Во вторник Федеральная торговая комиссия США (FTC) объявила о намерении принять меры против онлайн-приложения для получения наличных и необанка Dave, которые, по ее словам, использовали «вводящий в заблуждение маркетинг для обмана потребителей».
Речь идет о том, как Dave рекламировал потребителям наличные авансы в размере 500 долларов, которые он редко предлагал, а также «экспресс-комиссию», которую он взимал, если клиенты хотели получить деньги немедленно.
FTC заявила, что эта услуга вводила в заблуждение, поскольку маркетинг Dave подразумевал, что выдача наличных будет «мгновенной», используя для описания такую терминологию, как «на месте», не раскрывая информацию о комиссионных до тех пор, пока потребитель не завершит процесс регистрации и не предоставит Dave доступ к своему банковскому счету.
Комиссия варьировалась от 3 до 25 долларов, говорится в жалобе. Если пользователь решал не платить комиссию, ему приходилось ждать от двух до трех рабочих дней, пока стандартный перевод пройдет, говорится в жалобе. Более того, по словам FTC, Дэйв также иногда взимал неожиданную плату, которую он назвал «чаевыми».
Пользовательский интерфейс был разработан таким образом, чтобы пользователям было сложно обнаружить или избежать этой комиссии, что приводило к тому, что потребители чувствовали себя обманутыми, утверждает FTC.
Последняя проблема является еще одним примером «темных шаблонов» - или манипулятивных дизайнерских практик, - которые компании используют для того, чтобы направлять пользователей на действия, выгодные им самим, а не потребителям. Примерами такого поведения, которое FTC теперь хочет наказывать, являются такие вещи, как автоматическая установка флажков при регистрации пользователей или показ больших кнопок для действий, которые компания хочет, чтобы пользователи совершили.
Согласно недавнему исследованию, проведенному агентством, большинство подписных приложений и веб-сайтов используют темные схемы для обмана потребителей.
В случае с Дэйвом потребителям показывали изображения мультяшного ребенка в окружении еды и сообщения типа «10 здоровых блюд», «15 здоровых блюд» или «20 здоровых блюд», подразумевая, что чаевые пойдут на обеспечение питанием нуждающихся людей. Однако FTC утверждает, что из всех «чаевых» жертвуется только 10 центов, а оставшуюся сумму компания оставляет себе. Другими словами, чаевые на самом деле не обеспечивают полноценный обед, тем более 10-20 обедов. Кроме того, когда потребители пытались уменьшить сумму чаевых, они видели изображение того, как у ребенка забирают еду, пока не оставались с пустой тарелкой, говорится в жалобе.
Согласно документам Комиссии по ценным бумагам и биржам США, компания Dave получила более 149 миллионов долларов дохода от чаевых с 2022 года по первые шесть месяцев 2024 года, говорится в сообщении FTC.
Еще одна проблема заключалась в том, что Dave взимает ежемесячный членский взнос в размере 1 доллара, списываемый непосредственно с банковских счетов клиентов. Но когда пользователи узнавали об этой плате, они не могли легко отменить ее, говорится в жалобе. Некоторые даже пытались удалить свой аккаунт, чтобы избежать платы, но с них все равно снимали деньги, утверждает FTC.
Полный текст жалобы содержит несколько скриншотов с изображением хитроумных приемов Дейва, которые, по мнению FTC, нарушают раздел 5(a) Закона о FTC и Закон о восстановлении доверия покупателей к интернет-магазинам (ROSCA). Агентство добивается судебного запрета, чтобы остановить Дейва от продолжения его поведения, а также может потребовать денежного вознаграждения или другой помощи по усмотрению суда.
В ответ на жалобу компания Dave заявила, что она «разочарована» тем, что FTC решила подать иск.
«FTC выдвигает множество неверных утверждений относительно раскрытия информации Dave и того, как компания получает согласие на оплату услуг, связанных с нашими продуктами», - говорится в заявлении компании. «Во избежание сомнений, способность Dave взимать абонентскую плату, а также дополнительные советы и экспресс-плату не подвергается сомнению.
Мы считаем, что это дело - еще один пример чрезмерного регулирования со стороны FTC, и мы намерены решительно защищать себя. Мы очень серьезно относимся к соблюдению правил и прозрачности для клиентов и считаем, что всегда действовали в рамках закона. Мы по-прежнему сосредоточены на обслуживании наших клиентов, которые любят нашу продукцию и полагаются на нее», - говорится в сообщении.
Оригинал
Уникальность