Знакомьтесь: новое слово
К тому, что нас постоянно обвешивают при продаже товара на вес, мы уже как-то привыкли. И потому, когда покупаем товар, упакованный производителем, немного расслабляемся, ведь тут неожиданностей вроде бы быть не должно. Однако, как показывает простое изучение упаковок, терять бдительность рано. Даже в крупных супермаркетах нельзя чувствовать себя полностью защищенным, ведь к уловкам торговых сетей добавляются "сравнительно честные" способы отъема денег от производителей!
По данным Госкомстата, за последний год продукты подорожали в среднем на 70%. И потому, когда мы видим, что цена за бутылку подсолнечного масла или пакет сахара практически не изменилась, чувствуем большое облегчение: дескать, ну если так, то еще жить можно. Но не тут-то было, ведь как показывает практика, сегодня литровых бутылок и килограммовых пакетов днем с огнем не найдешь! А украинскому потребителю пришла пора познакомиться с пока еще новым для него словом - "даунсайзинг".
Дословно даунсайзинг означает "уменьшение размера". И хотя первоначально данный термин подразумевал сокращение размеров компании за счет сокращения сотрудников, сегодня он приобрел более "потребительское" значение. Для обычного покупателя даунсайзинг означает уменьшение веса или объема продукта в упаковке без изменения цены. И этой уловкой вовсю пользуются многие торговые марки.
Уже не литр...
Годы покупательского опыта приучили нас, что упаковка молока, кефира или, например, подсолнечного масла - это строго литр. Но, к сожалению, это уже давно не так.
Изучение молочных полок в супермаркете показало, что литровых бутылок, пакетов и коробок молока сейчас нет. Совсем. И если где-то в природе они и встречаются, то настолько редко, что из полсотни упаковок, представленных в ближайшем супермаркете, не нашлось ни одной литровой. Мягкий прямоугольный пакет чаще всего вмещает 900 и 940 граммов молока, бутылка - 900 граммов, картонная коробка - 920 граммов.
Думаю, придирчивый покупатель уже заметил то же, что и я: нынче количество молока в упаковке определяется не литрами, а граммами. Хотите узнать почему? Дело в том, что литр молока жирностью 3,2% при температуре 20 градусов весит около 1030 граммов. То есть упаковка молока весом, например, 900 граммов обводит покупателя вокруг пальца дважды. Даже если он настолько внимателен, что заметит вес, вряд ли сразу сообразит, что покупает даже не 0,9 литра молока, а 0,87 литра!
Привычные упаковки йогурта тоже могут оказаться обманкой. Например, бутылочки питьевого йогурта весом 350 и 290 граммов практически неразличимы на вид. Да и стоят примерно одинаково.
Или возьмем сметану. В широкой и на вид вполне приличной баночке объемом в 250 мл оказывается всего 180 граммов сметаны. А в квадратных мягких пакетах ее уже давно не полкило, а в лучшем случае 450 граммов.
То же и с творогом: в пачках может быть какое угодно количество продукта, но только не 500 и 250 граммов. Производители изощряются как могут: 350 граммов, 305, 170… Иному покупателю разобраться, какой творог покупать выгоднее, трудно даже с помощью калькулятора.
Отдельный разговор - подсолнечное масло, которое нынче продается в таре 920, 900, 870, 840, 780 и даже 720 граммов! И если вы это заметите при покупке, то потом уже не будете удивляться тому, что раньше в месяц у вас уходило две бутылки масла, а теперь - три.
И пиво, кстати, тоже становится все меньше и меньше: в бутылки и банки нынче зачастую наливают не пол-литра, а 0,48, 0,47 или 0,46 л.
Сколько вешать в граммах?
