Мир, в котором денежные средства исчисляются десятками миллионов, объемы поставок – 20- и 40-футовыми морскими контейнерами, а клиенты платят исключительно по безналу и чаще всего суммами с большим количеством нолей – оптовая торговля.
Крупные партии товара, огромная выручка и еще более впечатляющий оборот и, как правило, совсем небольшое количество сотрудников. Это бизнес, который требует значительных инвестиций на начальном этапе, однако в случае успешного старта будет обеспечивать по-настоящему приличный доход.
И сегодня мы расскажем о секретах этого бизнеса.
Чем обычная b2b-торговля отличается от оптовой?
Часто продажу товаров по безналичному расчету юридическим лицам ошибочно называют оптовой торговлей, что истине соответствует совсем не всегда.
Опт – это продажа большого количества товаров одного наименования одному покупателю.
Что это значит?
Продажа 10 разных товаров одному покупателю – это b2b-торговля, продажа 10 единиц одного товара одному покупателю – это торговля оптовая. И сейчас мы поговорим о ее основных особенностях.
1. Необходимость иметь достаточно большой финансовый резерв. Часто сроки доставки партии товара с момента оплаты составляют 30-60 дней. Все это время вы должны как-то работать и выполнять свои обязательства перед другими поставщиками, партнерами и сотрудниками. А это – достаточно серьезные затраты.
2. Формирование круга постоянных клиентов – дилеров. Основными покупателями оптовых компаний чаще всего являются или крупные фирмы (например, 100 рабочих мест для нового офиса), или ритейлеры – небольшие компании, распространяющие ваши товары в розничной сети. Как правило, именно вторые являются ядром целевой аудитории. Именно поэтому формирование и расширение дилерской сети – основная задача, если вы собираетесь заявить о себе по-настоящему серьезно.
3. Работа исключительно в правовом поле. В мире оптовой торговли какие-либо махинации и попытки обойти законодательство часто заканчиваются довольно плачевно – штраф и конфискация всей партии товара (какой бы большой она не была!) в пользу государства. Поэтому строить всю свою деятельность необходимо строго в правовом поле: это не тот бизнес, где стоит рисковать всем, ради сиюминутной выгоды.
Где и как искать поставщиков?
Самый первый вопрос – это поиск и отбор поставщиков. Именно на этом этапе большинство тех, кто хочет войти в мир оптовой торговли и отсеивается. Причина проста: даже сходные (а часто и вовсе одинаковые) по своим характеристикам товары часто производят десятки фабрик в разных странах. Как во всем этом не потеряться?
1. Вы либо ваши сотрудники или партнеры должны хорошо разбираться в товарной категории. Это ключевой момент в поиске поставщика. Если вы знаете все особенности товара, которым собираетесь торговать – без труда сможете определиться и с конкретным брендом или производителем, и с ценовой политикой, и с условиями сотрудничества с поставщиками.
2. Обязательно проверяйте поставщика перед началом сотрудничества и перед отгрузкой товара. Практически в каждой стране есть русскоязычные агенты, которые предлагают подобные услуги и знакомы со всеми особенностями и тонкостями ведения бизнеса и культурным кодом ваших потенциальных партнеров. Если поставщик находится в вашей стране – не лишним будет для укрепления деловых связей лично познакомиться с руководителями предприятия.
3. Согласуйте все договоры и условия с вашим юристом, нанимайте для консультаций юристов в стране пребывания поставщика. Это поможет лучше защитить ваши интересы и интересы вашего бизнеса и избежать возможных проблем с задержками отгрузок, браком, некомплекцией и прочими не самыми приятными вещами. Ваши интересы защищены только договором. И лучше, если этот договор составлен безупречно, не так ли?
Основной рынок – производственный центр всего мира – сегодня Китай. Многие поставщики (как производители, так и крупные дилеры) представлены на Alibaba.com – международной бизнес-платформе, благодаря которой время на поиск нужных контактов снижается до минимума.
