По данным нашего Пенсионного фонда, примерно 4 тысячи украинских пенсионеров получают выплаты в странах, с которыми были заключены такие соглашения, а еще 3 тыс. человек финансируются в Украине за счет бюджетов других стран.
Претендовать на зачет украинского стажа можно в Болгарии, Эстонии, Латвии, Литве, Испании, Чехии, Словакии, Португалии и Польше.
Например, средний размер пенсии у поляков составляет порядка 390 евро. Зато практически для всех польских пенсионеров после 75 лет действует программа бесплатной медицины, а также льготы на медикаменты.
Как пояснил адвокат, управляющий партнер ООО ЮФ «ИНПРАКСИ» Владислав Волынец, много- или двусторонний договор о сотрудничестве в области соцобеспечения между Украиной и другими государствами имеет приоритет над нормами национального законодательства.
Если же такого договора нет, то пенсия назначается по законодательству того государства, где человек проживает и куда, в конце концов, обращается за получением пенсии. Например, между Украиной и Польшей подписано такое соглашение, которое предусматривает взаимозачет страхового стажа, то есть страховой стаж, приобретенный в одном государстве, учитывается при решении вопроса о пенсии в другой. Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за страховой стаж, полученный на основании своего законодательства.
Согласно международным договорам, право на назначение пенсии предоставляется при наличии не менее года страхового стажа.
«Если мы говорим о получении двух пенсий одного вида в разных странах, то это запрещено. Такие случаи иногда бывают, но они находятся за пределами правового поля, что влечет за собой возврат излишне начисленных средств», — заверил Волынец.
Мало того, по словам юриста, наше законодательство запрещает выплаты человеку, уехавшему жить за границу, если иное не предусмотрено международным договором.
«С другой стороны, решением Конституционного Суда Украины 2009 года такое положение было признано неконституционным, в результате чего утратившим силу. Поэтому здесь имеется пробел отечественного законодательства, который надо устранить на законодательном уровне. Такие попытки были, но пока они не привели к успеху», — объяснил Волынец.
По материалам УБР