Проходящая последние десять лет реформа оплаты труда врачей мало повлияла на их мотивацию — такой вывод можно сделать из нового исследования экспертов Высшей школы экономики (его основу составили опросы врачей 2007−2016 годов).
Напомним, первая реформа оплаты труда в медучреждениях началась в 2008 году — тогда было предложено перейти от фиксированной зарплаты к смешанной, при которой на фиксированную часть приходится менее 70% размера выплаты, а минимум 30% суммы зависят от результата работы самого специалиста. Далее с 2012 года зарплаты врачей и медсестер начали формироваться с учетом механизма эффективного контракта (дополнительные бонусы) и существенно выросли по сравнению со средней зарплатой в экономике. Целью реформ было повышение у медперсонала мотивации к работе, что в итоге должно было обеспечить более высокое качество лечения.
Однако, как показали данные опросов, изменения в мотивации врачей оказались незначительными и эффект от них скорее получился противоположным ожидаемому. Так, «важность зарабатывания денег» за эти годы переместилась с первого на второе место в рейтинге мотивов, на первое место вышел «профессиональный интерес», на третье — «сочувствие к пациентам». Отвечая на вопрос о возможности улучшить качество своей работы ростом зарплаты, только 9% опрошенных врачей заявили, что это возможно (в 2007-м — 13%).
Почти две трети врачей сообщили, что они уже работают на высоком уровне качества и результативности (в 2007 году такой ответ дали 58%, в 2016-м — 63%), около трети сообщили, что могли бы улучшить свою деятельность незначительно (в 2007 году — 29%, в 2016-м — 27%). Отметим, впрочем, что, по данным опросов ВЦИОМа и ВШЭ, доля пациентов, довольных качеством российского здравоохранения сокращается.
По данным исследования, большинство врачей заинтересованы в росте не стимулирующей, а базовой части зарплаты. Это утверждение верно даже для тех из них, кто получает стимулирующие выплаты за интенсивность, качество и результативность и в итоге имеет более высокую зарплату.
По мнению авторов исследования, это значит, что врачи в гораздо большей степени ориентированы на защитную функцию зарплаты, а не на использование расширившихся возможностей для увеличения итогового заработка.
Источник
Напомним, первая реформа оплаты труда в медучреждениях началась в 2008 году — тогда было предложено перейти от фиксированной зарплаты к смешанной, при которой на фиксированную часть приходится менее 70% размера выплаты, а минимум 30% суммы зависят от результата работы самого специалиста. Далее с 2012 года зарплаты врачей и медсестер начали формироваться с учетом механизма эффективного контракта (дополнительные бонусы) и существенно выросли по сравнению со средней зарплатой в экономике. Целью реформ было повышение у медперсонала мотивации к работе, что в итоге должно было обеспечить более высокое качество лечения.
Однако, как показали данные опросов, изменения в мотивации врачей оказались незначительными и эффект от них скорее получился противоположным ожидаемому. Так, «важность зарабатывания денег» за эти годы переместилась с первого на второе место в рейтинге мотивов, на первое место вышел «профессиональный интерес», на третье — «сочувствие к пациентам». Отвечая на вопрос о возможности улучшить качество своей работы ростом зарплаты, только 9% опрошенных врачей заявили, что это возможно (в 2007-м — 13%).
Почти две трети врачей сообщили, что они уже работают на высоком уровне качества и результативности (в 2007 году такой ответ дали 58%, в 2016-м — 63%), около трети сообщили, что могли бы улучшить свою деятельность незначительно (в 2007 году — 29%, в 2016-м — 27%). Отметим, впрочем, что, по данным опросов ВЦИОМа и ВШЭ, доля пациентов, довольных качеством российского здравоохранения сокращается.
По данным исследования, большинство врачей заинтересованы в росте не стимулирующей, а базовой части зарплаты. Это утверждение верно даже для тех из них, кто получает стимулирующие выплаты за интенсивность, качество и результативность и в итоге имеет более высокую зарплату.
По мнению авторов исследования, это значит, что врачи в гораздо большей степени ориентированы на защитную функцию зарплаты, а не на использование расширившихся возможностей для увеличения итогового заработка.
Источник