Дефолт пока не объявлялся, но страна в значительной мере уже живет в условиях традиционного постдефолтного негатива
На фоне непрекращающихся сейчас разговоров о необходимости для Украины новых внешних заимствований время от времени поднимается вопрос: может вместо новых долгов, которые большой частью пойдут на погашение старых, просто отказаться платить по последним, то есть объявить дефолт? Как это сделали Россия в 1998 г., Аргентина в 2001 и 2014 гг., Мексика в 1994 г., Уругвай в 2003 г., Северная Корея в 1987 г. Но опыт этих стран очень разный, чтобы опираться на него при оценке ситуации в Украине.
Дефолт – это необязательно банкротство
Общий смысл термина “дефолт” легко понять, если знать, что происходит он от английского слова default, означающего невыполнение обязательств. Дефолт может объявляться компаниями, частными лицами и государствами (суверенный дефолт).
Теоретически страна вообще может отказаться платить, по крайней мере, по внешним долгам. От этого жизнь внутри нее не остановится, но будет быстро переходить на принципы натурального хозяйства. Потому как внешняя реакция будет жесткой, вплоть до полной экономической изоляции: прекращение импорта и экспорта, заморозка остатков на счетах банков, отключение системы межбанковских платежей (SWIFT), прекращение обращения акций на биржах, арест зарубежного имущества и т. п.
Поэтому на практике все случаи суверенных дефолтов происходят по такой схеме: страна объявляет, от исполнения каких обязательств и на каких условиях она отказывается, прося о реструктуризации долгов, замене одних обязательств другими и/или о списании хотя бы части долгов. Стороны вступают в долгие переговоры, по результатам которых обычно находятся общие и частные компромиссы.
Таким образом, в случае суверенного дефолта, как правило, речь идет не о банкротстве (к чему часто приводит дефолт компаний и частных лиц), а о так называемом техническом дефолте, который объявляется в ситуации, когда заемщик не выполняет условия договора сейчас, но может выполнить их в будущем.
Суверенный дефолт может объявляться только по внутренним или внешним обязательствам или по тем и другим.
Чем рискован дефолт
Стран, обремененных долгами, в мире очень много, но случаев дефолтов среди них все же очень мало. Так происходит потому, что с одной стороны, и суверенные дефолты считаются ЧП в мировой экономике, поэтому международные организации стараются не доводить дело до них. С другой стороны, для самих стран дефолты – это не избавление от экономических болезней, а перевод их в состояние крайнего обострения, которое дает шансы на излечение, путей к которому вообще не было до принятия решения о дефолте.
В общем случае, страну объявившую о дефолте, ожидают ряд серьезных осложнений:
Даже только намек на возможность дефолта сразу ухудшает международную репутацию страны и подталкивает инвесторов к выводу капиталов. После объявления дефолта на дно падает рейтинг страны, и никто не захочет давать ей взаймы, разве что под серьезные залоги.
Резко снижается курс валюты государства. Вслед за этим падает импорт, сокращаются реальные доходы населения. Замедляются производства, зависящие от импортного сырья и комплектующих. Растет безработица.
Сжимается банковская система страны. Банки лишаются возможности пользоваться иностранными кредитами, из-за девальвации и спада экономической активности в стране им сложнее обслуживать уже взятые кредиты. Часть банков банкротится, часть замораживает реальные счета граждан и компаний. Кредитование реальной экономики самими банками сильно усложняется.
Возникает эффект “домино”, т.е. вслед за суверенным дефолтом начинаются отказы от выполнения обязательств не только банками, но и участниками рынка ценных бумаг.
Растет недоверие к государству со стороны собственного населения, других стран и международных организаций. Нарастают сложности политического характера, т.к. ресурсов для их решения становится меньше. Поэтому после дефолта власть в стране часто меняется, порой дело не ограничивается отставками первых лиц, меняется правящая в стране сила.
Если посмотреть на этот перечень неприятностей, то легко заметить, что все они в полной мере уже присутствуют в Украине.
Однако после дефолта еще ниже упадет курс гривни, т. к. сейчас он во многом держится за счет надежды на скорый транш МВФ. Банки начнут “болеть” еще сильнее. Экономика быстрее начнет сокращаться и т. д. Потому что мы вряд ли сможем направить средства, сэкономленные от уплаты по долгам, на поддержку внутренней ситуации. Ибо при сильно дефицитном госбюджете и нынешнем объеме золотовалютных резервов основную часть долгов сейчас и так предполагается погашать за счет новых заимствований, т.е. “сэкономить” за счет дефолта получится совсем немного. К тому же велика вероятность, что эти деньги чиновники если и не разворуют, то потратят неэффективно.
Плюсы дефолта:
В общем случае у страны появляется возможность направить больше денег на решение внутренних проблем. От кредиторов, которые после объявления дефолта обычно становятся более сговорчивыми, в ходе переговоров можно добиться снижения долгов.
В результате падения финансовой сферы схлопываются дутые сферы экономики, и растет значимость реального производства. Но значимость эта конвертируется в рост объемов медленно, т.к. в стране острая нехватка денег.