Региональные и национальные производители часто участвуют в профильных выставках. Если таковые проводятся в вашем регионе – это отличная возможность буквально в течение 1-2 дней пообщаться с огромным количеством поставщиков и собрать полезные контакты едва ли не всех крупных игроков отрасли в регионе.
Как найти востребованный продукт или товарную группу?
Личный опыт, холодный расчет и деловое чутье – вот те три кита, на которых держится весьма нестандартный процесс выбора товара. Особенно это актуально в том случае, если вы только выходите на рынок и по ряду понятных причин не можете составить действительно серьезную конкуренцию лидерам.
Но и здесь стоит придерживаться определенных правил.
1. Продукт должен соответствовать ожиданиям целевой аудитории. И чтобы этого добиться, нужно в первую очередь определиться с тем, кто же они – промежуточные и конечные покупатели вашего товара. Для дилеров наибольший интерес представляет маржинальность и востребованность, для конечных потребителей – набор выгод и преимуществ, которые они получают при покупке. Чем лучше вы знаете своих потенциальных клиентов – тем выше вероятность попасть в цель.
2. Начинайте с малого. Тестируйте ассортимент, завозите первоначально небольшие партии товара, анализируйте – и уже исходя из этого формируйте свое предложение. Не стоит делать ставку на что-то одно – это рано или поздно обязательно обернется тем, что ваш склад будет забит невостребованным товаром.
3. Не бойтесь операционного убытка. Часто тестирование новых товаров или подключение дилеров связано с достаточно серьезными временными убытками. Например, при поставке товара в торговые сети отсрочка платежа может составлять до 50-60 дней. Просто будьте к этому готовы и закладывайте все возможные задержки и форс-мажоры в финансовую модель.
Немного об условиях оплаты и доставки
Появление операционных убытков связано еще и с тем, что подавляющее большинство поставщиков и производителей предпочитают работать либо по полной предоплате, либо по оплате по факту погрузки.
А это значит, что финансовый активы могут быть заморожены на протяжении 30-60 дней только на то время, которое требуется на то, чтобы контейнеры дошли из пункта назначения на ваш склад.
Таким образом, запас прочности должен составлять не менее 100-120 дней. Именно в течение этого времени ваша компания должна функционировать исправно даже в том случае, если поставщики уже взяли оплату за новую партию товара, а покупатели еще не до конца оплатили предыдущую.
По международным стандартам доставка обычно оплачивается покупателем. Это относится как к вам, так и к вашим клиентам. Стоит, однако, заметить, что этот стандарт носит сугубо рекомендательный характер: фактически, вы можете оговаривать условия доставки индивидуально в каждом конкретном случае.
Правила формирования оптовой цены
И вот пришло время перейти к самому интересному – торговле. К этому моменту вы уже изучили потребности целевой аудитории, определились с товаром, оговорили условия доставки.
А теперь наступает время финансового моделирования: ведь нам нужно определить оптимальную оптовую цену, которая даст возможность быстро реализовать товар и получить при этом выручку, которая не только покроет все издержки, но и даст возможность вам к хлебу с маслом прикупить немного красной икры.
Наценка должна в любом случае покрывать закупочную цену и административные расходы. Исключение из этого правила можно сделать только в том случае, если вы прогадали с товаром, и он лежит на складе мертвым грузом долгое время.
Используйте гибкую ценовую политику. Назначайте разную наценку для разных категорий покупателей: в зависимости от объемов закупок, от сроков оплаты, от надежности.
Грамотно обоснуйте и аргументируйте цену. Говорите не о стоимости, а о выгодах, которые получает клиент. К примеру, если розничная цена вашего товара составляет 75 рублей, а вы предлагаете его оптом по 50 – есть смысл к коммерческом предложении упомянуть тот факт, что потенциальная прибыль дилера составляет 50% стоимости.
Тестируйте. Не бойтесь предлагать клиентам новые условия. Часто введение ограничений по минимальной розничной цене или дополнительное предложение по сопутствующим товарам позволяет добиться по-настоящему поразительных результатов.
