"Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) сталкивается с системными отказами иностранных компаний от обслуживания уже поставленного оборудования, заявил глава корпорации Алексей Рахманов. Его слова приводит "Интерфакс".
"Если раньше это происходило один раз в год, то сейчас мы практически каждый месяц сталкиваемся с отказом иностранных компаний приехать на пусконаладку, либо обслуживать уже поставленное оборудование, либо поставлять запчасти. Мне кажется, все должны давно понять, что это (импортозамещение. - Прим. "Интерфакса") вопрос выживания, и здесь компромиссов быть не может", - сказал Рахманов в среду в эфире телеканала ОТР.
Он отметил, что работать с продукцией, которая только встает на производство, менее удобно. "Это требует дополнительных нервов и ресурсов. Очень часто нет уверенности, что это с первого раза будет работать, но мы должны отдавать себе отчет в том, что мы восстанавливаем и тянем целую отрасль производства судового оборудования и компонентов", - отметил Рахманов.
"Закрыть глаза" на санкции не получилось
АО "Объединенная судостроительная корпорация" на 100% находится в федеральной собственности. В холдинг входят около 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий. Корпорация производит не только гражданские суда, но и военные корабли.
Санкции в отношении ОСК западные страны стали вводить вскоре после присоединения Крыма к РФ. Так, 29 июля 2014 года американским компаниям было запрещено сотрудничать с ОСК, а ее активы в США подлежат замораживанию.
Сначала в руководстве корпорации не придавали санкциям большого значения. Введение ограничений - "событие ожидаемое", и ОСК "учитывала этот риск в планировании своей производственной деятельности", говорилось в июльском сообщении госкомпании 2014 года. "Формат, в котором санкции были объявлены, для ОСК представляет собой скорее неудобство, чем существенное препятствие в операционной деятельности и выполнении контрактов", - заверили российские судостроители.
Могут пострадать гражданские проекты, но в отдаленной перспективе - например, при лизинговых расчетах или работе с аудиторами - доля американских поставок в структуре закупок ОСК минимальна, сказал "Ведомостям" президент ОСК Алексей Рахманов.
Госкомпания мало что закупает в Америке, поскольку в США слабо развито судостроение, уверял гендиректор Infranews Алексей Безбородов.
Зато в Европе российские судостроители закупают электронику, двигатели, сталь, отмечали эксперты. Отечественные металлурги смогут заместить импорт, а вот, например, с импортозамещением двигателей могут возникнуть серьезные проблемы, предупреждали они еще семь лет назад.
По мере расширения санкций тревога судостроителей нарастала, хотя они по-прежнему говорили о ней неохотно. "Американские санкции создают неудобства, но ОСК за шесть лет привык работать в санкционном режиме, - заявил глава корпорации Алексей Рахманов в декабре 2020 года в эфире телеканала "Россия 1". - Для нас это создает целый набор неудобств, нет здесь нужды кривить душой, а с другой стороны, давайте так: с 2014 года, что я работаю в корпорации, мы живем в режиме санкций. Одни санкции, другие санкции, секторальные европейские, специальные американские. В этот раз, на самом деле, не произошло ничего нового. Лишь добавилась наша старейшая верфь".
Так Рахманов прокомментировал опубликование Минторгом США списка из 103 компаний РФ и КНР, связанных с вооруженными силами. К ним решено применить ограничения на экспорт. Список включает Минобороны РФ, крупные предприятия авиационной, космической и других отраслей. В числе попавших под санкции компаний оказались и входящие в ОСК петербургские "Адмиралтейские верфи", где строятся дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 "Варшавянка", отмечали РИА "Новости".
Санкции угрожают и авиаотрасли, признают в правительстве РФ
Вице-премьер Юрий Борисов заявил о возможной блокировке экспорта в РФ из США всей высокотехнологичной продукции. "Администрация Байдена с сентября месяца фактически вводит "кокомовские" списки (Координационный комитет по экспортному контролю (КоКом) - международная организация, в эпоху Холодной войны, составлявшая перечни "стратегических" товаров и технологий, не подлежащих экспорту в СССР и другие соцстраны. - Прим. "Интерфакса"). То есть в Россию по их желанию будет запрещен экспорт всей высокотехнологичной продукции, какой они посчитают нужным", - сказал Борисов в среду на форуме "Госзаказ".