Из-за падения курса национальной валюты происходит удешевление производимого в стране товара, поэтому растет конкурентоспособность экспортеров. Но наращивание экспорта – дело долгое и непростое.
Следствием прекращения внешнего финансирования и ограничения импорта является то, что для государства становится более значимой забота о внутренних потреблении и источниках финансирования.
То есть дефолт — это не катастрофа и не разорение страны, а шанс для нее вырваться вперед. Но не стоит забывать, что за этот шанс платят – и очень дорого платят – большинство населения самой страны и ее частных компаний. Превратить же этот шанс в реальность может власть, получившая вследствие дефолта хороший “стимулирующий пендаль”. Но для этого она должна захотеть реальных перемен.
Для нынешней украинской власти дополнительный стимул для реформ в виде дефолта не нужен, для этого вполне достаточно уже случившихся событий в стране и сохраняющихся вызовов. Заставить же ее превратить слова о реформах в дела могут только угрозы: личной безопасности вследствие массовых протестов и развала страны.
Что власть думает о дефолте
24 декабря первый замминистра финансов Украины Игорь Уманский заявил, что реструктуризация внешнего долга страны не является предметом переговоров с кредиторами. Он также отметил, что пока нет юридических оснований пересматривать и параметры ранее утвержденной помощи МВФ.
Но мнения экспертов о перспективах разнятся. Одни из них, проанализировав правительственный проект бюджета-2015, называют его фактическим объявлением дефолта. Они говорят, что правительство “нарисовало” цифру дефицита, устраивающую МВФ, но на самом деле дефицит госбюджета намного больше.
Другие же утверждают, что сегодняшний внешний государственный долг Украины составляет около $40 млрд, т.е. 33-36% от ВВП. Это уровень пока некритичный. К тому же у кредиторов нет причин да и желания требовать его моментального погашения. В 2015 г. ситуация с выплатой внешнего долга будет напряженной: в первые семь месяцев надо отдавать ежемесячно по 500 млн долларов по внешним долгам, в сентябре-октябре надо выплатить 500 млн долларов и 600 млн евро по государственным еврооблигациям – но эти выплаты вполне реально осуществить. Сложнее отдать в декабре 3 млрд долларов российского кредита, но есть надежда, что средства для этого даст МВФ или комитет доноров, т.е. долг будет рефинансирован.
Но напомним, что возобновление внешнего кредитования возможно только при проведении властями реальных реформ, причем не долгосрочных в виде “Стратегии-2020”, а быстрых, здесь и сейчас.
На фоне непрекращающихся сейчас разговоров о необходимости для Украины новых внешних заимствований время от времени поднимается вопрос: может вместо новых долгов, которые большой частью пойдут на погашение старых, просто отказаться платить по последним, то есть объявить дефолт? Как это сделали Россия в 1998 г., Аргентина в 2001 и 2014 гг., Мексика в 1994 г., Уругвай в 2003 г., Северная Корея в 1987 г. Но опыт этих стран очень разный, чтобы опираться на него при оценке ситуации в Украине.
Дефолт – это необязательно банкротство
Общий смысл термина “дефолт” легко понять, если знать, что происходит он от английского слова default, означающего невыполнение обязательств. Дефолт может объявляться компаниями, частными лицами и государствами (суверенный дефолт).
Теоретически страна вообще может отказаться платить, по крайней мере, по внешним долгам. От этого жизнь внутри нее не остановится, но будет быстро переходить на принципы натурального хозяйства. Потому как внешняя реакция будет жесткой, вплоть до полной экономической изоляции: прекращение импорта и экспорта, заморозка остатков на счетах банков, отключение системы межбанковских платежей (SWIFT), прекращение обращения акций на биржах, арест зарубежного имущества и т. п.
Поэтому на практике все случаи суверенных дефолтов происходят по такой схеме: страна объявляет, от исполнения каких обязательств и на каких условиях она отказывается, прося о реструктуризации долгов, замене одних обязательств другими и/или о списании хотя бы части долгов. Стороны вступают в долгие переговоры, по результатам которых обычно находятся общие и частные компромиссы.
Таким образом, в случае суверенного дефолта, как правило, речь идет не о банкротстве (к чему часто приводит дефолт компаний и частных лиц), а о так называемом техническом дефолте, который объявляется в ситуации, когда заемщик не выполняет условия договора сейчас, но может выполнить их в будущем.
Суверенный дефолт может объявляться только по внутренним или внешним обязательствам или по тем и другим.
Чем рискован дефолт
Стран, обремененных долгами, в мире очень много, но случаев дефолтов среди них все же очень мало. Так происходит потому, что с одной стороны, и суверенные дефолты считаются ЧП в мировой экономике, поэтому международные организации стараются не доводить дело до них. С другой стороны, для самих стран дефолты – это не избавление от экономических болезней, а перевод их в состояние крайнего обострения, которое дает шансы на излечение, путей к которому вообще не было до принятия решения о дефолте.
