После проведения «референдума» в оккупированном Крыму страна-оккупант пыталась всевозможными силами и любой ценой создать картину «процветающего региона», но после попытки аннексии по улицам Симферополя продолжали ездить «Эталоны» и «Богданы» украинского производства, чем бесспорно «мозолили глаза» вождям оккупационных «властей». Закупка нового пассажирского транспорта стала одним из «неотложных направлений» «улучшения жизни крымчан», пишет «АРК».
В января 2015 года главой правительства России Дмитрием Медведевым было подписано постановление «Об обновлении общественного транспорта Крыма и Севастополя». В этом же году с «Государственным унитарным предприятием» «Крымавтотранс» был подписан «договор» о поставках 140 автобусов общей стоимостью 1,377 миллиарда рублей. К апрелю 2016 «Крымавтотранс» передали 110 штук «ЛиАЗ», оставалось еще менее 30, но «подарок» оказался настолько дорогим, что «автотранспортное предприятие Симферополя» «Горавтотранс» отказалось от получения автобусов по договору сублизинга от «Крымавтотранса», так как при покупке через «Государственную транспортную лизинговую компанию» автобусы обошлись в 2,5 раза дороже.
В 2018 году для Симферополя закупили у единственного поставщика 50 автобусов российского производства «ЛиАЗ» и «НефАЗ» 2018 года выпуска на сумму более 564 миллионов рублей. Средства на их закупку выделили из «федерального бюджета». В ноябре 2018 Сергей Аксенов пообещал, что город закупит еще 100 больших «ЛиАЗ», потратив на это один миллиард рублей. Чуть позже «власть» передумала и решила закупить еще 100 единиц пассажирского транспорта средней и малой вместимости. Такое распоряжение дала «глава администрации» Симферополя Наталья Маленко, уточнив, что больших автобусов городу хватает. После всех этих обещаний и «подарков» в феврале 2021 года «администрация» Симферополя фактически оказалась в шаге от банкротства из-за невозможности осуществлять «лизинговые платежи». Кроме того, качество закупленного транспорта абсолютно не соответствует тому, которую ранее анонсировали представители оккупационной «власти».
Эксперты нашей Ассоциации неоднократно писали о небрежной «транспортной политике» российской «администрации». В частности, указывалось, что «лизинговые поставки» новых городских автобусов в Симферополь начались после того, как с рынка принудительно выгнали компании «СимСитиТранс» подробно исследованного «АРК» бизнесмена Ленура Ислямова. В результате конфликта между Кремлем, кланом «главы Крыма» Сергея Аксенова и группировкой Ислямова, крупнейшему пассажирскому перевозчику запретили работать в Симферополе. В дальнейшем в этом бизнес-конфликте происходили неоднозначные события с появлением фирм-дублеров, однако на первых порах «управленческие решения» оккупантов спровоцировали в Симферополе транспортный коллапс. Ведь раньше именно маршрутки «СимСитиТранс» обслуживали большинство городских маршрутов.
Сергей Аксенов и бывший боевик группировки «Сейлем» Игорь Лукашев, возглавлявший в 2017-2018 годах «администрацию» Симферополя, традиционно решили заработать на переделе рынка. Отмечалось, что подельник Аксенова по этой махинации Игорь Лукашев через несколько дней после подписания «лизинговой сделки» внезапно «уволился» из «мэров Симферополя», а номинальным «директором» структуры «Горавтотранс» был назначен Игорь Дюков, которого Аксенов, пожалуй, намеревался выставить «виновным в многотысячных преступлениях». Однако Дюков не изъявил желания брать «все на себя» и в «прокуратуре» заявил, что работает в «Горавтотрансе» с 30 марта 2020 года и к тому, что происходило раньше, отношения не имеет. К Дюкова предприятием руководил некто Игорь Титаренко, чей однофамилец Сергей Титаренко по март 2020 года был «заместителем главы администрации» Симферополя, причем оба «чиновника» по фамилии Титаренко «уволились» в марте 2020 года.
Как уже писали эксперты «АРК», примитивные приемы вряд ли помогут ряду коллаборантов избежать больших неприятностей за «воровства не по чину» на городских автобусах. Российского монополиста, «Государственную транспортную лизинговую компанию», возглавлял Евгений Дитрих, бывший министр транспорта РФ в правительстве Дмитрия Медведева. Год назад «Ассоциация» писала, что вряд ли господин Дитрих «простит» «администрации» Симферополя 300 миллионов рублей, подлежащих выплате в марте 2021 года, тем более что 568 миллионов по «лизинговым договором» «осваивал и пилил» не он, а его предшественники. События 2021 года доказали, что никто никому ничего действительно «не простил»
Согласно «программы некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта для Крыма и Севастополя», подписанной в 2015 году тогдашним премьером РФ Дмитрием Медведевым, закупаться на полуостров должна была техника, произведенная только на территории России, но как выяснилось, основной целью программы был спасение российских предприятий путем обеспечения их заказами. Вопрос качества при этом совершенно не ставился, а потому практически каждый автобус прибыл в Крым с существенным заводским браком. Создается впечатление, что крымское население, по мнению захватчиков, не заслуживает комфортных и безопасных условий пассажирских перевозок. Уже не первый раз видим, что «федеральные программы», касающихся Крыма, заточены лишь на обогащение «бизнесменов от власти» и на искусственное поддержание «экономического роста» отдельных регионов самой России.
