Funy-Maker
ТОП-МАСТЕР
Стартап - это не только об IT. В Украине активно развивается отрасль дизайна предметов. Где взять стартовый капитал и сколько на этом можно заработать.
Когда говорят об украинских стартапах и kickstarter, то первая ассоциация - это HiTech-компании, собирающие инвестиции на "умные" браслеты, вспышки для iPhone и дистанционные игрушки для домашних животных. На самом деле деньги на крупнейших краудфандинговых платформах ищут не только айтишники. В последние несколько лет активизировалось еще одно направление - это предметный дизайн. На мировых краудфандинговых площадках дизайн-стартапы легко собирают десятки тысяч долларов на продукты, которые хотят запустить в серийное производство.
ЛІГА.net выбрала наиболее успешные компании и разобралась, какие перспективы у украинских дизайнеров выйти на европейский и американский рынок и закрепиться там.
Продающий дизайн
В конце октября украинская дизайнерская команда AGE (Atremiy, Gera, Egor) из Одессы собрала на краудфандинговой площадке Kickstarter $85 000 для старта производства кобуры для телефона Phonster. Изначально предприниматели хотели привлечь всего $5 000. Но проект поддержало 767 человек, пожелавших получить товар первыми и с хорошей скидкой.
Кожаная кобура для смартфона стоит по украинским меркам недешево - от $89. Как рассказал ЛІГА.net CEO проекта Максим Герасичев, из-за этого продажи ориентированы в первую очень на западные рынки - США и Европу. По его словам, это регионы, где их товар ценят. AGE обеспечивает бесплатную доставку по всему миру.
Phonster - далеко не единственный украинский проект на Kickstarter. Недавно кампанию по сбору средств на умную настольную лампу из дерева начал запорожский Artzavod. Кампания еще продлится больше месяца, но, по словам основателя Artzavod Николая Пономаренко, они уже собрали 77% от необходимой суммы. Это не первая модификация настольного светильника, которую предприниматель проводит через краудфандинговую платформу, получая таким образом средства на производство первой партии товара и первых покупателей, сделавших предоплату. "В ней доработаны некоторые моменты. Один из них - сенсорное управление, которое мы разработали сами", - рассказывает дизайнер. Пономаренко старается придавать своим продуктам эксклюзивный дизайн и функционал. На сайте Artzavod есть свой интернет-магазин. Цены на товары отличаются в зависимости от региона мира. В Украине они ниже. Покупают тоже чаще иностранцы (из США, Канады, Австралии, Скандинавии и даже нередко Японии). "Западные лампы с похожим функционалом от $200 начинаются в цене", - рассказывает Пономаренко. У запорожского предприятия можно заказать ее за $124.
Еще один успешный украинский проект из сферы предметного дизайна реализовал в прошлом году на Kickstarter Артем Старостенко, основатель фирмы Verge-Style. Предприниматель придумал производить из качественной бронзы элемент бижутерии - декоративный якорек, покрытый позолотой и серебром. В конце прошлого года он собрал на старт производства в 11 раз больше, чем запланировал: $57 000. Как рассказывает Старостенко, 40% заказчиков - американцы. За прошедший год было продано 1500 изделий. Средняя цена - $50. Таким образом, предприниматель мог заработать только на этих якорьках $75 000 (без учета затрат и налогов). Также дизайнер занимается производством изделий из кожи.
Возрождение ремесла
Как рассказывает Пономаренко, пока украинские дизайнеры производят мало авторских аксессуаров. В основном это копии уже сделанного на Западе. По его мнению, Украина пока находится на переходном этапе. "Мы 70 лет жили без ремесленников, а весь мир продолжал творить и передавать опыт из поколения в поколение", - отмечает он. Поэтому во многом приходится догонять.
Помимо предпринимателей, которые производят изделия из кожи и металлов, появляется все больше фирм, специализирующихся на предметах интерьера из дерева. Они объединяются в сообщества дизайнеров-производителей и пытаются делать интернет-площадки для продаж. Показательный пример - проект HIS (Home Ideas Supply), который был создан в конце прошлого года. В сообществе уже около 20 украинских серийных производителей. В месяц прибавляется по одной-две новые компании. Руководитель проекта Олег Клименко рассказывает, что с началом кризиса многие дизайнеры интерьера остались без работы.
