Стремление к компенсированию растущих расходов заставило сотовых операторов повысить стоимости услуг международной и междугородней связи и в роуминге. Следующий шаг - рост тарифов в домашнем регионе. Средняя стоимость сотовой связи по годовым результатам в Москве может вырасти на 12 процентов.
Первый пошел
Активное повышение стоимости роуминга, а также услуг международной и междугородной связи началось с февраля этого года. Первым о повышении цен сообщил «Мегафон». Если принимать во внимание страны европейского союза, то там цены на входящие и исходящие звонки для абонентов, которые пользуются мобильным связью. выросли на 20 рублей за минуту и стоит 49 рублей. Это если брать по отношению к рублю. В других странах мира стоимость выросла до 129 рублей за минуту (ранее было 119 рублей). То есть, увеличилась на 10 рублей.
Новые тарифы не обошли стороной и мобильный интернет. Согласно последним данным 100 килобайт передаваемой информации стало стоить на 70 процентов больше.
Также со вчерашнего дня единица тарификации интернета округлена до 1 мегабайта, но пока только для некоторых тарифных планов в Уральском регионе. Это означает, что абонент должен оплатить 1 мегабайт интернета даже в том случае, если загрузит страницу в 100 килобайт, или просто случайно зайдет в браузер. Новые изменения должны коснуться только абонентов, находящихся в Уральском регионе, и то только тех, у кого не подключены опции интернета. Их процент по сравнению с общей базой компании - незначительный.
Оператор-дискаунтер Tele2 продолжил эстафету: с 27 февраля стоимость внутрисетевых исходящих и входящих звонков при нахождение абонента по пределами домашнего региона выросла с на 50 копеек за минуту до 2 рублей, а смс-сообщение - на 1 рубль, до 2,5 рублей. Звонки в зарубежных роуминге (СНГ, Европа и Балтия) подорожали с 9,45 до 15 рублей за минуту.
Компания МТС с 26 февраля ввела нави тарифы на пользование мобильным интернетом в черте сети в некоторых тарифах до 50 рублей в сутки, а на интернет-опции - до 350 рублей за месяц. Однако оператор уверяет, что данные нововведения коснутся только тех абонентов, которые пользуются архивными тарифами и опциями. А таких абонентов насчитывается 0,007 процента от общего количества.
«ВымпелКом» (бренд «Билайн») в тот же день, что и МТС, сделал больше стоимость телефонных разговоров и смс-сообщений по межгороду и за границу. При этом пресс-секретарь «Билайн» Анна Айбашева подчеркнула, что на счет стоимости роуминга в текущем году компания не принимала изменений, и они держатся на прошлогоднем уровне. Интернет в роуминге у оператора по прежнему остается недорогим - 5 рублей за мегабайт в большинстве стран, которые пользуются популярностью среди туристов из России.
Все компании увеличение цен на пользование их услугами объясняют снижением курса рубля и тяжелой ситуации в стране в сфере экономики. «Мы очень точечно оптимизируем нашу тарифную линейку, потому что нам нужно компенсировать растущие затраты на международные и междугородние соединения», - комментирует причину повышения тарифов Айбашева.
Управляющий партнер «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов объясняет, что российские сотовики оплачивают роуминг иностранным операторам, в сети которых находятся абоненты, а эти платежи установлены в американской и европейской валютах. В МТС отметили, что компания вынуждено отдавать зарубежным операторам около 70 процентов от цены за сервисы связи в роуминге.
Придется раскошеливаться
Относительно тарифных планов в рамках домашнего региона, то в данное время операторы не намерени спешат делать объявление о повышенных ценах. Согласно словам пресс-секретаря Tele2 Ирины Рыбаковой, повышение стоимости услуг на международный роуминг, звонки и смс-сообщения, которые имеют низкий уровень использования, а ето значит, что данные расходы на них сильно не отразятся, дает возможность на удерживания низких цен на базовые услуги — звонки и смс внутри региона.