Впоследствии оккупационная «власть», все же начала обращать внимание на печальное состояние пассажирских перевозок на Крымском полуострове. Основным толчком стало то, что в подконтрольном России крымском «правительстве» «внезапно» выяснили, что на межрегиональных автобусах массово перевозят безбилетников, собирая с них деньги мимо кассы. «Управленческие успехи» российской администрации быстро привели к тому, что на полуострове, где до 2014 года существовал один из самых развитых региональных рынков перевозок, теперь практически на каждой станции существует нелегальное расписание движения автобусов, много маршруток не довозят людей до нужных остановок и нарушают ряд других требований.
Якобы через соответствующее бездействие по инициативе Сергея Аксенова в 2019 году был лишен должности «директор государственного предприятия» «Крымавтотранс» Игорь Коробчук. В результате «тщательной проверки» деятельности предприятия «прокуратурой Крыма» были выявлены существенные нарушения, которые касались не только «теневой» кассы при перевозках, но и других аспектов, которые создавали угрозу для нормального функционирования «предприятия» и безопасности перевозки пассажиров. Впрочем, настоящим основанием увольнения Коробчука стал, по сведениям крымчан, глубокий конфликт по объемам распределения «серых» средств, полученных в отрасли.
Перевозки «нелегальных пассажиров» в Крыму с 2014 года стали «отработанной схемой», которая за время оккупации так укоренилась, что любые попытки «власти» уже не способны нарушить «установленный порядок». «Правительственные» проверки показали, что «Крымавтотранс» в коммерческих целях использует не зарегистрированное имущество, на приобретение которого выделялись средства, но которое «не поставлены на баланс предприятия».
Только платные туалеты на автовокзалах приносили вождям 1,5 миллиона рублей в месяц, при этом ни один туалет «не проходил по документам», а деньги наличными поступали в карманы различных должностных лиц «Крымавтотранса», которые тем самым повторили тернистый путь римского императора Веспасиана, сделавшим состояние на общественных уборных и породившим лозунг «деньги не пахнут». Итак, очевидно, что ради таких существенных «туалетных» средств должен выражать беспокойство их «перетеканием вне карманов» и сам «глава Крыма».
Кроме того, «проверка» обнаружила, что не все населенные пункты обеспечены транспортом и что до некоторых поселков полуострова автобусы не доходят вообще, что заставляет крымчан самостоятельно добираться до трассы и добираться попутным транспортом. Очень часто водители автобусов не довозят людей до места назначения, указанного в билете, а также отказывают в перевозке «пассажирам льготных категорий». Сами автобусы, выходящие в рейс, несмотря на закупленные сотни «новых российских машин», не новые и тесные, редко ремонтируются и имеют «подозрительное» техническое состояние. Следует указать, что по состоянию на 2014 год отсутствие в каком-либо селе или поселке Крыма автобусного сообщения приводило к моментальному и острому скандалу, независимо от фамилий тогдашних чиновников. Крым вошел в условия оккупации с целом неплохим по возрасту автопарком, который как можно увидеть оккупантами на самом деле не обновлялся, особенно для перевозок в сельской местности.
Вместе с тем, несмотря на качество услуг, подорожание проезда в городских и пригородных маршрутках было представлено «командой Сергея Аксенова» как большой успех, а так называемый «министр транспорта» Сергей Карпов сообщил, что «стоимость пассажирских перевозок по «Республике Крым» останется ниже, чем в других регионах Южного федерального округа».
Крымские перевозчики в свою очередь, утверждают, что «чиновники» сами довели отрасль до такого состояния, ведь они держали несколько лет экономически необоснованный «тариф», не занимались субсидированием, не выплачивали «компенсацию за перевозку льготников», не создавали инфраструктуру для водителей, а теперь хотят решить проблему одним запоздалым повышением «тарифов». Кроме того, перевозчики, оправдывают свое поведение тем, что около 30 % населения пользуется льготным проездом, и на компенсацию за их перевозку необходимо около пяти миллиардов рублей в год. Но «оккупационная администрация», отчитываясь в Москву о «полном решении проблем перевозок» за год выделяет до 1,6 миллиарда рублей, и остальные суммы компенсационных средств «куда-то исчезают». Перевозчики считают, что для преодоления упадочного состояния отрасли важно надлежащее финансирование, обновление автопарка, просмотр графиков и маршрутов, расчет загрузки, а увеличение «тарифов» позволит лишь законсервировать нынешнюю ситуацию].
Сложная ситуация с «Крымавтотрансом», контролирующим основную часть автобусных перевозок на оккупированном полуострове, стала причиной для проведения карательными органами оккупантов масштабных проверок «транспортных услуг», но замена «руководства предприятия», естественно, не решила существующие проблемы.