Количество украинцев, делающих дорогие ремонты и покупающих дизайнерскую мебель,сильно сократилось. Пришлось перестраиваться и сосредотачиваться на изготовлении отдельных элементов интерьера (приборов освещения, мелкой дизайнерской мебели и т.д.). HIS тоже пытается ориентироваться на Запад. Как говорит Клименко, проект уже обзавелся шоу-румом в Мюнхене и сейчас рассматривает рынки Польши и Австрии. Они стали особенно привлекательны после упрощения ввоза товаров в Европу.
"Убили все"
Предметные дизайнеры развеивают миф о том, что в Украине все производство обходится дешевле из-за более доступных сырья и комплектующих. Оказалось, у нас практически нет качественных ресурсов для заготовок. "Компоненты импортные практически все, кроме дерева, - говорит Пономаренко, производящий умные светильники. - У нас в стране убили все, мы даже стекло чешское покупаем". По его словам, все кожевники вынуждены закупать кожу в Турции или Италии. Ведь хорошей вычинки и покраски у нас нет.
"Я, решив производить свое устройство для приготовления коктейлей (кстати, тоже было на Kickstarter), не смог найти хорошую нержавеющую сталь в Запорожье! На минутку - металлургическом гиганте. Покупал импортную", - сетует он. Даже фанеру, по его словам, приходится в России заказывать, так как в нашей одни пеньки да сучки.
Маркетинг по цене золота
Еще одна сложность работы дизайнеров в Украине - это очень дорогостоящее продвижение товаров на зарубежных рынках. Руководитель HIS тратит деньги на то, чтобы попадать со своим товаром на международные выставки по интерьеру. Например, во Франкфурт. Пономаренко продвигает лампы и другие товары в соцсетях. "У меня неплохое комьюнити, которое мы создаем упорно вот уже два года. В Facebook и Instagram. Там у нас в основном западные фолловеры", - рассказывает он. Помогают также публикации в известных западных журналах о дизайне Yanko design, Freshome, Fubiz. С доступом к Kickstarter все тоже очень сложно. В Украине эта площадка официально не представлена. И необходимо иметь юрлицо в западных странах. Лучше всего в США. Или договориться с кем-то, кто будет посредником. Своих краудфандинговых платформ такого уровня у нас нет. "Нужно, чтобы в стране наладилась немного ситуация для начала, и наш хендмейд и предметный дизайн расцветет. У нас много креативных ребят", - верит Пономаренко.
ССЫЛКА
Когда говорят об украинских стартапах и kickstarter, то первая ассоциация - это HiTech-компании, собирающие инвестиции на "умные" браслеты, вспышки для iPhone и дистанционные игрушки для домашних животных. На самом деле деньги на крупнейших краудфандинговых платформах ищут не только айтишники. В последние несколько лет активизировалось еще одно направление - это предметный дизайн. На мировых краудфандинговых площадках дизайн-стартапы легко собирают десятки тысяч долларов на продукты, которые хотят запустить в серийное производство.
ЛІГА.net выбрала наиболее успешные компании и разобралась, какие перспективы у украинских дизайнеров выйти на европейский и американский рынок и закрепиться там.
Продающий дизайн
В конце октября украинская дизайнерская команда AGE (Atremiy, Gera, Egor) из Одессы собрала на краудфандинговой площадке Kickstarter $85 000 для старта производства кобуры для телефона Phonster. Изначально предприниматели хотели привлечь всего $5 000. Но проект поддержало 767 человек, пожелавших получить товар первыми и с хорошей скидкой.
Кожаная кобура для смартфона стоит по украинским меркам недешево - от $89. Как рассказал ЛІГА.net CEO проекта Максим Герасичев, из-за этого продажи ориентированы в первую очень на западные рынки - США и Европу. По его словам, это регионы, где их товар ценят. AGE обеспечивает бесплатную доставку по всему миру.
Phonster - далеко не единственный украинский проект на Kickstarter. Недавно кампанию по сбору средств на умную настольную лампу из дерева начал запорожский Artzavod. Кампания еще продлится больше месяца, но, по словам основателя Artzavod Николая Пономаренко, они уже собрали 77% от необходимой суммы. Это не первая модификация настольного светильника, которую предприниматель проводит через краудфандинговую платформу, получая таким образом средства на производство первой партии товара и первых покупателей, сделавших предоплату. "В ней доработаны некоторые моменты. Один из них - сенсорное управление, которое мы разработали сами", - рассказывает дизайнер. Пономаренко старается придавать своим продуктам эксклюзивный дизайн и функционал. На сайте Artzavod есть свой интернет-магазин. Цены на товары отличаются в зависимости от региона мира. В Украине они ниже. Покупают тоже чаще иностранцы (из США, Канады, Австралии, Скандинавии и даже нередко Японии). "Западные лампы с похожим функционалом от $200 начинаются в цене", - рассказывает Пономаренко. У запорожского предприятия можно заказать ее за $124.