В общем случае, страну объявившую о дефолте, ожидают ряд серьезных осложнений:
Даже только намек на возможность дефолта сразу ухудшает международную репутацию страны и подталкивает инвесторов к выводу капиталов. После объявления дефолта на дно падает рейтинг страны, и никто не захочет давать ей взаймы, разве что под серьезные залоги.
Резко снижается курс валюты государства. Вслед за этим падает импорт, сокращаются реальные доходы населения. Замедляются производства, зависящие от импортного сырья и комплектующих. Растет безработица.
Сжимается банковская система страны. Банки лишаются возможности пользоваться иностранными кредитами, из-за девальвации и спада экономической активности в стране им сложнее обслуживать уже взятые кредиты. Часть банков банкротится, часть замораживает реальные счета граждан и компаний. Кредитование реальной экономики самими банками сильно усложняется.
Возникает эффект “домино”, т.е. вслед за суверенным дефолтом начинаются отказы от выполнения обязательств не только банками, но и участниками рынка ценных бумаг.
Растет недоверие к государству со стороны собственного населения, других стран и международных организаций. Нарастают сложности политического характера, т.к. ресурсов для их решения становится меньше. Поэтому после дефолта власть в стране часто меняется, порой дело не ограничивается отставками первых лиц, меняется правящая в стране сила.
Если посмотреть на этот перечень неприятностей, то легко заметить, что все они в полной мере уже присутствуют в Украине.
Однако после дефолта еще ниже упадет курс гривни, т. к. сейчас он во многом держится за счет надежды на скорый транш МВФ. Банки начнут “болеть” еще сильнее. Экономика быстрее начнет сокращаться и т. д. Потому что мы вряд ли сможем направить средства, сэкономленные от уплаты по долгам, на поддержку внутренней ситуации. Ибо при сильно дефицитном госбюджете и нынешнем объеме золотовалютных резервов основную часть долгов сейчас и так предполагается погашать за счет новых заимствований, т.е. “сэкономить” за счет дефолта получится совсем немного. К тому же велика вероятность, что эти деньги чиновники если и не разворуют, то потратят неэффективно.
Плюсы дефолта:
В общем случае у страны появляется возможность направить больше денег на решение внутренних проблем. От кредиторов, которые после объявления дефолта обычно становятся более сговорчивыми, в ходе переговоров можно добиться снижения долгов.
В результате падения финансовой сферы схлопываются дутые сферы экономики, и растет значимость реального производства. Но значимость эта конвертируется в рост объемов медленно, т.к. в стране острая нехватка денег.
Из-за падения курса национальной валюты происходит удешевление производимого в стране товара, поэтому растет конкурентоспособность экспортеров. Но наращивание экспорта – дело долгое и непростое.
Следствием прекращения внешнего финансирования и ограничения импорта является то, что для государства становится более значимой забота о внутренних потреблении и источниках финансирования.
То есть дефолт — это не катастрофа и не разорение страны, а шанс для нее вырваться вперед. Но не стоит забывать, что за этот шанс платят – и очень дорого платят – большинство населения самой страны и ее частных компаний. Превратить же этот шанс в реальность может власть, получившая вследствие дефолта хороший “стимулирующий пендаль”. Но для этого она должна захотеть реальных перемен.
Для нынешней украинской власти дополнительный стимул для реформ в виде дефолта не нужен, для этого вполне достаточно уже случившихся событий в стране и сохраняющихся вызовов. Заставить же ее превратить слова о реформах в дела могут только угрозы: личной безопасности вследствие массовых протестов и развала страны.
Что власть думает о дефолте
24 декабря первый замминистра финансов Украины Игорь Уманский заявил, что реструктуризация внешнего долга страны не является предметом переговоров с кредиторами. Он также отметил, что пока нет юридических оснований пересматривать и параметры ранее утвержденной помощи МВФ.
Но мнения экспертов о перспективах разнятся. Одни из них, проанализировав правительственный проект бюджета-2015, называют его фактическим объявлением дефолта. Они говорят, что правительство “нарисовало” цифру дефицита, устраивающую МВФ, но на самом деле дефицит госбюджета намного больше.
Другие же утверждают, что сегодняшний внешний государственный долг Украины составляет около $40 млрд, т.е. 33-36% от ВВП. Это уровень пока некритичный. К тому же у кредиторов нет причин да и желания требовать его моментального погашения. В 2015 г. ситуация с выплатой внешнего долга будет напряженной: в первые семь месяцев надо отдавать ежемесячно по 500 млн долларов по внешним долгам, в сентябре-октябре надо выплатить 500 млн долларов и 600 млн евро по государственным еврооблигациям – но эти выплаты вполне реально осуществить. Сложнее отдать в декабре 3 млрд долларов российского кредита, но есть надежда, что средства для этого даст МВФ или комитет доноров, т.е. долг будет рефинансирован.
Но напомним, что возобновление внешнего кредитования возможно только при проведении властями реальных реформ, причем не долгосрочных в виде “Стратегии-2020”, а быстрых, здесь и сейчас.