Интересуйтесь бизнесом своих партнеров. И тогда вы точно будете знать, что именно вы можете предложить в конкретный момент времени и по какой цене.
И хотя цена – один из важнейших факторов, однако не стоит забывать об остальных конкурентных преимуществах, каждое из которых может оказаться решающим при завоевании клиента. Это
Назвать этот список полным нельзя – для каждого рынка (и более того – для каждой рыночной ситуации) существует свой набор выгод, преимуществ и условий. И ваша задача – найти именно тот баланс, который сделает ваше предложение по-настоящему интересным и привлекательным.
Наработка полезных контактов
Основа успеха в долгосрочной перспективе – это постоянная наработка клиентской базы и полезных контактов. Что это значит?
Нужно работать не только на продажи сегодня, но и одновременно с этим просчитывать ситуацию на перспективу. В данный момент сотрудничество с крупными сетями вам не по карману, но что мешает обзавестись знакомствами среди их менеджеров и руководителей? Через несколько лет или даже месяцев это может очень пригодиться, когда вы наконец созреете для сотрудничества.
Как ни парадоксально, но многие крупные сделки и строятся чаще всего по принципу «где-то когда-то встречались» или «кто-то вспомнил и посоветовал». Активность в деловой среде всегда себя окупает, сколько бы времени она не отнимала. И при правильном подходе дивиденды от этой активности вы начнете получать уже очень скоро.
Посещайте выставки, принимайте участие в круглых столах и встречах с чиновниками, не упускайте возможности дать комментарий СМИ – и вы будете приятно удивлены тем, какой эффект это дает.
Маркетинг и репутация
Часто личных контактов достаточно для того, чтобы работать со стабильно прибылью и при этом вообще не давать рекламы и не продвигать свой бизнес другими методами. Но возможно это далеко не всегда, и поэтому сейчас мы расскажем о наиболее распространенных способах продвижения бизнеса.
В долгосрочной перспективе вся маркетинговая активность компании должна быть ориентирована на выстраивание репутации. Именно она по истечении определенного времени и станет вашим главным преимуществом перед менее опытными и искушенными конкурентами.
Непрерывное развитие
Однако построить действительно крупную компанию можно только одним способом – путем непрерывного внедрения мелких улучшений, каждое из которых будет пусть и небольшим, но подспорьем для роста вашего бизнеса.
Японцы описывают эту практику понятием «кайдзен» - когда череда незаметных улучшений позволяет бизнесу расти в геометрической прогрессии. Непрерывная отладка и совершенствование бизнес-процессов, развитие клиентской базы и проработка новых товарных групп – вот тот путь к успеху, который обеспечит вам действительно серьезный доход. И правило это, стоит заметить, справедливо не только для оптовой торговли.
Подводя итоги
Оптовая торговля – это серьезный бизнес, войти в который, однако, сегодня имеет возможность каждый человек, обладающий достаточным капиталом и готовый взять на себя первоначальные риски.
Это не стартап и не рулетка, где прибыль зависит от удачи. Только точный расчет, внимательное отношение к деталям и кропотливая работа по налаживанию связей с клиентами и партнерами (в том числе - потенциальными).
Это бизнес, который требует личного контроля и сверхответственного отношения к каждой мелочи. Однако уровень прибыли и возможности для развития оправдывают любые затраты сил и времени.
Сегодня мы рассказали об основных особенностях оптовой торговли как бизнеса. Есть что добавить, или с чем-то не согласны? Делитесь своим опытом в комментариях.
А мы вскоре расскажем о том, как добиться успеха в сфере розничной торговли и поделимся секретами эффективных инвестиций в реальные, а не виртуальные, бизнесы.
Крупные партии товара, огромная выручка и еще более впечатляющий оборот и, как правило, совсем небольшое количество сотрудников. Это бизнес, который требует значительных инвестиций на начальном этапе, однако в случае успешного старта будет обеспечивать по-настоящему приличный доход.
И сегодня мы расскажем о секретах этого бизнеса.
