В Национальном банке Украины считают, что для поддержки экономики в условиях военного времени важнее сосредоточиться на точечных мерах ограничения импорта — прежде всего на налогах для электромобилей и посылок стоимостью до €150.
В отчете регулятора отмечается, что дефицит текущего счета платежного баланса страны в 2025 году продолжает расширяться, напрямую отражая потребности в обороне и восстановлении инфраструктуры. За январь–сентябрь дефицит достиг $24,9 млрд, что в основном объясняется ростом дефицита торговли товарами на фоне значительного увеличения импорта.
«В отличие от периодов относительного мира, этот рост носит преимущественно инвестиционный характер — он связан с стратегическими вложениями в безопасность и восстановление. Потребительский импорт при этом растет умеренно — всего на 8% г/г за январь–август 2025 года, и его доля в общем объеме импорта даже сокращается. Таким образом, расширение торгового дефицита не вызвано потребительским бумом или низкой конкурентоспособностью отечественных товаров», — подчеркнули в НБУ.
Эксперты регулятора видят два возможных направления коррекции ситуации: сокращение неприоритетных расходов и введение налогообложения на некритические в военное время категории импорта, которые не нанесут ощутимого вреда экономике. В отчете за октябрь 2025 года особо выделяются целевые меры: налоги на посылки до €150 и другие неприоритетные товары — электромобили, предметы роскоши и аналогичные категории.
С января по август 2025 года в Украину было ввезено 61,7 тыс. легковых электромобилей (BEV) — на 52% больше, чем за тот же период прошлого года, что отражает растущий интерес украинцев к электротранспорту. Общая таможенная стоимость поставок составила почти $1,27 млрд. Основной поставщик — Китай, на его долю приходится 92% ввоза, второе место занимает Япония с 3%.
Недавно в интервью агентству «Интерфакс-Украина» глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев подчеркнул: Украина должна поддерживать отечественных производителей и ритейл, а не предоставлять льготы иностранным поставщикам.
«Сейчас создается масштабная дыра для контрабандного импорта, который дробится на многочисленные посылки по €150 каждая. Я уверен, что бизнес, который страдает от этой льготы, должен более последовательно объяснять обществу и депутатам Верховной Рады необходимость ее отмены», — отметил Гетманцев.
источник
уникальность