Крупные предприятия розничной торговли больше не имеют права уничтожать или отправлять в отходы продовольственные товары с истекающим сроком годности. Им вменяется в обязанность заключать договоры с банками продуктов и благотворительными организациями для оперативного и беспрепятственного распределения излишков среди малообеспеченных граждан. Нарушителей ждут финансовые санкции, не говоря уже о чувствительном ударе по корпоративной репутации.
Строго на договорной основе
Специальный закон на этот счет, разработанный депутатом Гийомом Гаро, нижняя палата французского парламента приняла еще в декабре 2015 года. Через два месяца, после единогласного одобрения в сенате, он стал обязательным для исполнения на всей территории Франции. Этому эпохальному событию предшествовала многолетняя общественная кампания, которую инициировал муниципальный советник одного из парижских пригородов Араш Дерамбарш. По мнению ее участников, преступно выбрасывать на свалку или уничтожать еду, когда многим французам приходится экономить на питании или вовсе жить впроголодь.
В интервью британской The Guardian Жак Бале, глава сети французских банков продовольствия Banques Alimentaires, назвал принятие закона позитивным и символическим шагом. По его словам, благотворительные организации получили возможность распределять среди малообеспеченных сограждан более качественные и разнообразные продукты. «Прежде мы испытывали дефицит мяса, нехватку фруктов и овощей», – заявил Бале и выразил надежду, что новое законодательство позволит исправить ситуацию. Сейчас, по прошествии двух лет с момента принятия закона, можно констатировать, что расчеты господина Бале оправдались в полной мере.
Закон обязывает руководство продовольственных магазинов с торговой площадью более 400 квадратных метров заключать с благотворительными организациями постоянные договоры на безвозмездную передачу всех непроданных продуктов. Иначе директору магазина грозит штраф в размере €3750, пишет The Guardian.
Закон автоматически наложил запрет на варварскую практику сознательной порчи продуктов перед тем, как отправить их в контейнеры для отходов. Чаще всего для этого использовали хлорку. Таким незамысловатым образом супермаркеты отпугивали бездомных, студентов и прочих бедняков, собиравшимся ночами на задворках торговых заведений в поисках пригодной пищи. Теперь за каждый выявленный случай подобного обращения с продуктами торговцев ожидает крупный штраф.
Обычно розничные сети изымают из продажи скоропортящиеся товары с приближением даты «Best before…» («Рекомендуется употреблять до…»). Однако, как считают специалисты, даже с наступлением указанной даты еда не теряет своих потребительских свойств и вполне годится в пищу. Все дело в том, что производители, как правило, сознательно сокращают срок годности. С одной стороны, это вполне объяснимая попытка перестраховаться, а с другой – весьма эффективный способ увеличить оборот.
Производителям продовольствия тоже нашлось место в законе. Он отменил все бюрократические ограничения, которые мешали напрямую передавать благотворительным организациям излишки продуктов, выпущенных под брендом той или иной торговой сети. Как рассказал Жак Бале в недавнем интервью, это дало возможность одному крупному производителю ежемесячно отдавать банку продовольствия 30 тысяч сэндвичей, которые прежде оказывались невостребованными и вынужденно утилизировались.
Как это работает
В свою очередь, для банков продовольствия и прочих благотворительных организаций принятие закона означало существенный рост масштабов всех операций. Потребовались дополнительные помещения для складирования и распределения продуктов, грузовой автотранспорт, а главное, целая армия новых добровольных помощников.
Сегодня распределением продовольствия среди нуждающихся занимаются около 5тысяч благотворительных организаций по всей стране. Львиную долю продуктов питания они получают от крупных магазинов, свидетельствует портал радиокомпании NPR. О том, как работает система на практике, в репортаже NPB рассказывается на примере супермаркета сети «Ашан», расположенного в центре Парижа.
Каждое утро к складскому помещению подъезжает фургон из банка продовольствия, заключившего долгосрочный договор с дирекцией супермаркета. На складе его поджидает менеджер, отвечающий за этот участок повседневных операций.
Продукты, предназначенные для банка продовольствия, уже подготовлены к отправке. Обычно это йогурты, пицца, фрукты, овощи, сыр. Водитель, приехавший за продовольствием, проверяет по накладным сроки годности. Затем он измеряет температуру йогурта. Это обязательная процедура, позволяющая удостовериться, что молочные продукты перед отправкой хранились в холодильной камере.
Через весь центр Парижа фургон, нагруженный продовольствием, направляется к церкви St. Vincent de Paul, под эгидой которой функционирует благотворительный фонд и центр распределения продуктов. К моменту прибытия фургона там соберутся дежурные волонтеры. Их задача – оперативно разгрузить еду, а затем раздать ее нуждающимся. Помимо свежих продуктов, предоставленных «Ашаном», в продовольственных наборах обычно могут оказаться консервированные сардины, суп быстрого приготовления, упаковки с макаронными изделиями.
Впереди планеты всей
В свое время решение французских законодателей попало в разряд главных мировых новостей. Как с оттенком зависти отметили многие иностранные издания, Франция стала первой страной, совершившей подобный шаг. И, добавим, единственной к сегодняшнему дню.
В Великобритании законопроект, во многом схожий с французским, уже несколько лет лежит без движения в парламенте, несмотря на все усилия отдельных законодателей и общественных организаций. Использование нераспроданных продуктов питания для помощи малоимущим соотечественникам зависит от доброй воли и степени сознательности владельцев супермаркетов.
Япония и Германия занимают законное место в ряду государств, где рационально и ответственно относятся к излишкам продовольствия. Но и там дело не дошло пока о принятия специальных законодательных актов. Не случайно, начав применять закон на практике, Франция в 2017 году поднялась на самую верхнюю строчку в международном рейтинге продовольственной устойчивости. Помимо прочего в нем учитывается ситуация с пищевыми отходами, пишет сайт greenmatters.com.
Что касается Соединенных Штатов, то, по мнению Джонатана Блюма, автора книги «American Wasteland» («Американская страна отходов»), которого цитирует NPR, то там едва ли пойдут по французскому пути. В сегодняшнем политическом климате это просто невозможно, считает он. Французский вариант, по его словам, «отдает социализмом», но это отличный способ не только проявить заботу об окружающей среде, но и обеспечить качественной едой тех, кто нуждается в ней, говорит Блюм.
Пищевые отходы давно стали общемировой бедой – социальной, экономической, экологической. По свидетельству greenmatters.com, треть продовольствия, которое производится в мире, в итоге оказывается неиспользованной. Ежегодно на свалку попадает 1,3 миллиарда тонн продуктов общей стоимостью около 1 триллиона долларов. Если бы удалось спасти хотя бы четверть всех пищевых отходов, проблема голода на планете была бы решена, подчеркивает автор публикации.
Если в развивающихся странах основные потери происходят еще на стадии производства, то в развитых государствах – на этапе реализации и потребления. Таким образом, вина лежит не только на торговле. По данным газеты USA Today, среднестатистическая американская семья из четырех человек за год выбрасывает продукты на $1500.
Сейчас в Европе набирает силу общественное движение, объединившее политиков, благотворительные организации, общества защиты прав обездоленных. Они требуют распространить французский опыт на весь Евросоюз. А в самой Франции считают, что достигнутые результаты – лишь начало длинного пути. По словам муниципального советника Араша Дерамбарша, который первым высказал идею по поводу крупных супермаркетов, на очереди рестораны, булочные, школьные столовые, офисные кафетерии.
источник