По его словам, новые санкции США могут коснуться авиаотрасли и привести к разрыву действующих контрактов. "Вот вы имеете контракты во всех областях. Авиация как живой пример с гарантированными поставками различной западной продукции. И вот по решению кого-то, какого-то дяди, берет (американская компания. - Прим. "Интерфакса") в одностороннем порядке его расторгает. Разве можно строить деловые отношения в такой ситуации?" - добавил вице-премьер.
Он сказал, что Россия из-за санкций новой администрации США займется отказом от западной продукции и импортозамещением. "Вопросы импортозамещения выходят для нас на первый уровень. Чем мы быстрее этим займемся и обезопасим себя в критических направлениях, тем устойчивее будем ко всем этим санкциям, - сказал Борисов. - Каждое утро мы с вами читаем, что США либо ввели, либо разрабатывают санкции против России. Европа их активно поддерживает, Латвия с Украиной постоянно выступают за расширение".
Впрочем, об импортозамещении власти РФ твердят на всех уровнях последние семь лет, с момента введения первых санкций за "агрессию" в Крыму и на востоке Украины.
Последний пакет санкций министерство торговли США опубликовало 17 марта. Он предусматривает экспортные ограничения в отношении России в связи с обвинениями Вашингтона в использовании Россией химического оружия.
"Бюро промышленности и безопасности (BIS) министерства торговли расширит экспортные ограничения для России в соответствии с решением госсекретаря от 2 марта 2021 года по поводу того, что российское правительство применяло химическое или биологическое оружие, нарушая международное право, или летальное химическое или биологическое оружие против собственных граждан", - говорится в заявлении на сайте министерства.
После вступления в силу новых мер бюро будет руководствоваться "презумпцией отказа", рассматривая заявки на лицензию на экспорт в Россию предметов, контролируемых по соображениям национальной безопасности. "Презумпция отказа" означает, что вероятность одобрения заявок - минимальная.
Некоторые категории экспорта и реэкспорта все же будут разрешены. В список частичных исключений попала продукция, необходимая для безопасности полетов гражданских пассажирских самолетов и поддержания правительственного космического сотрудничества, а также экспорт дочерним филиалам, полностью принадлежащим американским компаниям и другим иностранным филиалам американских компаний, находящихся в США.
До 1 сентября исключением из экспортных ограничений будет продукция, необходимая для космических запусков.
Подробнее: https://www.newsru.com/russia/24mar2021/osksanct.html
"Если раньше это происходило один раз в год, то сейчас мы практически каждый месяц сталкиваемся с отказом иностранных компаний приехать на пусконаладку, либо обслуживать уже поставленное оборудование, либо поставлять запчасти. Мне кажется, все должны давно понять, что это (импортозамещение. - Прим. "Интерфакса") вопрос выживания, и здесь компромиссов быть не может", - сказал Рахманов в среду в эфире телеканала ОТР.
Он отметил, что работать с продукцией, которая только встает на производство, менее удобно. "Это требует дополнительных нервов и ресурсов. Очень часто нет уверенности, что это с первого раза будет работать, но мы должны отдавать себе отчет в том, что мы восстанавливаем и тянем целую отрасль производства судового оборудования и компонентов", - отметил Рахманов.
"Закрыть глаза" на санкции не получилось
АО "Объединенная судостроительная корпорация" на 100% находится в федеральной собственности. В холдинг входят около 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий. Корпорация производит не только гражданские суда, но и военные корабли.
Санкции в отношении ОСК западные страны стали вводить вскоре после присоединения Крыма к РФ. Так, 29 июля 2014 года американским компаниям было запрещено сотрудничать с ОСК, а ее активы в США подлежат замораживанию.
Сначала в руководстве корпорации не придавали санкциям большого значения. Введение ограничений - "событие ожидаемое", и ОСК "учитывала этот риск в планировании своей производственной деятельности", говорилось в июльском сообщении госкомпании 2014 года. "Формат, в котором санкции были объявлены, для ОСК представляет собой скорее неудобство, чем существенное препятствие в операционной деятельности и выполнении контрактов", - заверили российские судостроители.
Могут пострадать гражданские проекты, но в отдаленной перспективе - например, при лизинговых расчетах или работе с аудиторами - доля американских поставок в структуре закупок ОСК минимальна, сказал "Ведомостям" президент ОСК Алексей Рахманов.
Госкомпания мало что закупает в Америке, поскольку в США слабо развито судостроение, уверял гендиректор Infranews Алексей Безбородов.