Нехорошее слово "даунсайзинг" отметилось и в других отраслях продуктовой сферы. Пакеты с рисом, гречкой и другими крупами все чаще встречаются весом 900 граммов, причем отличить их от полного килограмма на вид довольно сложно. А больше всего изощряются производители сахара, которые развешивают свой сыпучий продукт в пакеты по 900, 800 и даже 700 граммов. На днях на одной полке супермаркета увидела килограммовый пакет сахара стоимостью 15,28 грн. и 700-граммовый по цене 11,94 грн. На первый взгляд обмана никакого - ведь производитель честно указал вес продукта. Однако согласитесь: рука сама по себе так и тянется к упаковке с более привлекательной ценой. Между тем простой расчет показывает: во втором случае цена за килограмм сахара составляет более 17 гривен!
На упаковках с пряниками, конфетами, вафлями, печеньем и другими кондитерскими изделиями круглые цифры днем с огнем не найдешь. Остановилась возле полки с отечественным печеньем и специально переписала вес пачек: 270, 210, 195, 180, 170, 165, 155 граммов. Как видим, с ходу посчитать стоимость килограмма довольно проблематично. Впрочем, зарубежные производители печенья "играются" с весом еще больше: 128, 134, 253 и 454 грамма!
Прошли те золотые времена, когда плитка шоколада весила ровно 100 г - теперь в ней чаще всего 90-95 граммов. Но, оказывается, это еще по-божески! На днях дочка купила две плитки австрийского шоколада, между которыми, на первый взгляд, не было никакой разницы: один и тот же производитель, совершенно идентичные упаковки и одна и та же цена. Однако уже дома при ближайшем рассмотрении оказалось, что одна плитка весит 100 граммов, а другая - 50! Как такое возможно, что разница в весе вдвое совершенно незаметна в магазине? Секрет обнаружился при "вскрытии". Оказалось, что 100-граммовая плитка под картонной упаковкой завернута в привычную фольгу, в то время как 50-граммовая - в гофрированную коробочку.
Как бы это ни было обидно, впросак нынче можно попасть даже при покупке хлеба. Например, вес тостерного хлеба с отрубями, который я покупаю довольно часто, варьируется в зависимости от производителя от 350 до 500 граммов.
Словом, напрашивается вывод: в трудные времена, когда производители и продавцы хитрят все больше и чаще, нужно быть все время начеку. Будьте бдительны и помните, что чаще всего покупателя обманывает его собственная невнимательность.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
А нарушения нет...
- Если фактическая масса или объем продукта соответствуют тому, что заявлено на упаковке, если качественные характеристики товара соответствуют стандартам и сертификатам, то никаких нарушений нет, - разъяснил "КП" в Украине" заместитель руководителя ОО "Публичный аудит" юрист Андрей Вигиринский. - И хотя потребителей часто не покидает ощущение, что их обманули, производителей тоже понять можно. Дело в том, что в условиях роста цен перед производителями стоит непростая задача одновременно сохранить и клиента, и прибыльность. И если просто поднять цены, то клиент уйдет, поэтому приходится идти на мелкие хитрости. Самой популярной из таких хитростей в общемировой практике, в том числе и в ресторанном бизнесе, является уменьшение порции. Таким образом, вес продукта становится меньше, но визуально для потребителя ничего не меняется. Покупатель по привычке берет то, что он покупал всегда, и только со временем замечает, что теперь за ту же цену (а иногда и дороже) покупает на 100-150 граммов меньше. Формально никакого обмана нет, поскольку вес честно указан на этикетке. К тому же этот вариант лучше, чем, например, сохранение объема, но ухудшение качества.
КСТАТИ
Не только продукты
Немало изготовителей средств бытовой химии тоже не любят круглые цифры. Казалось бы, чего проще - расфасовать порошки и жидкие средства в пакеты, коробки и бутылки весом полкило и 1 килограмм. Не тут-то было! Стиральный порошок чаще всего фасуют в коробки по 400 граммов, а некоторые "облегченные" варианты и вовсе урезались до 350 граммов. Чистящие средства в банках весят по 450-480 граммов, а жидкие средства - по 900-950 миллилитров.
Источник