Однако скрытое удорожание неголосовых услуг уже началось. Как сообщили в департаменте информационных технологий города Москвы, согласно данным регулярного мониторинга, с начала декабря 2014 года по конец января 2015-го цены на услуги сотовой связи в Москве в рублях выросли на несколько процентов. Причем голосовая связь в этот период в Москве подешевела на 4 процента, но мобильный интернет и смс-сообщения подорожали более чем на 10 процентов.
Операторы не могут открыто менять ценники — мешает конкуренция, которая за последние три года резко возросла. «"Большая тройка" операторов потратила большие средства на строительство 3G и 4G, и теперь старается нарастить абонентскую базу в данных сегментах, предлагая тарифы по минимальным ценам», — поясняет Тимур Нигматуллин, аналитик ИК «Финам». На усиление конкуренции повлияло появление четвертого федерального оператора в лице совместного предприятия Тele2 и «Ростелекома» с очень агрессивной стратегией экспансии. Наконец, свою роль сыграло разрешение на перенос номера, этой услугой за последний год воспользовались более миллиона абонентов.
Однако рост абонентской платы неизбежен — развитие инфраструктуры, модернизация базовых станций и замена комплектующих требуют расчетов с поставщиками в валюте, что сказывается на финансовых показателях игроков. По мнению Алексея Чукарина, руководителя аналитического подразделения департамента информационных технологий города Москвы, в первую очередь оптимизация затронет так называемые «удельные» тарифы, то есть пакетные услуги: абоненты будут платить ту же сумму в рамках своего тарифа, однако само наполнение этого тарифа будет сокращаться. Например, если тариф предусматривал 1 гигабайт мобильного интернета, абонент за ту же цену будет получать уже меньший объем.
Кроме того, постепенно из линейки предложений начнут вымываться самые бюджетные тарифы — именно по этому пути сейчас следуют некоторые операторы платного телевидения. Будет меньше промоакций и специальных предложений, уверен Алексей Чукарин.
В результате «средний чек» на услуги сотовых операторов в Москве по итогам 2015 года, несомненно, вырастет. Показатели роста зависят от сценария развития экономической ситуации в целом, говорит Чукарин, но при базовом сценарии «средний чек» одного домохозяйства увеличится как минимум на 12 процентов. Это совпадает с прогнозом инфляции, которая по итогам года, по данным Минэкономразвития, составит 10-12 процентов.
Что касается самих абонентов, то объемы потребления, напротив, будут только расти, уверены эксперты. В Москве около 60 процентов абонентов имеют смартфоны, которые в фоновом режиме используют мобильный интернет, поэтому интернет-трафик снижаться не будет. «А попытки сократить время разговора по телефону или количество смс-сообщений на общей картине никак не скажутся», — добавляет Чукарин.
Возможно, некоторые абоненты будут отказываться в целях экономии от каких-либо дополнительных платных сервисов, предоставляемых операторами — например, уведомлений, подписок на новости и так далее. Кроме того, возрастет спрос на сервисы, позволяющие контролировать свои расходы и экономить на самых интенсивно используемых услугах, добавляет Дмитрий Тузов, сооснователь и директор по продуктам RooX Solutions.
Тем не менее операторы уверены, что экономический кризис не приведет к экономии россиян на мобильной связи. В России одни из самых низких цен на связь в мире, сообщили «Ленте.ру» в МТС, и сотовая связь давно стала неотъемлемой частью «продуктовой корзины» россиянина.
В конце прошлого года на заказ «Мегафона» компания Synovate Comcon организовала мониторинг покупательского поведения и сделала на основе етого следующие выводы: сотовая связь и интернет меньше всего поддаются влиянию ситуации в сфере экономики в стране среди всех существующих категорий платных товаров и услуг. О желании экономить на этих расходах заявили всего 23 процента опрошенных, в то время как о снижении расходов на питание вне дома и путешествиях сообщили 63 процента респондентов. «Ежемесячно россияне тратят на связь порядка 300 рублей, а доля расходов на эти цели в общем объеме расходов домохозяйств не превышает один процент, — резюмирует исполнительный директор по развитию бизнеса на массовом рынке компании «Мегафон» Михаил Дубин. — Поэтому мы не прогнозируем, что будут снижены траты абонентов, в кризис люди, как правило, экономят на крупных статьях расходов».
специально для MMGP.COM
Последнее редактирование: