ЖИТЬ, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ, ИЛИ РАБОТАТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ
Мы работаем, чтобы иногда отдыхать, или отдыхаем, чтобы работать?
Жизнь для работы или работа для жизни?
Если судить по Библии, труд это проклятие. Адама за грехи выгнали из Рая, чтобы он в поте лица добывал хлеб свой. А в Раю он жил припеваючи, и не знал, что такое трудиться.
Труд не цель, а всего лишь средство. Многие люди, получившие материальный достаток, перестают работать. Мечты их связаны с тем, чтобы не работать, а путешествовать по миру. Путешествие по миру и есть самая настоящая жизнь!
Но чтобы путешествовать, необходимо, чтобы люди работали там, где это необходимо. Возможно это или через насилие, или с помощью денег.
Деньги всегда были средством управлять людьми. Но лишь до тех пор, пока люди нуждаются в деньгах.
Государству важно сохранить управляемость, или с помощью денег, или с помощью страха.
Всегда была одна и та же проблема: как заставить людей работать?
Насильственное принуждение к труду постепенно сменилось на принуждение экономическое.
Но сейчас, когда у людей накоплено много денег и экономическое стимулирование не срабатывает, нужны новые стимулы трудиться.
Каковы же они?
Экономическое стимулирование имеет пределы. Когда человек накопил достаточно для беззаботной жизни, он не видит смысла работать. Смысл работать видит тот, для кого труд не потребность выжить, а возможность творчески реализовать себя.
Для человека, имеющего денежные накопления, основным мотивом труда является самореализация. Многие творчески люди могут ограничиваться минимумом или работать бесплатно, лишь бы заниматься любимым делом.
Не всегда творчество можно стимулировать денежной премией. Если обычно действуют эгоистические механизмы, в творческом процессе включаются механизмы альтруистические.
Ни за какие деньги невозможно заказать доказательство теоремы Ферма. А Григорий Перельман сделал это бесплатно, при этом отказавшись от премии в миллион долларов.
Это означает, что альтруистические мотивы перспективнее эгоистических.
Наибольшие перспективы развития у того общества, которое предоставляет большую свободу личности для творчества, в котором стимул трудиться не элементарное выживание, а творческое саморазвитие личности. Когда же человек озабочен проблемами материально обеспечить себя и свою семью, ему не до творчества.
Уже сегодня перспективными профессиями являются так называемые «креативщики» – люди, способные к инновациям к любых областях (прежде всего в коммуникационных, в сфере обслуживания, сфере развлечений).
Жажда личного обогащения насыщаема, а желание жить ради человечества границ не имеет. Важно дать возможность существовать обоим мотивам. Пусть эгоистический интерес личного обогащения дополняется желанием использовать своё богатство для всех людей. В конце концов, как голыми пришли, так и уйдём. А память о нас останется.
Самовлюблённый эгоист малопривлекателен. Гораздо симпатичнее человек, живущий ради других людей. Это поняли американский финансист Уоррен Баффет, Билл Гейтс и многие другие, отдающие свои капиталы в благотворительные фонды.
Благополучие американского общества обеспечено протестантской трудовой этикой, в которой труд является главной ценностью и мерилом человеческой личности. Если человек достиг богатства, значит на нём благодать Божия.
У нас всё наоборот – в православии труд не в почёте. На Руси святыми почитались юродивые и старцы, не имеющие ничего и не пекущиеся о материальном достатке. Все герои русской литературы это люди, разуверившиеся в том, что счастье заключено в богатстве.
К настоящему времени накоплены достаточные статистические данные, чтобы однозначно утверждать: причины отсталости и процветания стран кроются в культурных различиях общества, в той религии, которую исповедует большинство жителей страны.
Если на Западе стимулом труда является достижение всё большего богатства, то у нас человеку не нужно богатства, ему хватает достатка.
В нашей культуре труд не является ценностью. Показательно, что любимый герой русских народных сказок Иванушка-дурачок всё время лежит на печи, и ленится сойти с неё даже ради царевны. Ему бы скатерть-самобранку, да сапоги-скороходы, да щуку-волшебницу, – чтобы, значит, не работать.
Для советского человека главным в жизни была работа по строительству коммунизма. Праздники и отпуск существовали лишь для того, чтобы человек мог восстановить силы опять же для работы.
При формальном наличии морального стимулирования, работали не ради грамот, а в основном из-за нужды, чтобы обеспечить себя и свою семью.
И до сих пор у нас главным стимулом труда остаётся нужда. Очень немногие работают ради самореализации или из честолюбия.
Чем выше уровень свободы в стране, тем выше уровень жизни и ниже коррупция. Наблюдается прямая зависимость уровня свободы от религии, исповедуемой большинством населения.
При социализме, кто не хотел трудиться, признавался уголовным судом тунеядцем и направлялся на принудительные работы.
Но творчества из-под палки быть не может. В этом одна из причин того, что советский социализм проиграл западному капитализму соревнование по производительности труда.
В 90-е годы поменяли социализм на капитализм в надежде, что жажда личного обогащения станет движущей силой экономического развития. Но жажда личного обогащения насыщаема. Многие, достигшие материального благополучия, не хотят больше работать.
Сейчас в России 5 миллионов трудоспособных мужчин «добровольно нищие». Они не желают работать и готовы жить на мизерное пособие. Причём таких много не только в России, но и в Англии, и в Финляндии, и в других странах.
При социализме труд объявлялся ценностью. Сейчас многие без труда ловят рыбку в мутной воде.
Изменилась и система ценностей. Сегодня герой нашего времени – успешный бизнесмен, укравший миллиард и не попавший при этом за решётку, а того лучше – попавший в Госдуму.
Социализм строился на идее, что человек по сути своей альтруист. Капитализм исходит из того, что человек эгоист и живёт прежде всего для себя.
Наверное, истина посередине: человек по природе своей эгоист, но хочет быть альтруистом.
Знаменитый экономист Кейнси признавал, что экономическое развитие невозможно, если человек думает только о личном доходе. «Если бы прибыль была единственной целью предпринимательства, то не было бы экономического развития».
В любом действии эгоиста, если заглянуть поглубже, можно найти альтруистические мотивы.
Животная природа человека эгоистична, а человек духовный хочет служить людям!
Но общество материального потребления неизбежно формирует бездуховность как следствие.
Рыночная экономика требует роста потребления, а значит производства, а значит мобилизации всех человеческих сил на зарабатывание денег для удовлетворения всё возрастающих материальных потребностей.
Тот же, кто сосредотачивается на духовном совершенствовании, как правило, ведёт весьма аскетическую в материальном отношении жизнь. Он для рыночной экономики не интересен, он даже враг ей, потому что не покупает всё новых машин, и тем самым не способствует росту производства.
Налицо противоречие между обществом потребления и дальнейшим развитием человечества.
Общество потребления, основанное на эгоизме, зашло в тупик. Материальные стимулы уже плохо действуют и не могут обеспечить рост творческой активности людей. Дальнейшее развитие человека и человечества требует смещения акцентов и расширения альтруистической мотивации.
Пора произвести переоценку ценностей и начать строить экономику счастья!