Факт бесхозяйственного отношения к проблемам отрасли высветил скандал вокруг «муниципального унитарного предприятия» Симферополя «Горавтотранс». В то время, когда нехватка транспорта надлежащего качества доставлял крымчанам неудобства, руководство симферопольского «Горавтотранс» допустило простой и разукомплектование уже упомянутых выше новых автобусов. В 2019 году за счет «бюджетных средств» для «Горавтотранса» были приобретены автобусы, но из 140 новых автобусов – 68 стояли под забором и не использовались по назначению. Как уже объяснялось выше такая ситуация обусловлена в первую очередь массовым браком поставленной техники, которую, во вторую очередь, подконтрольное оккупантам предприятие не могло отремонтировать, поскольку не имело это ни средств, ни желания.
Проверяющие лица от оккупационной «администрации» конечно же возложили всю вину в разрушении «Горавтотранса» на его «бывших руководителей», но проблема с автотранспортом от этого не стала менее критичной. Симферопольская «городская администрация» оказалась в шаге от банкротства, а «власти» Крыма не смогли найти выход из сложной ситуации. Городу в ближайшее время придется «вылезать из долгов», поскольку «лизинг» на этот автобусный парк заканчивается в 2021 году, а 300 миллионов рублей для оплаты договора нужно еще где-то найти. Об этой ситуации, как сказано выше, уже писала «АРК» и стоит добавить, что сейчас баланс «администрации» Симферополя держится исключительно на «федеральных дотациях», а Сергей Аксенов решать проблему не торопится.
Более 50 % поставленного автотранспорта продолжает простаивать в неисправном состоянии, средства на их ремонт не выделяют, к тому же, отсутствует надлежащее финансирование для выплаты заработной платы водителям маршрутных автобусов. Вместе с тем «власть» не жалеет средств на «показательную» и одновременно небрежную «реконструкцию» Гагаринского парка Симферополя, для чего израсходуют 30 миллионов рублей из «бюджета города». Кроме бесхозяйственного поведения «русской администрации» Крыма, пандемия и карантин добавили проблем и фактически «поставили на колени» сферу пассажирских перевозок.
На жалобы крымских пассажиров подконтрольная агрессору «власть» реагирует в привычном формате – обещаниями. «Начальник транспортного управления городской администрации» Симферополя Анастасия Волкова сообщила в интервью на местном радио, что в город планируется поставить 50 новых автобусов, которые будут укомплектованы «высокотехнологичным оборудованием» и заменять устаревший автопарк желтых автобусов. Однако многие эксперты предполагают, что подобные мероприятия, даже если и состоятся, то будут реализованы за счет сокращения «средств, выделяемых на капитальный ремонт и строительство», а также путем «распродажи» городской недвижимости.
Печальное состояние пассажирских перевозок наблюдается и в других городах Крыма. В феврале 2019 года в Керчи состоялось заседание «высших эшелонов крымской власти», на котором Сергей Аксенов резко раскритиковал работу общественного транспорта, в том числе троллейбусов. «Министр транспорта республики» сообщил «голове Крыма» о том, что вместо семи троллейбусов на линию ежедневно выходили в последнее время три-четыре единицы электротранспорта, но в день заседания на дороги вообще не вышел ни один троллейбус.
Сергей Карпов предложил «сделать в Керчи филиал «Крымтроллейбуса», поскольку город не справляется». «Руководство» транспортной сферы «администрации» города, конечно же, не захотело терять рычаги власти и пообещало «решить проблему» в течение одной-двух недель (что в полном объеме не произошло до сих пор). Кроме того, обсуждая техническое состояние «муниципальных автобусов», был сделан акцент на том, что из-за недостатка работающего подвижного состава на предприятии «Керчьгортранс» не соблюдается интервал движения и имели место завышение стоимости расходных материалов и запчастей.
Через неделю вместо того, чтобы находить пути решения проблемного вопроса и развивать городские пассажирские перевозки, вопрос о дальнейшей работе электротранспорта в Керчи рассматривала на заседании «рабочая группа по оказанию транспортных услуг населению». Члены «комиссии» приняли решение о «прекращении работы троллейбусов в связи с износом оборудования и невозможностью дальнейшего ремонта». Действительно, зачем же ремонтировать, когда можно просто закрыть, распродать то, что осталось, а люди могут ходить пешком. В конце концов «власти» приобрели несколько троллейбусов для осуществления пассажирских перевозок в Керчи и как всегда, пообещали выделять средства для нормальной организации пассажирских перевозок населения.
Заброшенность, депрессивность, разруха – именно так можно охарактеризовать сферу транспортных городских перевозок на территории Крыма. «Оккупационные власти» лишь обещают «обновить», «отремонтировать», «модернизировать» и «улучшить» состояние такой важной сферы, как пассажирское транспортное сообщение. Учитывая особое географическое положение и естественно-историческую уникальность Крыма, он требует такого же отношения и к организации транспортных перевозок. Обещания и искусственно созданная «картинка благосостояния» не могут заменить крымскому населению комфортную жизнь, поэтому методы решения транспортных проблем требуют несколько иного подхода.