Цена вопроса - $5 миллиардов долларов. Именно такой доход ежегодно приносит Египту Суэцкий канал. Это вторая статья доходов в бюджете страны после туризма ($13 млрд).
А между тем Суэцкий канал отнюдь не самый короткий путь из Европы в логово промышленно развитых азиатских «тигров». Северный морской путь гораздо короче! Например, протяженность пути из Лондона в Йокогаму через Суэц составляет 21900километров. А если грузовой корабль пойдет по Северному морскому пути (СМП), то длина маршрута Лондон – Йокогама составит всего 15200 км. На 6700 км короче! Представляете, какая экономия одного топлива?!
Однако через Суэцкий канал проходит 18 тысяч судов в год, а наш СМП в 2013 году избрали в качестве транзитного маршрута всего …467 иностранных судов. Понятно, что египетская морская магистраль удобна потому что, работает круглосуточно, а Севморпуть значительную часть времени блокирован льдами. Но глобальное потепление климата делает все, чтобы уравнять шансы. Вывод об этом сделали ученые на основании исследования дневников знаменитого покорителя Севера Фритьофа Нансена. Многие участки Арктики, которые норвежец героически штурмовал на своем «Фраме», сегодня спустя 100 лет оказались абсолютно судоходными. И если раньше Северный морской путь был открыт только 2 месяца в году, то теперь его можно эксплуатировать 6-8 месяцев. А при поддержке атомных ледоколов навигация длится уже 10 месяцев в году! А значит скоро Севморпуть станет альтернативой Суэцкому каналу? За разъяснениями мы обратились к профессору Александру Пилясову, директору Центра экономики Арктики и Севера Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития.
- В вопросе Северного морского пути есть две крайности, - говорит Александр Николаевич. - Первая это безудержная эйфория в духе: СМП это конкурент Суэцу, наше спящее сокровище, потенциальный источник значительных средств за транзит. Вторая крайность это мнение, что СМП крайне расточительная программа, очередной проект для отмывки денег и освоения миллиардов бюджетных денег. Истина, конечно, посередине. СМП никогда не будет конкурентом Суэцу, тем более теперь, когда там проложили дублер. Но мы можем в определенное время (например, летом, когда Суэц перегружен) быть подхватывающим звеном. Не более того. Но и это немало. Для Китая и Южной Кореи чрезвычайно заманчиво иметь возможность доставки контейнеров на свои автосборочные предприятия в Европе, экономя при этом на времени и топливе. Интерес к этому, несомненно, есть. СМП не сможет гарантировать точный график (всегда есть элемент непредсказуемости ледовой обстановки), но он хорош для грузов, которые не требуют доставки точно в срок. Кроме того, существуют всякие фантастические прогнозы климатологов, предсказывающих, что глобальное потепление обеспечит круглогодичную навигацию по Севморпути. Я не думаю, что это случится при нашей жизни. Но уже сейчас СМП дает возможность летней навигации почти безо льда. Это огромное богатство. Нам не надо ждать милостей от природы, нужно заняться обустройством северных портов и привлекать структурные инвестиции. Так мы сможем постепенно «разогреть» эту транспортную артерию.
Источник