Чем обычная b2b-торговля отличается от оптовой?
Часто продажу товаров по безналичному расчету юридическим лицам ошибочно называют оптовой торговлей, что истине соответствует совсем не всегда.
Опт – это продажа большого количества товаров одного наименования одному покупателю.
Что это значит?
Продажа 10 разных товаров одному покупателю – это b2b-торговля, продажа 10 единиц одного товара одному покупателю – это торговля оптовая. И сейчас мы поговорим о ее основных особенностях.
1. Необходимость иметь достаточно большой финансовый резерв. Часто сроки доставки партии товара с момента оплаты составляют 30-60 дней. Все это время вы должны как-то работать и выполнять свои обязательства перед другими поставщиками, партнерами и сотрудниками. А это – достаточно серьезные затраты.
2. Формирование круга постоянных клиентов – дилеров. Основными покупателями оптовых компаний чаще всего являются или крупные фирмы (например, 100 рабочих мест для нового офиса), или ритейлеры – небольшие компании, распространяющие ваши товары в розничной сети. Как правило, именно вторые являются ядром целевой аудитории. Именно поэтому формирование и расширение дилерской сети – основная задача, если вы собираетесь заявить о себе по-настоящему серьезно.
3. Работа исключительно в правовом поле. В мире оптовой торговли какие-либо махинации и попытки обойти законодательство часто заканчиваются довольно плачевно – штраф и конфискация всей партии товара (какой бы большой она не была!) в пользу государства. Поэтому строить всю свою деятельность необходимо строго в правовом поле: это не тот бизнес, где стоит рисковать всем, ради сиюминутной выгоды.
Где и как искать поставщиков?
Самый первый вопрос – это поиск и отбор поставщиков. Именно на этом этапе большинство тех, кто хочет войти в мир оптовой торговли и отсеивается. Причина проста: даже сходные (а часто и вовсе одинаковые) по своим характеристикам товары часто производят десятки фабрик в разных странах. Как во всем этом не потеряться?
1. Вы либо ваши сотрудники или партнеры должны хорошо разбираться в товарной категории. Это ключевой момент в поиске поставщика. Если вы знаете все особенности товара, которым собираетесь торговать – без труда сможете определиться и с конкретным брендом или производителем, и с ценовой политикой, и с условиями сотрудничества с поставщиками.
2. Обязательно проверяйте поставщика перед началом сотрудничества и перед отгрузкой товара. Практически в каждой стране есть русскоязычные агенты, которые предлагают подобные услуги и знакомы со всеми особенностями и тонкостями ведения бизнеса и культурным кодом ваших потенциальных партнеров. Если поставщик находится в вашей стране – не лишним будет для укрепления деловых связей лично познакомиться с руководителями предприятия.
3. Согласуйте все договоры и условия с вашим юристом, нанимайте для консультаций юристов в стране пребывания поставщика. Это поможет лучше защитить ваши интересы и интересы вашего бизнеса и избежать возможных проблем с задержками отгрузок, браком, некомплекцией и прочими не самыми приятными вещами. Ваши интересы защищены только договором. И лучше, если этот договор составлен безупречно, не так ли?
Основной рынок – производственный центр всего мира – сегодня Китай. Многие поставщики (как производители, так и крупные дилеры) представлены на Alibaba.com – международной бизнес-платформе, благодаря которой время на поиск нужных контактов снижается до минимума.
Региональные и национальные производители часто участвуют в профильных выставках. Если таковые проводятся в вашем регионе – это отличная возможность буквально в течение 1-2 дней пообщаться с огромным количеством поставщиков и собрать полезные контакты едва ли не всех крупных игроков отрасли в регионе.
Как найти востребованный продукт или товарную группу?
Личный опыт, холодный расчет и деловое чутье – вот те три кита, на которых держится весьма нестандартный процесс выбора товара. Особенно это актуально в том случае, если вы только выходите на рынок и по ряду понятных причин не можете составить действительно серьезную конкуренцию лидерам.
Но и здесь стоит придерживаться определенных правил.
