В I полугодии 2015 г. доля заявок с подозрением на мошенничество выросла вдвое.
Если в I полугодии 2014 г. доля мошеннических заявок составляла около 1% от общего потока входящих заявлений, то в I полугодии 2015 г. она превысила 2%. Причем при сокращении количества входящих заявок в системе на 30%, количество подозрительных заявок выросло на 50%, что свидетельствует об активизации мошенников и общем ухудшении качества входящей популяции заемщиков, с которым столкнулись банки.
Пик активности мошенников пришелся на февраль 2015 года, когда доля подозрительных заявок превысила 3%. С апреля ситуация начала немного улучшаться, к концу июня показатель снизился до 1,8%. Однако этот показатель все еще выше докризисных значений на 80%.
...а случаев мошенничества - меньше
В 2014г. 48% всех подозрительных заявок приходилось на совпадение с уже известными случаями мошенничества. В 2015г. этот показатель снизился до 37%. При этом соотношение таких заявок к общему входящему потоку заявлений практически не изменилось. Это свидетельствует о том, что активность организованных групп мошенников в целом осталась на докризисном уровне.
Однако в 2,5 раза выросло количество заявок, в которых используются недостоверные данные о работодателе. Доля этого показателя в общем количестве подозрительных заявок также за год выросла с 8% до 24%.
Это говорит о новом популярном мошенническом тренде – росте количества обращений граждан к различного рода "посредникам в получении кредита", которые за вознаграждение помогают им подтвердить фиктивные доходы и занятость с целью получения кредита.
Даниэль Зеленский, генеральный директор Объединенного Кредитного Бюро, отмечает: "В 2015г. наблюдается всплеск попыток мошенничества на кредитном рынке, что в принципе характерно для периодов экономической нестабильности. При этом мы видим, что основным драйвером роста является новая популяция заемщиков, которая прежде не воспринималась банками в качестве "плохих" клиентов.
В условиях падения реальных доходов и потери работы некоторые категории граждан начинают испытывать острую потребность в заемных средствах. Не имея возможности получить кредит в условиях ужесточения требований банков к заемщикам, заемщики идут на незначительные с их точки зрения махинации о своем социальном статусе или уровне дохода.
Поскольку самостоятельно сделать это довольно сложно, они обращаются за помощью к третьим лицам в обмен за вознаграждение. Информация о таких услугах в большом количестве присутствует в интернете и на улицах городов.
Банкам довольно сложно противодействовать этой новой популяции мошенников, так как ранее они вполне могли быть законопослушными, а также могут обладать неплохой кредитной историей. В текущей ситуации для банков на первый план выходит тщательная всесторонняя проверка заемщиков с привлечением всех возможных внешних источников информации".
Источник