Еще один успешный украинский проект из сферы предметного дизайна реализовал в прошлом году на Kickstarter Артем Старостенко, основатель фирмы Verge-Style. Предприниматель придумал производить из качественной бронзы элемент бижутерии - декоративный якорек, покрытый позолотой и серебром. В конце прошлого года он собрал на старт производства в 11 раз больше, чем запланировал: $57 000. Как рассказывает Старостенко, 40% заказчиков - американцы. За прошедший год было продано 1500 изделий. Средняя цена - $50. Таким образом, предприниматель мог заработать только на этих якорьках $75 000 (без учета затрат и налогов). Также дизайнер занимается производством изделий из кожи.
Возрождение ремесла
Как рассказывает Пономаренко, пока украинские дизайнеры производят мало авторских аксессуаров. В основном это копии уже сделанного на Западе. По его мнению, Украина пока находится на переходном этапе. "Мы 70 лет жили без ремесленников, а весь мир продолжал творить и передавать опыт из поколения в поколение", - отмечает он. Поэтому во многом приходится догонять.
Помимо предпринимателей, которые производят изделия из кожи и металлов, появляется все больше фирм, специализирующихся на предметах интерьера из дерева. Они объединяются в сообщества дизайнеров-производителей и пытаются делать интернет-площадки для продаж. Показательный пример - проект HIS (Home Ideas Supply), который был создан в конце прошлого года. В сообществе уже около 20 украинских серийных производителей. В месяц прибавляется по одной-две новые компании. Руководитель проекта Олег Клименко рассказывает, что с началом кризиса многие дизайнеры интерьера остались без работы.
Количество украинцев, делающих дорогие ремонты и покупающих дизайнерскую мебель,сильно сократилось. Пришлось перестраиваться и сосредотачиваться на изготовлении отдельных элементов интерьера (приборов освещения, мелкой дизайнерской мебели и т.д.). HIS тоже пытается ориентироваться на Запад. Как говорит Клименко, проект уже обзавелся шоу-румом в Мюнхене и сейчас рассматривает рынки Польши и Австрии. Они стали особенно привлекательны после упрощения ввоза товаров в Европу.
"Убили все"
Предметные дизайнеры развеивают миф о том, что в Украине все производство обходится дешевле из-за более доступных сырья и комплектующих. Оказалось, у нас практически нет качественных ресурсов для заготовок. "Компоненты импортные практически все, кроме дерева, - говорит Пономаренко, производящий умные светильники. - У нас в стране убили все, мы даже стекло чешское покупаем". По его словам, все кожевники вынуждены закупать кожу в Турции или Италии. Ведь хорошей вычинки и покраски у нас нет.
"Я, решив производить свое устройство для приготовления коктейлей (кстати, тоже было на Kickstarter), не смог найти хорошую нержавеющую сталь в Запорожье! На минутку - металлургическом гиганте. Покупал импортную", - сетует он. Даже фанеру, по его словам, приходится в России заказывать, так как в нашей одни пеньки да сучки.
Маркетинг по цене золота
Еще одна сложность работы дизайнеров в Украине - это очень дорогостоящее продвижение товаров на зарубежных рынках. Руководитель HIS тратит деньги на то, чтобы попадать со своим товаром на международные выставки по интерьеру. Например, во Франкфурт. Пономаренко продвигает лампы и другие товары в соцсетях. "У меня неплохое комьюнити, которое мы создаем упорно вот уже два года. В Facebook и Instagram. Там у нас в основном западные фолловеры", - рассказывает он. Помогают также публикации в известных западных журналах о дизайне Yanko design, Freshome, Fubiz. С доступом к Kickstarter все тоже очень сложно. В Украине эта площадка официально не представлена. И необходимо иметь юрлицо в западных странах. Лучше всего в США. Или договориться с кем-то, кто будет посредником. Своих краудфандинговых платформ такого уровня у нас нет. "Нужно, чтобы в стране наладилась немного ситуация для начала, и наш хендмейд и предметный дизайн расцветет. У нас много креативных ребят", - верит Пономаренко.
ССЫЛКА