1. Продукт должен соответствовать ожиданиям целевой аудитории. И чтобы этого добиться, нужно в первую очередь определиться с тем, кто же они – промежуточные и конечные покупатели вашего товара. Для дилеров наибольший интерес представляет маржинальность и востребованность, для конечных потребителей – набор выгод и преимуществ, которые они получают при покупке. Чем лучше вы знаете своих потенциальных клиентов – тем выше вероятность попасть в цель.
2. Начинайте с малого. Тестируйте ассортимент, завозите первоначально небольшие партии товара, анализируйте – и уже исходя из этого формируйте свое предложение. Не стоит делать ставку на что-то одно – это рано или поздно обязательно обернется тем, что ваш склад будет забит невостребованным товаром.
3. Не бойтесь операционного убытка. Часто тестирование новых товаров или подключение дилеров связано с достаточно серьезными временными убытками. Например, при поставке товара в торговые сети отсрочка платежа может составлять до 50-60 дней. Просто будьте к этому готовы и закладывайте все возможные задержки и форс-мажоры в финансовую модель.
Немного об условиях оплаты и доставки
Появление операционных убытков связано еще и с тем, что подавляющее большинство поставщиков и производителей предпочитают работать либо по полной предоплате, либо по оплате по факту погрузки.
А это значит, что финансовый активы могут быть заморожены на протяжении 30-60 дней только на то время, которое требуется на то, чтобы контейнеры дошли из пункта назначения на ваш склад.
Таким образом, запас прочности должен составлять не менее 100-120 дней. Именно в течение этого времени ваша компания должна функционировать исправно даже в том случае, если поставщики уже взяли оплату за новую партию товара, а покупатели еще не до конца оплатили предыдущую.
По международным стандартам доставка обычно оплачивается покупателем. Это относится как к вам, так и к вашим клиентам. Стоит, однако, заметить, что этот стандарт носит сугубо рекомендательный характер: фактически, вы можете оговаривать условия доставки индивидуально в каждом конкретном случае.
Правила формирования оптовой цены
И вот пришло время перейти к самому интересному – торговле. К этому моменту вы уже изучили потребности целевой аудитории, определились с товаром, оговорили условия доставки.
А теперь наступает время финансового моделирования: ведь нам нужно определить оптимальную оптовую цену, которая даст возможность быстро реализовать товар и получить при этом выручку, которая не только покроет все издержки, но и даст возможность вам к хлебу с маслом прикупить немного красной икры.
Наценка должна в любом случае покрывать закупочную цену и административные расходы. Исключение из этого правила можно сделать только в том случае, если вы прогадали с товаром, и он лежит на складе мертвым грузом долгое время.
Используйте гибкую ценовую политику. Назначайте разную наценку для разных категорий покупателей: в зависимости от объемов закупок, от сроков оплаты, от надежности.
Грамотно обоснуйте и аргументируйте цену. Говорите не о стоимости, а о выгодах, которые получает клиент. К примеру, если розничная цена вашего товара составляет 75 рублей, а вы предлагаете его оптом по 50 – есть смысл к коммерческом предложении упомянуть тот факт, что потенциальная прибыль дилера составляет 50% стоимости.
Тестируйте. Не бойтесь предлагать клиентам новые условия. Часто введение ограничений по минимальной розничной цене или дополнительное предложение по сопутствующим товарам позволяет добиться по-настоящему поразительных результатов.
Интересуйтесь бизнесом своих партнеров. И тогда вы точно будете знать, что именно вы можете предложить в конкретный момент времени и по какой цене.
И хотя цена – один из важнейших факторов, однако не стоит забывать об остальных конкурентных преимуществах, каждое из которых может оказаться решающим при завоевании клиента. Это
- минимальные и максимальные объемы закупок,
- местоположение складов и условия доставки,
- скорость обработки заявок,
- условия оплаты товаров,
- бонусы для клиентов (например, предоставление демонстрационных образцов, полиграфической продукции, оплата части затрат на маркетинг и т.д.),
- возможность прохождения обучения,
- отзывы и истории успеха тех, кто уже работает с вами,
- ваша репутация и удобство сотрудничества.