Зато в Европе российские судостроители закупают электронику, двигатели, сталь, отмечали эксперты. Отечественные металлурги смогут заместить импорт, а вот, например, с импортозамещением двигателей могут возникнуть серьезные проблемы, предупреждали они еще семь лет назад.
По мере расширения санкций тревога судостроителей нарастала, хотя они по-прежнему говорили о ней неохотно. "Американские санкции создают неудобства, но ОСК за шесть лет привык работать в санкционном режиме, - заявил глава корпорации Алексей Рахманов в декабре 2020 года в эфире телеканала "Россия 1". - Для нас это создает целый набор неудобств, нет здесь нужды кривить душой, а с другой стороны, давайте так: с 2014 года, что я работаю в корпорации, мы живем в режиме санкций. Одни санкции, другие санкции, секторальные европейские, специальные американские. В этот раз, на самом деле, не произошло ничего нового. Лишь добавилась наша старейшая верфь".
Так Рахманов прокомментировал опубликование Минторгом США списка из 103 компаний РФ и КНР, связанных с вооруженными силами. К ним решено применить ограничения на экспорт. Список включает Минобороны РФ, крупные предприятия авиационной, космической и других отраслей. В числе попавших под санкции компаний оказались и входящие в ОСК петербургские "Адмиралтейские верфи", где строятся дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 "Варшавянка", отмечали РИА "Новости".
Санкции угрожают и авиаотрасли, признают в правительстве РФ
Вице-премьер Юрий Борисов заявил о возможной блокировке экспорта в РФ из США всей высокотехнологичной продукции. "Администрация Байдена с сентября месяца фактически вводит "кокомовские" списки (Координационный комитет по экспортному контролю (КоКом) - международная организация, в эпоху Холодной войны, составлявшая перечни "стратегических" товаров и технологий, не подлежащих экспорту в СССР и другие соцстраны. - Прим. "Интерфакса"). То есть в Россию по их желанию будет запрещен экспорт всей высокотехнологичной продукции, какой они посчитают нужным", - сказал Борисов в среду на форуме "Госзаказ".
По его словам, новые санкции США могут коснуться авиаотрасли и привести к разрыву действующих контрактов. "Вот вы имеете контракты во всех областях. Авиация как живой пример с гарантированными поставками различной западной продукции. И вот по решению кого-то, какого-то дяди, берет (американская компания. - Прим. "Интерфакса") в одностороннем порядке его расторгает. Разве можно строить деловые отношения в такой ситуации?" - добавил вице-премьер.
Он сказал, что Россия из-за санкций новой администрации США займется отказом от западной продукции и импортозамещением. "Вопросы импортозамещения выходят для нас на первый уровень. Чем мы быстрее этим займемся и обезопасим себя в критических направлениях, тем устойчивее будем ко всем этим санкциям, - сказал Борисов. - Каждое утро мы с вами читаем, что США либо ввели, либо разрабатывают санкции против России. Европа их активно поддерживает, Латвия с Украиной постоянно выступают за расширение".
Впрочем, об импортозамещении власти РФ твердят на всех уровнях последние семь лет, с момента введения первых санкций за "агрессию" в Крыму и на востоке Украины.
Последний пакет санкций министерство торговли США опубликовало 17 марта. Он предусматривает экспортные ограничения в отношении России в связи с обвинениями Вашингтона в использовании Россией химического оружия.
"Бюро промышленности и безопасности (BIS) министерства торговли расширит экспортные ограничения для России в соответствии с решением госсекретаря от 2 марта 2021 года по поводу того, что российское правительство применяло химическое или биологическое оружие, нарушая международное право, или летальное химическое или биологическое оружие против собственных граждан", - говорится в заявлении на сайте министерства.
После вступления в силу новых мер бюро будет руководствоваться "презумпцией отказа", рассматривая заявки на лицензию на экспорт в Россию предметов, контролируемых по соображениям национальной безопасности. "Презумпция отказа" означает, что вероятность одобрения заявок - минимальная.
Некоторые категории экспорта и реэкспорта все же будут разрешены. В список частичных исключений попала продукция, необходимая для безопасности полетов гражданских пассажирских самолетов и поддержания правительственного космического сотрудничества, а также экспорт дочерним филиалам, полностью принадлежащим американским компаниям и другим иностранным филиалам американских компаний, находящихся в США.
До 1 сентября исключением из экспортных ограничений будет продукция, необходимая для космических запусков.
Подробнее: https://www.newsru.com/russia/24mar2021/osksanct.html