Назвать этот список полным нельзя – для каждого рынка (и более того – для каждой рыночной ситуации) существует свой набор выгод, преимуществ и условий. И ваша задача – найти именно тот баланс, который сделает ваше предложение по-настоящему интересным и привлекательным.
Наработка полезных контактов
Основа успеха в долгосрочной перспективе – это постоянная наработка клиентской базы и полезных контактов. Что это значит?
Нужно работать не только на продажи сегодня, но и одновременно с этим просчитывать ситуацию на перспективу. В данный момент сотрудничество с крупными сетями вам не по карману, но что мешает обзавестись знакомствами среди их менеджеров и руководителей? Через несколько лет или даже месяцев это может очень пригодиться, когда вы наконец созреете для сотрудничества.
Как ни парадоксально, но многие крупные сделки и строятся чаще всего по принципу «где-то когда-то встречались» или «кто-то вспомнил и посоветовал». Активность в деловой среде всегда себя окупает, сколько бы времени она не отнимала. И при правильном подходе дивиденды от этой активности вы начнете получать уже очень скоро.
Посещайте выставки, принимайте участие в круглых столах и встречах с чиновниками, не упускайте возможности дать комментарий СМИ – и вы будете приятно удивлены тем, какой эффект это дает.
Маркетинг и репутация
Часто личных контактов достаточно для того, чтобы работать со стабильно прибылью и при этом вообще не давать рекламы и не продвигать свой бизнес другими методами. Но возможно это далеко не всегда, и поэтому сейчас мы расскажем о наиболее распространенных способах продвижения бизнеса.
- Участие в выставках и профильных отраслевых мероприятиях. Дает большой поток клиентов и позволяет с относительно небольшими затратами заявить о своем бизнесе целевой аудитории.
- Прямые продажи. Способ традиционный, достаточно затратный, но в большинстве случаев сверхэффективный при условии грамотного подбора персонала.
- Интернет-маркетинг. Использование веб-технологий сегодня – это один из самых бюджетных и одновременно с этим эффективных способов заявить о себе.
В долгосрочной перспективе вся маркетинговая активность компании должна быть ориентирована на выстраивание репутации. Именно она по истечении определенного времени и станет вашим главным преимуществом перед менее опытными и искушенными конкурентами.
Непрерывное развитие
Однако построить действительно крупную компанию можно только одним способом – путем непрерывного внедрения мелких улучшений, каждое из которых будет пусть и небольшим, но подспорьем для роста вашего бизнеса.
Японцы описывают эту практику понятием «кайдзен» - когда череда незаметных улучшений позволяет бизнесу расти в геометрической прогрессии. Непрерывная отладка и совершенствование бизнес-процессов, развитие клиентской базы и проработка новых товарных групп – вот тот путь к успеху, который обеспечит вам действительно серьезный доход. И правило это, стоит заметить, справедливо не только для оптовой торговли.
Подводя итоги
Оптовая торговля – это серьезный бизнес, войти в который, однако, сегодня имеет возможность каждый человек, обладающий достаточным капиталом и готовый взять на себя первоначальные риски.
Это не стартап и не рулетка, где прибыль зависит от удачи. Только точный расчет, внимательное отношение к деталям и кропотливая работа по налаживанию связей с клиентами и партнерами (в том числе - потенциальными).
Это бизнес, который требует личного контроля и сверхответственного отношения к каждой мелочи. Однако уровень прибыли и возможности для развития оправдывают любые затраты сил и времени.
Сегодня мы рассказали об основных особенностях оптовой торговли как бизнеса. Есть что добавить, или с чем-то не согласны? Делитесь своим опытом в комментариях.
А мы вскоре расскажем о том, как добиться успеха в сфере розничной торговли и поделимся секретами эффективных инвестиций в реальные, а не виртуальные, бизнесы.
Последнее редактирование: